Доклад на тему «СОЦИО-ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья (старшая группа) на тему

Прунчак Галина Николаевна

Доклад из опыта работы на тему "Социо - игровые приёмы обучения дошкольников" содержит интересный игровой материал, полезный для формирования дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Вместе с тем данная технология позволяет достичь положительных результатов в воспитании и обучении детей через взаимосвязь игры и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsio.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

«СОЦИО-ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Дети в нашей группе часто ссорятся. Их частые конфликты не могут содействовать формированию коллективных взаимоотношений. Найти подход к каждому ребѐнку, выяснить его проблемы, воспитать в нѐм чувство коллективизма, мне помогают социо-игровые приѐмы. Если «социо» – это малая группа, то игра – ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей, позволяющее ребѐнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Я стала внедрять в работу социо – игровую технологию с конца второй младшей группы. Данная технология предполагает новые подходы в воспитании и обучении детей через взаимосвязь игры и обучения и чаще всего используется в старшем дошкольном возрасте. Дети в этом возрасте либо уже связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А все это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было друг другу передавать, помогая приятелю или сверстнику, т.е. поддерживая его начинания. Но на личном опыте убедилась, что данную технологию можно начинать внедрять и раньше, в зависимости от интеллектуального уровня развития детей группы и их поведенческих особенностей.                                                                          Чтобы реализовать свои цели и задачи, я стала организовывать игры детей в малых группах (от 3 до 6 человек) или парах. Это самый простой путь к возникновению у детей сотрудничества, коммуникативности, создания в детском коллективе микрогрупп. Внутри микрогрупп возникают благоприятные эмоциональные условия для сравнения своих знаний, умений, возможностей с возможностями, знаниями, умениями своего друга. Иначе говоря - микрогруппа – это малый социум. Через работу в постоянных и временных микрогруппах — игровых командах — уменьшается дистанция между детьми, которые начинают находить подходы друг к другу. В некоторых случаях они открывают в себе терпимость и видят еѐ пользу для дела, которым занята малая группа (команда).

Деление на команды (объединение в «малые группы»).

 Для того чтобы разделить детей на микрогруппы я использую разрезанная открытку (картинку). Берутся четыре-пять почтовых открыток (картинок) (одинаковых или разных; лучше — большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из участников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. Если вы заметили, что дети в группе уже условно разделились по интересам и наклонностям, тогда можно предоставить им право самостоятельного деления на микрогруппы.

Аты-баты (развитие речи).

Дети объединяются по 3-6 человек, и каждая микрогруппа оборудует рабочее место. Расставив стулья в один большой круг, все садятся так, чтобы каждой группе удобно было шушукаться. От каждой группы в центр выходят по¬сыльные. Они рассчитываются между собой по считалочке:

Аты-баты, шли солдаты,

 Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, ты, не я.

Первый вышедший по жребию-считалочке сообщает своей команде, что они будут начинать. Все посыльные возвращаются в свои группы. Начинающая команда, договорившись о том, что «на базаре купили солдаты» дружно скандируют:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, ПЫЛЕСОС (холодильник, мороженое, воробья и т.д.). Затем, каждая микрогруппа по очереди, дружно называют характеристики, признаки, приметы. Например, ПЫЛЕСОС – черный, с колесами, электрический, новый и т.д. ВОРОБЕЙ – маленький, летает, в клетке, чирикает, клюѐт зернышки и т.д. Эпитеты или «характеристики» могут быть сколь угодно неожиданными, но не бессмысленными (к примеру, «чуланный» воробей?!). Такие слова не засчитываются, и микрогруппа выбывает из эстафеты. Побеждает команда, которая смогла назвать больше всех характеристик.

Встать «по пальцам», «по цифре» (математика).

Исходное положение: все дети сидят по микрогруппам, обозначенным определѐнным цветом. Воспитатель, отвернувшись, называет цвет микрогруппы, поднимает над головой цифру (несколько  пальцев на одной или обеих руках) и вслух считает до трех, после чего произносит: «Замри!». Он поворачивается к детям – их должно стоять ровно столько, какое количество обозначает цифра (или сколько было показано пальцев). Во время выполнения упражнения дети должны определить количество игроков и договориться, кто из них встанет.

Жмурки (ориентировка в замкнутом пространстве).

В народе известны разные варианты жмурок. Все они способствуют сближению участвующих друг с другом. Веселее всего проходят жмурки с элементами комической инсценировки. Количество игроков - жмурок-2.

Жмурки в Яшу и Машу. Выбирают двух водящих (чаще всего мальчика и девочку). Одного из водящих назначают «Машей», которая должна говорить тоненьким голоском, а второго – «Яшей», который будет говорить басом (и теми, и другими могут быть как мальчики, так и девочки, тут главное уметь повыше пищать и пониже басить). Обоим завязывают глаза и кружат на одном месте, чтобы они потеряли возможность ориентироваться в комнате. Остальные образуют вокруг водящих замкнутый круг, для чего им лучше взяться за руки. «Яша», вытянув вперед руки, начинает искать и звать: «Где ты, Маша?». «Я тут, Яша!» – отвечает «Маша» и отбегает в сторону, чтобы не быть пойманной «Яшей». Движения вслепую очень комичны и часто неожиданны. Случается, что «Яша» принимает за «Машу» кого-то из стоящих вокруг и схватывает его. Смеясь, ему объясняют ошибку. Стоящие не дают водящим выйти из круга и тем самым спасают его от возможности натолкнуться на стену, столы и стулья (это «правило безопасности» для многих разновидностей жмурок является принципиальным). Когда «Яша» находит свою «Машу», их заменяет новая пара желающих.                         Игровые договорѐнности:                                                                                                   1) окружающие не должны подсказывать водящим, где кто находится;                                  2) чтобы поймать «Машу», достаточно коснуться еѐ рукой (не хватая и не удерживая);                                                                                                                                   3) если «Яша» долго не может поймать «Машу», надо предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.

Загадочные сокращения и аббревиатуры (логика, мышление).

Коллектив детей делится на несколько микрогрупп. Воспитатель предлагает детям «расшифровать» ряд общепринятых аббревиатур (ДК – дом культуры, ТВ – телевизионное вещание, ТЦ – торговый центр, ПК – персональный компьютер) и сокращений (детсад, исполком, завхоз и т.д.). После того, как все дети вспомнили самые распространенные аббревиатуры и сокращения, начинается игра. Дети разгадывают аббревиатуры, сочиненные всеми и каждым участником занятий. Дети выходят к доске и пишут (если умеют) или произносят свои загадочные сокращения: КВТ (Ка-Вэ-Тэ – Кто Видел Тигра), ЗД (Зэ-Дэ – Закройте Дверь), ГМР (Гэ-эМ-эР – Где Моя Ручка), БП (Бэ-Пэ – Белая Пуговица), ЗР (Зэ-эР – Зеленая Рубашка) и т.д. Та микрогруппа детей, которая сумеет проявить наибольшую активность в расшифровке аббревиатур и будет считаться победительницей. Расшифровка загадочных сокращений позволяет детям в игровой ситуации упражнять свое воображение, расширять знание окружающей реальности и активизировать интеллектуальное развитие. Увидеть за буквами слова, да ещѐ организованные между собой в название какого-то учреждения, вида деятельности и т.п. – задача для детей не столько трудная, сколько неожиданная. Дети легко начинают шутить и смеяться, придумывая смешные названия. Эта игра способствует как развитию мышления у детей, так и сплочению коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в нѐм.

 Животные (познавательная деятельность, образная память, воображение)

С помощью считалки можно установить, какая группа детей, выбирает, в каких животных (домашних или диких) она «превратится». Потом они дружно произносят игровой зачин: «Кем (или где) мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». После этих слов дети начинают совершать определенные действия, по которым зрители отгадывают, что было ими задумано. (Варианты игрового зачина могут различаться). Для детей интересно не только сыграть животное, но и отличить особенности поведения, повадки домашних животных от диких и от поведения зверей в зоопарке. Одних животных они видели или хорошо знают по мультфильмам, о других им известно понаслышке, поэтому изображать их приходится по воображению. Готовиться к «превращению» в животных можно по одному, по два, по три человека, а потом и большой группой, которая договаривается о месте действия (например: лес, поляна, река, зоопарк, живой уголок, птицеферма и т.д.). Но и в этом случае должны быть зрители-отгадчики. Их присутствие ставит ребѐнка перед необходимостью быть понятным, поэтому он совершает свои игровые действия точнее и ответственнее.

Найди свой домик (по цвету, геометрической фигуре, цифре-математика).

Игроки делятся на микрогруппы. По сигналу (звучание музыки) игроки начинают двигаться по групповой комнате. Как только водящий выключает музыку, игроки снова должны объединиться в свои пары (микрогруппы) и встать у своего домика.

Времена года.

Исходное положение: все дети сидят, разделившись на 4 микрогруппы, (по количеству времѐн года). Каждая микрогруппа символически обозначается определѐнным временем года. Водящий называет приметы и признаки разных времѐн года. Команда, услыхавшая приметы своего времени года, должна встать и поднять руки вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Социо-игровой стиль работы с дошкольниками как эффективная педагогическая технология"

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Социо-игровой стиль работы с дошкольниками как эффективная педагогическая технология"Цель: повышение профессионального мастерства педа...

Методический театр для педагогов ДОУ по теме: «Социо - игровая педагогическая технология -активный метод взаимодействия с дошкольниками»

Сегодня необходимо использовать активные формы работы, позволяющие  вовлекать педагогов в деятельность и диалог.        Педагогам предложена для ознакомления  новая форма...

Методическая разработка на тему: Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.

В этой работе я говорю о влиянии музыки на чувственно-эмоциональную сферу жизни ребёнка, о том, как воспитывать интерес к слушанию музыки,о культуре слушания....

Мамина школа по теме "Методы и приёмы обучения грамоте и развитие речи старших дошкольников"

В данной презентации в рамках проекта "Мамина школа" показаны формы по развитию мелкой моторики, рассмотрены показатели речи детей старшего дошкольного возраста, объяснены способы образовани...

Социо-игровой подход к обучению и воспитанию

Социо-игровой подход (наряду со словом «подход» распространены термины «социо-игровой стиль», «методика», «технология», «режиссура урока») п...

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений."Социо-игровой стиль работы с дошкольниками как эффективная педагогическая технология".

Цель:  Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо - игровой т...