Рабочая программа для второй ранней группы По ФГОС
рабочая программа (младшая группа) на тему

Просвирина Фирая Тимербулатовна

 По программе   " От рождения до школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dlya_vtoroy_ranney.doc349.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение                    

                               Куйбышевского района-детский сад «Аленький цветочек»

                         

 

                                                     Рабочая программа

                                 второй  ранней  группы

                      «Звездочки» на 2015-2016 учебный год

                               в соответствии с ФГОС ДО

                         

           

                                                                       Составили: Просвирина Ф.Т.

                                                                Янобаева М.В.

                                                           Куйбышев 2015

                                           

                                                РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

I. Целевой раздел 

1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………...3

2.Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы……………….…4

3.Характеристики особенностей развития детей раннего возраста……………………………...5

4. Планируемые результаты освоения программы……………………………………………..…7

II. Содержательный раздел

  1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,  

      представленным в пяти образовательных областях………………………………………….…8

  2. Формы, способоы, методы и средства реализации образовательной программы…………...16  

  3.Взаимодействие педагогического коллектива с родителями…………………………………..20

  III. Организационный раздел

  1.Организация режимных моментов……………………………………………………………….22

   

  2. Организация предметно простванственной развивающей образовательной среды………….25

  3. Перечень методических  пособий………………………………………………………………..26

   Приложения

    Приложение № 1.Развернутое комплексно-тематическое планирование.

    Приложение № 2. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

     Приложение № 3.  Проектирование  воспитательно- образовательного процесса с детьми на

    прогулке.

     Приложение № 4.Методика проведения диагностик.

I. Целевой раздел 

1.Пояснительная записка

Цели и задачи реализации Программы:

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

 Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

-забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном  всестороннем развитии каждого ребенка;

-создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного  отношения  ко всем воспитанникам, что позволяет растить  их общительными, добрыми и любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельному творчеству;

-максимальное использование  различных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

- творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии  с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- уважительное отношение к результатам детского творчества;

- единство подходов в воспитании детей  в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

- соблюдение в работе детского сада и  начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

2.Принципы и подходы к формированию Программы

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • соответствие  критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

принцип интеграции образовательных областей

 -социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации. Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:
  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
  • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
  • уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Чтобы отвечать принципу системности, Основная образовательная программа  представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание образовательной программы  основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом:

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • формирование у детей адекватной уровню образовательной программы  целостной картины мира;
  • интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
  • формирование   основ  социальной  и жизненной адаптации   ребенка;
  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
  • развитие  потребности  в реализации  собственных  творческих способностей.

Условия реализации образовательной программы ДОУ

  • управление реализацией программы;
  • создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды;
  • использование различных форм сотрудничества с семьей;

  • взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.

      В основе организации образовательного процесса определен развивающий  принцип с ведущей  игровой деятельностью, а  решение программных задач  осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

3.  Характеристики особенностей развития детей раннего возраста

Основная направленность  образовательной программы:

Позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка.

Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются:

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечение, социально-коммуникативного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития детей;

- воспитание с учетом возрастных категории детей гражданственности, уважение к правам, свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей;

- оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Возрастные особенности детей

Дети второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет) посещают 19 детей, из них 9 мальчиков и 10  девочек.  

       

                                                      Список группы

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

1.

Абдрахманов Эльдар Тамирович

16.01.2013

2.

Алексинская Тамара Андреевна

29.08.2013

3.

Бенцлер Ксения Дмитриевна

15.02.2013

4.

Бехтина Диана Васильевна

22.10.2013

5.

Бойко Дмитрий Евгеньевич

28.01.2013

6.

Бочаров Иван Николаевич

24.06.2013

7.

Боянов Никита Дмитриевич

23.04.2013

8.

Воронин Кирилл Денисович

08.01.2013

9.

Заика Алина Витальевна

10.08.2013

10.

Козлова Диана Денисовна

14.12.2013

11.

Кузько Дарья Дмитриевна

03.08.2013

12.

Лешпаева Ксения Евгеньевна

20.13.2013

13.

Морозова Юлия Андреевна

16.09.2013

14.

Роор Семен Евгеньевич

31.01.2013

15.

Рябов Матвей

16.

Степанов Михаил Александрович

15.06.2013

17.

Семереков Дмитрий Михайлович

09.08.2013

18.

Тельменева Алёна Евгеньевна

23.04.2013

19.

Тырышкин Андрей Александрович

07.06.2013

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться  предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное  значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1 000 – 1 500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом  трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

4.Планируемые результаты освоения Программы 

Целевые ориентиры образования в  раннем возрасте:

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). 

                     

II. Содержательный раздел

1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленным в пяти образовательных областях.

    Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие. 

Социально-коммуникативное развитие.

 Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего

заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувст вовать). Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят

Ребенок в семье и сообществе

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

Образ Я.

 Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех

детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.

Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.

Детский сад.

Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самосто-

ятельности и т. д.). Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они

играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки. На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.

Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

 

Самообслуживание, самостоятельность,трудовое воспитание

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть

руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

Самообслуживание.

Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном

порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно-полезный труд.

Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Уважение к труду взрослых.

Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник

подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца)

Формирование основ безопасности

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

Безопасное поведение в природе.

Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным,  не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).

Безопасность на дорогах.

Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

Безопасность собственной жизнедеятельности.

Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.

Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно».

Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.)

Познавательное развитие

 Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 .Формирование элементарных математических представлений

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

Количество.

Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много).

Величина.

Привлекать внимание детей к предметам контрастных  размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие

мячи и т. д.).

Форма.

Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

Ориентировка в пространстве.

Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать

свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

Познавательно-исследовательская деятельность. Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального

характера.

Сенсорное развитие.

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы,

выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Дидактические игры.

Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и разли-

чие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Че-го не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики

руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.)

Ознакомление с предметным окружением

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства. Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из

которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). Раскрывать разнообразные способы использования предметов.Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.).

Ознакомление с социальным миром

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.). Рассказать, что

взрослые проявляют трудолюбие, оно помогает им успешно выполнить трудовые действия

Ознакомление с миром природы

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

Знакомить детей с доступными явлениями природы Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их.

Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.

Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь

и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.). Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Сезонные наблюдения

Осень.

Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Зима.

Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).

Весна.

Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Лето.

Наблюдать природные измения жаркое лето, яркое солнце, летают бабочки.

Речевое развитие.

 Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развитие речи

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

Развивающая речевая среда.

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»). Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях(например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).

Формирование словаря.

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Разви-

вать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи,

как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).Обогащать словарь детей:

 

  • существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, по-душка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

  • глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — за-крывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризую-щие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

 

  • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, хо-лодный, горячий);

  • наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно,жарко, скользко).Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

Звуковая культура речи.

Упражнять детей в отчетливом произнесе-нии изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний,

слов и несложных фраз (из 2–4 слов).Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи.

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где)и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов(«Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

Связная речь.

Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной ини-циативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Приобщение к художественной литературе

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста. Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровы-

ми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе вос-питателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?»

Художественно- эстетическое развитие 

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Приобщение к искусству

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет) 

Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.

Изобразительная деятельность

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.

Рисование.

Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге.

Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист

бумаги, на котором рисует малыш.Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде. Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

Лепка.

Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами.

Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.). Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.

Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

Конструктивная  деятельность

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом  продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Способствовать пониманию пространственных соотношений. Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, со-

размерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.). По окончании игры приучать убирать все на место. Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины.Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

Музыкальная деятельность

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Слушание.

Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание.

Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание коло-кольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение.

Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения.

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формиро-

вать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает,

зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Физическое развитие

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши- слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать,

запоминать.

Физическая культура

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

Подвижные игры.

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых

совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.)

        

2.Формы методы и  средства реализации образовательной программы

Формы организации образовательной деятельности осуществляется:

  • Идивидивидуально. Предполагает наличие индивидуального подхода к ребенку.
  • Групповая  форма работы. Предполагает работу по подгруппам . На группы делят детей по различным признакам,  таким способом можно разрешить конфликт между ребятами , установить хорошие взаимоотношения.
  • Фронтальная (коллективная).Дети занимаются все вместе, чувствуют поддержку коллектива и являются его частью.

Также отдельной формой ООД используемой в образовательном процессе являются:

Игра - ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной деятельности. Виды игр: сюжетная игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и режиссерская), дидактическая игра.

Игровая ситуация - форма работы, направленная на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно .

Чтение — основная форма восприятия художественной литературы, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы разных образовательных областей.

Мастерская - форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность.

Ситуации: ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи и др. 

Экспериментирование и исследования: практическое, умственное и социальное. Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Умственное экспериментирование осуществляется только в мысленном плане (в уме). Они осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций. Социальное экспериментирование: объект изучения и эксперимента - отношения ребёнка со своим социальным окружением.

Проект — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. 

 Словесные методы.Беседы, загадки, рассказывание, разговор. Беседы бывают этические и познавательные.Рассказ педагога должен быть интересным.

Слушание музыки, исполнение и творчество- развивает слуховое восприятие чувство ритма и такта. 

Эти способы организации программы  реализуется и через НОД, через самостаятельную  и совместную деятельность . Для детей второй группы раннего возраста  длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8 - 10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки

                     Расписание непосредственно образовательной деятельности

                                                      на 2015  - 2016 учебный год

Дни недели

2 группа раннего возраста

 «Звёздочки»

Совместная деятельность

Время

Понедельник

Познание

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Музыка

Коммуникация

09.00-09.10

09.20-09.30

09.50-10.00

15.40-15.50

Вторник

Художественное творчество

Лепка

Физическая культура

09.00-09.10

09.20-09.30

15.40-15.50

16.00-16.10

Среда

Художественное творчество

Рисование

Физическая культура

09.00-09.10

09.20-09.30

15.40-15.50

16.00-16.10

Четверг

Коммуникация

09.00-09.10

09.20-09.30

09.50-10.00

Пятница

Физическая    культура

 (прогулка)

09.00-09.10

09.20-09.30

Музыка

10.00-10-10

           

 4. Примерное комплексно тематическое планирование

Одной теме  уделяется не менее одной недели. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.

24.08-28.08.

        До свидания, лето!

31.08-04.09.

             Детский сад.

      07-11

              Игрушки.

      14-18

                 Осень

      21-25        

        Овощи

                                          октябрь

      28-02

                 Фрукты

      05-16

              Мониторинг

      19-23

            Грибы.Ягоды

      26-30

                 Деревья

                                            ноябрь

      02-06

      Части тела. Гигиена

      09-13

            Одежда.Обувь

      16-20

     Что такое хорошо и что

            такое        плохо

       23-27

                  Моя семья

                                          Декабрь

       31-04

                        Зима

       07-11

             Зимующие птицы

       14-18

               Зимние забавы

       21-31

                     Новый год

                                          Январь

       11-15

              Домашние птицы

       18-22

        Домашние животные

       25-29

              Дикие животные

                                          Февраль

       01-05

                  Мой дом

       08-12

                   Мебель

       15-19

                   Посуда

       22-26

             Наша армия

                                          Март

       29-04

            Мамин день

        09-25

                    Весна

        28-01

         Народная игрушка

                                         Апрель

       04-08

          Неделя здоровья

       11-15

               Транспорт

       18-22

              Профессии

        25-29

              Мой город

                                           Май

       03-06

    Животные жарких стран

       10-20

                Мониторинг

       25-31

                Песок и вода

                                         

 Методы реализации образовательной программы

Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования. 
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы: 

  • методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры. );
  • методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);
  • методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
  • информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя , чтение художественной литературы); 
  • репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа;
  • метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
  • исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов ( опыты с водой , экспериментирование). 
     

Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:

  • демонстрационные и раздаточные;
  • визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
  • естественные и искусственные;
  • реальные и виртуальные;

Средства, направленные на развитие деятельности детей:

  • двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
  • игровой (игры, игрушки);
  • коммуникативной (дидактический материал);
  • чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
  • познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, модели, картины и др.);
  • трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
  • продуктивной (оборудование и материалы для лепки, рисования и конструирования);
  • музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал др.).

 

     

4.  Взаимодействие детского сада с семьей.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьёй

Знакомство с семьёй: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты, праздники и спектакли, создание памяток, выпуск газеты, оформление стенда «Дружная семья», стенгазет и фоторепортажей.

Образование родителей:  Работа школы заботливых родителей

«Семейная академия»(лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации театральных постановок, гостиных, концертов, прогулок, экскурсий, акций, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Содержание перспективного планирования по работе с родителями

сентябрь

Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий

октябрь

  • Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.

ноябрь

  • Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.

декабрь

  • Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности. Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения. Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.

январь

Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач

февраль

  • Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.

март

  • Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.

апрель

  • . Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию..

май

  • Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях. Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности, Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы.


III. Организационный раздел   

  1.    Организация режима пребывания детей

Детский сад  работает по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями (суббота, воскресенье и праздничные дни) для всех возрастных групп.

Ежедневная продолжительность работы Детского сада: 12часов. Режим работы: с 07.15 до 19.15. В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемой непосредственно-образовательной деятельности с повседневной жизнью детей в детском саду.

Гибкий режим рассматривается в вариантах:

  • Организация жизни детей в группе в дни карантина;
  • Распределение деятельности детей в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объёма и сложности предлагаемого детям обучающего материала;
  • Разная длительность пребывания ребёнка в группе (по желанию родителя).

 Примерная продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 - 4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. 

      Режим  дня в ДОУ  соответствует функциональным возможностям ребенка, его возрасту и состоянию здоровья. При выборе режима учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, некоторые состояния (период выздоровления после болезни, адаптация к детскому учреждению, время года).    

                 Режим дня 2 группы раннего возраста на летний период

Режимные моменты

    время

Прием детей на улице, утренняя гимнастика на прогулке

7.00-8.20

Подготовка к завтраку, завтрак.

8.20-8.40

Игра, самостоятельная деятельность.

8.40-9.10

Второй завтрак, подготовка к прогулке.

9.10-9.20

Организованная совместная деятельность на прогулке

9.20-11.35

Прогулка( игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры, труд).

9.35-11.30

Возвращение с прогулки, водные процедуры.

11.30-11-40

Подготовка к обеду.Обед

11.40-12.10

Подготовка ко сну, сон ( удлиненный).

12.10-15.10

Постепенный подъем, воздушные процедуры.

15.15-15.25

Подготовка к полднику.Полдник.

15.25-15.40

Подготовка к прогулке.

Чтение художественной литературы на прогулке.

15.40-15.50

Прогулка( самостоятельная , совместная деятельность).

15.50-17.30

Подготовка к ужину, ужин.

17.30-18.10

Прогулка, игры, уход детей домой.

18.10-19.00

                                                                 

                                                           Режим дня

                                    2 группы раннего возраста на 2015 -2016 учебный год

Режимные моменты

Прием детей, осмотр, самостоятельная деятельность, свободная игра. Взаимодействие с родителями.

7.00 - 8.00

Утренняя гимнастика.

8.00 - 8.10 (в группе)

Подготовка к завтраку. Завтрак.

8.10 – 8.30

Самостоятельная деятельность, игры.

8.30 - 9.00

Непосредственно – образовательная деятельность (по подгруппам)

9. 00 – 10.00

Второй завтрак

9.40 – 9.50

Подготовка к прогулке. Прогулка.  

( игры, наблюдения, труд, самостоятельная деятельность детей).

9.50 - 11.30

Возвращение с прогулки, игры

11.30 - 11.45

Подготовка к обеду. Обед.

11.45 - 12.20

Подготовка ко сну. Дневной сон.

12.20 –15.00

Постепенный подъем.

(организация  закаливающих процедур, гимнастика после сна).

15.00 –15.15

Подготовка к полднику. Полдник.

15.00 –15.30

Совместная деятельность взрослого  детей, чтение художественной литературы, игра, самостоятельная деятельность детей, кружковая работа

15.30 –15.40

Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам)

15.40 – 16.20

Совместная деятельность взрослого  детей, чтение художественной литературы, игра, самостоятельная деятельность детей,  

16.20 – 17.10

Подготовка к ужину. Ужин.          

17. 10 – 17.30

Подготовка к прогулке. Прогулка Взаимодействие с родителями.

Уход детей домой.                                                  

17. 30 - 19. 00

                                                     

                                                             

 УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ

НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ/ ИГРЫ - ЗАНЯТИЯ

Базовый вид деятельности

 2 ранняя

Физическая культура в помещении/ Развитие движений

2 раза в неделю

Физическая культура на прогулке

1 раз в неделю

Познавательное развитие/расширение ориентировки в окружающем и развитие речи

1 раз в неделю

Развитие речи

2 раза в неделю

Рисование

1 раз в неделю

Лепка

1 раз в неделю

Аппликация

-

Музыка

2 раза в неделю

Игры – занятия со строительным материалом

Игры – занятия с дидактическим материалом

Итого в неделю

10

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

Базовый вид деятельности

2 ранняя

Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

ежедневно

Чтение художественной литературы

ежедневно

Дежурства

ежедневно

Прогулки

ежедневно

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Игра

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

ежедневно

2.  Организация  предметно-пространственной развивающей образовательной среды в  условиях реализации  ФГОС дошкольного образования

        В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда обеспечивает:

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной      (группы, участка);

- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

- охрану и укрепление здоровья детей.;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых ;

- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Наполняемость предметной среды отвечает принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных в ФГОС дошкольного образования, подготовлено необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей. Вместе с тем предметная среда создана  с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, поисково-исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др.).

При создании предметной развивающей среды педагоги соблюдали  принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

- предметная пространственная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Создание развивающей предметно- пространственной среды , обеспечивающей реализацию основной образовательной программы дошкольного образования

1. Материалы и оборудование создают оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. В группе существуют такие центры. как «Мы играем»из мягких модулей

2. При создании предметной развивающей среды учитывается гендерная специфика и обеспечивает среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков: центр сюжетно –ролевых игр «Салон красоты», уголок «Зеленый огонек» по ПДД с различными видами транспорта..

3. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. В ранней группе преобладает игровая деятельность, малыши охотно играют с куклами, с резиновыми и пластмассовыми игрушками, которые отвечают требованиям  ФГОС одно из них полифункциональность. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.

4. Для решения развивающих задач подобранны материалы и оборудования для таких центров, как:

  • Физкультурно – оздоровительный уголок;
  • Уголок природы;
  •  Уголок рисования;
  • «Наша библиотека»;
  • «Стройка»;
  • «Веселые нотки»;
  • «Развивайка»;
  • Театральный уголок.

Все развивающие  центры  подробнее описаны в паспорте группы.

5. Материалы и оборудование  отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.Вторая ранняя группа состоит из 1 групповой с приемной, спальней, туалетной комнатой

3.  Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности.

Направления развития

 

Методические пособия

Программа

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная  общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозаика-Синтез, 2014

 

Развитие детей раннего возраста

ЭОР.Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

ЭОР.Теплюк С.Н. Ребенок второго года жизни. – М.: Мозаика-Синтез, 2008

Серия наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам»

Н.Ф.Губанова Развитие игровой деятельности.-М.: Мозаика-Синтез, 2010

И.П.Дайлидене Поиграем, малыш!,- М.:Просвещение, 1992

Образовательная область «Физическое развитие»

 

Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. – М.: Мозаика-Синтез, 2009

Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей.-М.: Просвещение,1987

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1–3 года

Гербова В.В. Занятия по развитию речи  в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012

Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. – М.: Сфера, 2005

Гербова В.В., Ильчук Н.П. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года. – М.: ОНИКС, 2011

Дидактический материал

• Права ребенка

Демонстрационный материал

• Права ребенка

 (ЭОР) Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ. – М.: Сфера, 2012

Образовательная область  «Познавательное развитие»

(ЭОР)Помораева И. А., Позина В. А. Формрование элементарных математических представле- ний. Вторая группа раннего возраста (2–3 года).

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Вторая группа

раннего возраста (2–3 года).

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Вторая груп па раннего

возраста (2–3 года).

Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках»

• Водный транспорт

• Авиация

• Арктика и Антарктика

• Спортивный инвентарь

• Животные жарких стран

Серия наглядно-дидактических пособий «Окружающий мир»

• Насекомые 2

• Садовые цветы

• Мебель

•Грибы.  

• Инструменты.

Серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям о…»

• Расскажите детям о морских обитателях

• Расскажите детям о хлебе

Демонстрационный материал

• Что где находится?

• Расскажи про свой город

• Животные, обитающие на территории нашей страны

• Прогулка по городу

• Животные и птицы: как говорят и что едят

 

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 – 2 шт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа во второй младшей группе по ФГОС

Рабочая программа воспитателя во второй младшей группе по ФГОС....

Рабочая программа во второй младшей группе по фгос

Рабочая программа во второй младшей группе...

Рабочая программа воспитателя Вторая Ранняя Группа 2020

Рабочая программа воспитателя Вторая Ранняя Группа 2020...

Рабочая программа воспитателей второй ранней группы раннего возраста "А" общеразвивающей направленности на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа воспитателей второй ранней группы раннего возраста "А" общеразвивающей направленности...

Рабочая программа воспитателя второй ранней группы

Рабочая программа воспитателия второй ранней группы по областям...

Рабочая программа воспитателя второй ранней группы

Рабочая программа воспитателя второй ранней группы...