2015.15.08. Сценарий праздника "Уральский волшебник Бажов"
методическая разработка (старшая группа)

Харина Елена Георгиевна

Вечер досуга по творчеству П.П. Бажова

 «Уральский волшебник Бажов»

 

Цель презентации: Продолжать знакомить дошкольников с биографией Павла Петровича Бажова (1879-1950), дать представление о сказе, углубить знания о произведениях сказочника. Развивать творческие способности, формировать интерес к творчеству П. П. Бажова, интерес к истории Урала.

Оборудование: Выставка детских книг, презентация  П. П. Бажов  «Уральский волшебник Бажов»; просмотр мультфильма «Огневушка-Поскакушка»,

Ход мероприятия:

Ведущий:  Ребята, я думаю, что вы все  любите слушать сказки и рассказы,  у каждого из вас  есть любимая книга. Все сказки и рассказы написаны разными писателями. А сейчас мне  хочется поговорить с вами об одном  русском писателе, нашем земляке Павле Петровиче Бажове. Сегодня, 15 января 2014 г. исполнилось 135 лет со дня его рождения. Я думаю, что вы знакомы с творчеством этого писателя и слушали его сказы. Сейчас мы с вами это проверим, кто может назвать, какие сказы Бажова вам известны? (Малахитовая шкатулка, Хозяйка медной горы, Огневушка - поскакушка, Серебряное копытце, Каменный цветок)

     Сказ требует от автора очень большой работы над словом, поэтому спешить здесь нельзя. События в произведениях  П.П. Бажова происходят на уральской земле. Чем же отличается сказ от сказки?

    В сказе волшебная сила - лишь источник вдохновения мастера. Это место действия конкретное, реальное. Рассказчик либо свидетель, либо участник событий. В сказе это различие очевидно. Приказчик не может быть  героем положительным, а мастер - труженик  не  может быть отрицательным героем.

    В сказке события происходят в фантастическом, вымышленном мире. Рассказчик повествует о временах  давних, уже забытых. Главные герои не различаются по своему положению: и царевич, и крестьянский сын могут быть положительными героями. В сказке волшебство - основа действия.

Презентация  о  П.П. Бажове «Уральский волшебник Бажов»

Слайд № 1 Уральский сказочник Бажов

Слайд № 2 «Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 г. на Сысертском заводе близь Екатеринбурга в семье потомственных горнозаводских мастеров. Отец по сословию считался крестьянином, но работал на заводе… мать кроме домашнего хозяйства занималась рукоделием «на заказчика». 

(Дом Бажовых, Сысерть; Комната в доме Бажовых, Сысерть)

Слайд № 3 Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа, что  отразилось в его первой книге - «Уральские были». Свою главную книгу П.П. Бажов написал в возрасте шестидесяти лет. «Малахитовая шкатулка» - это сборник самобытных уральских сказов, вызывающий интерес у многих поколений читателей разных стран. Эта книга принесла писателю мировую известность. В 1943 г. уральскому сказочнику присвоено звание лауреата Сталинской премии II степени, а в 1944 г. за плодотворную творческую деятельность он награждён орденом Ленина - первым и единственным из числа уральских писателей.

(«Сказы Бажова. Старик-камень»)

Слайд № 4 Каждый из нас может открыть для себя «Малахитовую шкатулку», «достать» понравившийся сказ и полюбоваться мастерством уральского сказочника Павла Петровича Бажова.

«Сказ» похож на устный монолог - передачу     чужой устной речи, обладающей своеобразной манерой. Сам Бажов отличал сказ от сказки тем, что в сказе есть элемент действительной истории, истинное происшествие, что и отличает его от сказки.

Слайд № 5 Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Каменный цветок, с Серебряным копытцем,  Огневушкой-поскакушкой...

     Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы.

Слайд № 6 Хозяйка Медной горы (Малахитница, Хозяйка) владеет подземными богатствами, секретом красоты, контакты с ней заканчиваются печально, поэтому люди её боятся.

Слайд № 7 Каменный цветок. Содержит историю Данилы - мастера. В основе сказа - различные отношения старых и молодых мастеров к камнерезному искусству. Это различие становится ещё более показательнее, когда ученик начинает отвергать профессиональные критерии своего наставника. Мастер Прокопьич:  крепостной,  «в пожилых годах», мужчина  не имеет ни жены,  ни детей и вынужден по барскому приказу обучать подростков камнерезному ремеслу.  Данила - бездомный сирота, прошёл, все стадии обучения у Прокопьича и был  признан мастером. Молодой Данила стремился познать свой материал, «полную силу камня самому посмотреть и людям  показать».  Данила уходит к Хозяйке, чтобы увидеть каменный цветок и приобщиться к высшей тайне камнерезного искусства.

Слайд № 8 Серебряное копытце относится к сказам «детского тона».

В сказе ведётся с выраженная установка на достоверность: упоминается посёлок Глинка, Полдневая сторона. Сам рассказчик говорит, что всё происходило «в нашем заводе. Кокованя - прозвище, не придумывается, а выбирается из числа бытовавших. В прозвище Кокованя два смысловатых

мотива – одиночества и весёлости. Имя девочки - Дарья, Дарёнка - осмысляется по принципу - подарёнушка. Кошка мурка третий персонаж – «…кошка маленькая и до того худая,  ободранная, что редко кто такую в избу пустит». Неприятный вид кошки замечают только взрослые, а девочка её любит, кладёт с собой спать, ласкает. Адресуя сказ детям, писатель сознательно идеализирует жизнь героев: у каждого своё дело, добра у них немного, зато согласие, радость  общения. «Кокованя…на работу ходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а  кошка Мурёнка…мышей ловила». Народная традиция требует благополучного завершения рассказа о гонимых  сиротах, старых одиноких людях, и П.П.Бажов её не нарушает. Сказ завершается сказочно - неопределённо: получив от Серебряного копытца полшапки  камней драгоценных, герои стали жить - поживать.

Слайд № 9 «Огневушка - поскакушка» относится к сказам «детского тона». В этом сказе, говорил П.П.Бажов «изображается открытие золота, встречи Поскакушки с людьми. Создавая сказочный сюжет о помощи волшебной силы обездоленному ребёнку, писатель тщательно проработал мотив сиротства. Герой сказа - 8 летний мальчи Фидюнька. У него есть отец, но  мальчик находится на положении сироты: мать умерла, отец снова женился, а мачеха не хотела, чтобы мальчик жил с ними. Федюнька живёт с чужим дедом на прииске. Дед передаёт ребёнку свои знания, опыт, и это является

основой моральной ценностью.Помощь Огневушки частично восполняет Фидюньке нехватку материнского   тепла и отцовской заботы. Изображая контакт мальчика с Огневушкой, писатель вводит в сюжет волшебные предметы: снежный клубочек, чудесную лопатку. Поскольку герой сказа - ребёнок,

писатель превращает Поскакушку в «махонькую девчоночку, рыженькую, в голубом сарафанчике и с голубым платочком», которая постоянно находится в движении, в пляске.

Слайд № 10 Образы сказочных героев Бажова нашли большой отклик во многих видах искусства: театр и кино, скульптура и мелкая пластика, декоративно-прикладное творчество. Герои уральских сказов представлены в камне, чугуне и фарфоре, в мозаичных панно и чеканке по металлу, декоративной росписи и ювелирных изделиях. Сказы Павла Петровича Бажова так умны и так красивы, что композиторы сочиняют к ним музыку, художники рисуют иллюстрации. Пасхальное яйцо «Хозяйка Медной горы; Хозяйка Медной горы; Спектакль кукольного театра «Серебряное копытце»

 Ведущий: Удивительно красивые уральские сказы Павла Петровича Бажова. Они уже давно стали классикой русской литературы. Все мы читали сказы этого великого, русского писателя, видели мультфильмы по их мотивам.

 Главная тема сказов Бажова это радость творчества, умение жить в гармонии с природой, находить счастье в самой жизни. Счастье для героев Бажова не в богатстве (хотя добрых и трудолюбивых ждёт награда по заслугам), а в творчестве, труде, познании природы, в простых житейских радостях.

 

Всегда тропа вилась у входа,
Не зараставшая травой.
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут были жить веками
В чудесном малахите строк,
И не поблекнет, не завянет
Волшебный Каменный цветок.

В который раз, склонясь над этой книжкой,
Я впитываю мудрость этих слов.
Мне не забыть рассказов деда Слышко…
Спасибо, добрый дедушка Бажов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vecher_dosuga.doc44 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_p.p._bazhov.ppt646 КБ

Предварительный просмотр:

Вечер досуга по творчествуП.П. Бажова

 «Уральский волшебник Бажов»

Цель презентации: Продолжать знакомить дошкольников с биографией Павла Петровича Бажова (1879-1950), дать представление о сказе, углубить знания о произведениях сказочника. Развивать творческие способности, формировать интерес к творчеству П. П. Бажова, интерес к истории Урала.

Оборудование: Выставка детских книг, презентация  П. П. Бажов  «Уральский волшебник Бажов»; просмотр мультфильма «Огневушка-Поскакушка»,

Ход мероприятия:

Ведущий:  Ребята, я думаю, что вы все  любите слушать сказки и рассказы,  у каждого из вас  есть любимая книга. Все сказки и рассказы написаны разными писателями. А сейчас мне  хочется поговорить с вами об одном  русском писателе, нашем земляке Павле Петровиче Бажове. Сегодня, 15 января 2014 г. исполнилось 135 лет со дня его рождения. Я думаю, что вы знакомы с творчеством этого писателя и слушали его сказы. Сейчас мы с вами это проверим, кто может назвать, какие сказы Бажова вам известны? (Малахитовая шкатулка, Хозяйка медной горы, Огневушка - поскакушка, Серебряное копытце, Каменный цветок)

     Сказ требует от автора очень большой работы над словом, поэтому спешить здесь нельзя. События в произведениях  П.П. Бажова происходят на уральской земле. Чем же отличается сказ от сказки?

    В сказе волшебная сила - лишь источник вдохновения мастера. Это место действия конкретное, реальное. Рассказчик либо свидетель, либо участник событий. В сказе это различие очевидно. Приказчик не может быть  героем положительным, а мастер - труженик  не  может быть отрицательным героем.

    В сказке события происходят в фантастическом, вымышленном мире. Рассказчик повествует о временах  давних, уже забытых. Главные герои не различаются по своему положению: и царевич, и крестьянский сын могут быть положительными героями. В сказке волшебство - основа действия.

Презентация  о  П.П. Бажове «Уральский волшебник Бажов»

Слайд № 1 Уральский сказочник Бажов

Слайд № 2 «Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 г. на Сысертском заводе близь Екатеринбурга в семье потомственных горнозаводских мастеров. Отец по сословию считался крестьянином, но работал на заводе… мать кроме домашнего хозяйства занималась рукоделием «на заказчика».  

(Дом Бажовых, Сысерть; Комната в доме Бажовых, Сысерть)

Слайд № 3 Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа, что  отразилось в его первой книге - «Уральские были». Свою главную книгу П.П. Бажов написал в возрасте шестидесяти лет. «Малахитовая шкатулка» - это сборник самобытных уральских сказов, вызывающий интерес у многих поколений читателей разных стран. Эта книга принесла писателю мировую известность. В 1943 г. уральскому сказочнику присвоено звание лауреата Сталинской премии II степени, а в 1944 г. за плодотворную творческую деятельность он награждён орденом Ленина - первым и единственным из числа уральских писателей.

(«Сказы Бажова. Старик-камень»)

Слайд № 4 Каждый из нас может открыть для себя «Малахитовую шкатулку», «достать» понравившийся сказ и полюбоваться мастерством уральского сказочника Павла Петровича Бажова.

«Сказ» похож на устный монолог - передачу     чужой устной речи, обладающей своеобразной манерой. Сам Бажов отличал сказ от сказки тем, что в сказе есть элемент действительной истории, истинное происшествие, что и отличает его от сказки.

Слайд № 5 Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Каменный цветок, с Серебряным копытцем,  Огневушкой-поскакушкой...

     Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы.

Слайд № 6 Хозяйка Медной горы (Малахитница, Хозяйка) владеет подземными богатствами, секретом красоты, контакты с ней заканчиваются печально, поэтому люди её боятся.

Слайд № 7 Каменный цветок. Содержит историю Данилы - мастера. В основе сказа - различные отношения старых и молодых мастеров к камнерезному искусству. Это различие становится ещё более показательнее, когда ученик начинает отвергать профессиональные критерии своего наставника. Мастер Прокопьич:  крепостной,  «в пожилых годах», мужчина  не имеет ни жены,  ни детей и вынужден по барскому приказу обучать подростков камнерезному ремеслу.  Данила - бездомный сирота, прошёл, все стадии обучения у Прокопьича и был  признан мастером. Молодой Данила стремился познать свой материал, «полную силу камня самому посмотреть и людям  показать».  Данила уходит к Хозяйке, чтобы увидеть каменный цветок и приобщиться к высшей тайне камнерезного искусства.

Слайд № 8 Серебряное копытце относится к сказам «детского тона».

В сказе ведётся с выраженная установка на достоверность: упоминается посёлок Глинка, Полдневая сторона. Сам рассказчик говорит, что всё происходило «в нашем заводе. Кокованя - прозвище, не придумывается, а выбирается из числа бытовавших. В прозвище Кокованя два смысловатых

мотива – одиночества и весёлости. Имя девочки - Дарья, Дарёнка - осмысляется по принципу - подарёнушка. Кошка мурка третий персонаж – «…кошка маленькая и до того худая,  ободранная, что редко кто такую в избу пустит». Неприятный вид кошки замечают только взрослые, а девочка её любит, кладёт с собой спать, ласкает. Адресуя сказ детям, писатель сознательно идеализирует жизнь героев: у каждого своё дело, добра у них немного, зато согласие, радость  общения. «Кокованя…на работу ходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а  кошка Мурёнка…мышей ловила». Народная традиция требует благополучного завершения рассказа о гонимых  сиротах, старых одиноких людях, и П.П.Бажов её не нарушает. Сказ завершается сказочно - неопределённо: получив от Серебряного копытца полшапки  камней драгоценных, герои стали жить - поживать.

Слайд № 9 «Огневушка - поскакушка» относится к сказам «детского тона». В этом сказе, говорил П.П.Бажов «изображается открытие золота, встречи Поскакушки с людьми. Создавая сказочный сюжет о помощи волшебной силы обездоленному ребёнку, писатель тщательно проработал мотив сиротства. Герой сказа - 8 летний мальчи Фидюнька. У него есть отец, но  мальчик находится на положении сироты: мать умерла, отец снова женился, а мачеха не хотела, чтобы мальчик жил с ними. Федюнька живёт с чужим дедом на прииске. Дед передаёт ребёнку свои знания, опыт, и это является

основой моральной ценностью.Помощь Огневушки частично восполняет Фидюньке нехватку материнского   тепла и отцовской заботы. Изображая контакт мальчика с Огневушкой, писатель вводит в сюжет волшебные предметы: снежный клубочек, чудесную лопатку. Поскольку герой сказа - ребёнок,

писатель превращает Поскакушку в «махонькую девчоночку, рыженькую, в голубом сарафанчике и с голубым платочком», которая постоянно находится в движении, в пляске.

Слайд № 10 Образы сказочных героев Бажова нашли большой отклик во многих видах искусства: театр и кино, скульптура и мелкая пластика, декоративно-прикладное творчество. Герои уральских сказов представлены в камне, чугуне и фарфоре, в мозаичных панно и чеканке по металлу, декоративной росписи и ювелирных изделиях. Сказы Павла Петровича Бажова так умны и так красивы, что композиторы сочиняют к ним музыку, художники рисуют иллюстрации. Пасхальное яйцо «Хозяйка Медной горы; Хозяйка Медной горы; Спектакль кукольного театра «Серебряное копытце»

 Ведущий: Удивительно красивые уральские сказы Павла Петровича Бажова. Они уже давно стали классикой русской литературы. Все мы читали сказы этого великого, русского писателя, видели мультфильмы по их мотивам.

 Главная тема сказов Бажова это радость творчества, умение жить в гармонии с природой, находить счастье в самой жизни. Счастье для героев Бажова не в богатстве (хотя добрых и трудолюбивых ждёт награда по заслугам), а в творчестве, труде, познании природы, в простых житейских радостях.

Всегда тропа вилась у входа,
Не зараставшая травой.
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут были жить веками
В чудесном малахите строк,
И не поблекнет, не завянет
Волшебный Каменный цветок.

В который раз, склонясь над этой книжкой,
Я впитываю мудрость этих слов.
Мне не забыть рассказов деда Слышко…
Спасибо, добрый дедушка Бажов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Каменный цветок

Слайд 8

Серебряное копытце

Слайд 9

Огневушка - поскакушка