Минипрограмма "Наставничество"
рабочая программа на тему

Зонова Вита Анатольевна


Данная программа включает цель, задачи,  планирование,  формы и методы работы с молодым специалистом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini_programma_nastavnichestvo.doc42.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мини программа «Наставничество»

Цель. Создание условий для профессионального роста молодого специалиста (воспитателя), способствующих снижению проблем адаптации и успешного вхождения в профессиональную деятельность.

Задачи.

  1. Способствовать наиболее комфортной адаптации педагога в коллективе.
  2. Создать систему работы, объединяющую деятельность молодого педагога и наставника, включающую:
  • использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности;
  • обеспечение информационным пространством для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками;
  • формирование теоретических и практических знаний и умений в работе с детьми и их родителями для максимального установления доверительных отношений и ними;
  • содействие целенаправленной работе по самообразованию;
  • развитие умения осуществлять анализ своей деятельности.

Результативность.

  1. Сформируется умение осуществлять глубокий детальный анализ своей деятельности.
  2. Сформируется умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, гибкость мышления.
  3. Раскроется творческий потенциал.

Формы и методы работы педагога – наставника с молодым специалистом (воспитателем)

  1. Общение на рабочем месте.
  2. Консультирование.
  3. Активные методы (практические занятия, участие в работе методических объединений ДОО, города).
  4. Самостоятельное изучение образовательных программ ДОО.
  5. Решение и анализ педагогических ситуаций.
  6. Обучение планированию.

Оценка деятельности молодого специалиста (воспитателя)

  1. Регулярная оценка (ежеквартальная, ежегодная):

критерии:

- отношение к своим обязанностям,

- выполнение инструкций,

- выполнение индивидуальных планов работы,

- вклад в реализацию задач ДОО.

  1. Мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста (воспитателя).
  2. Аттестация на соответствие занимаемой должности или квалификационную категорию.

Основные направления деятельности педагога-наставника

  1. Повышение уровня квалификации молодого специалиста (Самодиагностика. Анкета «Изучение затруднений педагога в организации современного качественного образования – Таблица 1)

   

  1.  Работа по самообразованию.

Цель: изучение вопросов, вызывающих затруднение у педагога для формирования темы по самообразованию)

      Этапы работы по самообразованию

  1. Информационно – аналитический: курсы повышения квалификации, изучение научной и учебно-методической литературы.
  2. Внедрение в практику: ведение дневника наблюдений, осуществление мониторинга с целью отслеживания результатов.
  3. Представление опыта работы по теме: педагогический совет, методический совет ДОУ, выступление на родительском собрании, статьи, разработка  конспекта занятий.

  1. Посещение и проведение мероприятий в рамках осуществления профессиональной деятельности: разнообразные открытые мероприятия - занятия с детьми, кружок, родительские собрания, досуги, спортивные праздники (Таблица 2).
  2. Методическая копилка, целью которой является стимулирование педагога к осуществлению инновационной деятельности: информационный банк - статьи, конспекты занятий, методические технологии.

Таблица 1

АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

(воспитателя)

п/п

Содержание вопроса

Варианта ответа

1

Знание анатомо-физиологических и психических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса.

2

Владение педагогической диагностикой.

3

Выбор типа занятия и темы его проведения.

4

Обеспечение практической направленности и учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний).

5

Умение планировать воспитательно-образовательный процесс.

6

Умение обосновать выбор тех или иных методов обучения, их оптимальное сочетание и соотношение.

7

Использование методов, направленных на развитие воспитанников.

8

Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки.

9

Использование здоровьесберегающих технологий.

10

Обеспечение благоприятных условий в группе:

- гигиенических;

- эстетических.

11

Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своим авторитетом.

12

Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитание и развитие воспитанников.

13

Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и детским садом.

  ВАРИАНТЫ ОТВЕТА:

- не владею

- владею частично

-владею свободно

Таблица 2

ПОСЕЩЕНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

Дата и время проведения

Группа, возраст и количество детей

Тема, цель

Содержание

Выводы по анализу (самоанализ) занятия

ДНЕВНИК

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА (ВОСПИТАТЕЛЯ)

№п/п

Дата и место

проведения НОД, ОД в режиме дня

Тема,

цель

деятельности

Содержание деятельности

Выводы, анализы

Подпись

наставника

инструктора по плаванию


Таблица 3

КАРТА АНАЛИЗА НОД, ОД в режиме дня

Дата

Место проведения

Группа (возраст и количество детей)

Педагог

 Тема

Продолжительность

деятельности

Программное содержание

Уровни оценки

Подготовка к занятию

Выполнение санитарно-гигиенических требований

Использование разнообразных форм организации детей на занятиях, оправданность выбранных форм.

Оправданность и рациональность выбора методов и приемов работы с детьми

Поведение детей на занятии, умение регулировать поведение детей в процессе занятия,

Умение корректировать ход занятия с учётом «обратной связи».

Усвоение детьми программного материала.

Умение составлять конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определять его содержание и структуру.

Подбор оборудования, его рациональное размещение

Предварительная работа с детьми (беседы, инструкции).

Удовлетворение двигательной активности детей

Контроль за правильной осанкой.

Рациональный подбор методов и приёмов

Соответствие длительности НОД, ОД в режиме дня санитарно-гигиеническим нормам.

Использование игровых приемов

Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей.

Приемы обеспечения эмоционального интереса детей.

Приемы активизации самостоятельности детей

Приемы подачи нового с опорой на базисные (приобретенные) умения и навыки.

Высокий

Средний

Низкий

Положительные моменты

Рекомендации

 

Оценка занятия


План работы педагога-наставника

Месяц

Содержание работы

Методы работы

Оценка выполнения, дата, подпись наставника

Примечание

1

2

3

4

5

I этап – адаптационный (сентябрь-октябрь)

Задачи: определение обязанностей и полномочий воспитателя группы;

               выявление недостатков в профессиональных умениях и навыках

Сентябрь

  1. Анкетирование по выяв-лению затруднений молодого специалиста в организации современного качественного образования.

Диагностика умений и навыков (самодиагностика)

  1. Изучение нормативно-правовой базы (локальных актов ДОО)

Помощь в изучении

  1. Оформление документации группы

Оказание помощи

  1. Педагогическое обследование индивидуального развития обучающихся

Подбор диагнос-тического инстру-ментария, оформ-ление отчетной документации

  1. Выбор темы по самообразованию

Обсуждение, подбор методи-ческой литерату-ры, планирование работы

Октябрь

  1. Посещение НОД, ОД в режиме дня молодого специалиста (познавательное занятие)

Анализ, само-анализ занятия

  1. Планирование образовательной работы в старшей группе

Обучение планированию, оказание помощи по ведению документации

  1. Подготовка материала к проведению родительского собрания

Практическая помощь в подго-товке

II этап – деятельностный (ноябрь- март)

Задачи: 1.развитие профессиональных умений;

            2.приобретение и накопление опыта;

            3.поиск эффективных методов и приемов работы с воспитанниками и родителями  (законными представителями);

            4.повышение профессионального мастерства;

               5.приобщение молодого специалиста к подготовке и посильному участию в жизни ДОО

Ноябрь

  1. Выявление профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения

Методические рекомендации, консультации

  1. Посещение занятия (фэмп) молодого специалиста  с целью оказания методической помощи

Анализ, самоанализ

  1. Повышение общеобразовательного уровня

Оказание помощи в подготовке презентации консультации (выступление на педчасе)

  1. Аттестационные требования к квалификации. Изучение нормативной документации

Составление портфолио дос-тижений моло-дого специалиста

Декабрь

  1. Участие в общественной жизни учреждения (оформление участка детского сада к городскому смотру)

Совместная трудовая деятельность

  1. Ведение плана образовательной работы

Контроль

  1. Организации индивидуально-коррекционной работы

Анализ, самоанализ

  1. Просмотр новогоднего утренника (наставник в роли ведущего)

Индивидуальная работа с детьми (разучивание стихов и песен)

Январь

  1. Выступление на педагогическом  часе (консультация)

Помощь в подборе материала

  1. Организация работы с родителями

Обсуждение форм взаимодействия

  1. Методика проведения НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Анализ, самоанализ

  1. Отчет молодого специалиста о работе по теме самообразования

Анализ, обсуждение

  1. Педагогическое обследование (промежуточное)

Оформление отчетной документации

Февраль

  1. Игровой практикум для родителей «Литературная гостиная» (ведущая)

Контроль

  1. Выявление профессиональных затруднений

Совместное определение путей их устранения

Март

  1. Проведение утренника «Весенняя капель» (в роли ведущего молодой специалист)

Практическая помощь в подготовке

  1. Подготовка сборника презентаций «ПБ для детей»

Самостоятельная деятельность молодого специалиста

  1. Участие в общественной жизни учреждения (вокальное выступление на 17-ом городском фестивале творчества образовательных учреждений)

Рекомендации по выбору репертуара

III этап – аналитический (апрель-май) – контрольно-оценочный

Задачи: проверка уровня профессиональной компетентности молодого специалиста;

               определение степени его готовности к выполнению функциональных обязанностей

Апрель

  1. Подготовка к проведению итогового обследования индивидуального развития детей

Контроль

  1. Участие в проектной деятельности группы «Наши деды – славные победы, вот кто наши деды!»

Равноправное взаимодействие наставника и молодого специалиста

  1. Разработка конспекта итогового занятия (познавательное)

Рекомендации по выбору методов и приёмов

Май

  1. Анализ выполнения рабочей учебной программы

Наблюдение за наставником

  1. Отчет об итогах наставничества

Заполнение соответствующей документации