Программа патриотического воспитания дошкольников
методическая разработка на тему
Данная программа направлена на организацию педагогической деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, главная цель которого — воспитание гуманных чувств у детей, формирование социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patrioticheskogo_vospitaniya_doshkolnikov.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа патриотического воспитания дошкольников Из опыта работы воспитателя: Аванесовой Т.И. |
Данная программа направлена на организацию педагогической деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, главная цель которого — воспитание гуманных чувств у детей, формирование социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.
Основные задачи.
- Создавать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности — любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям, населяющим се.
- Заинтересовать детей историей их семей, детского сада, города.
- Знакомить с русскими народными традициями, прививать любовь и уважение к ним.
- Развивать коммуникативные и социальные навыки, способствовать овладению элементарными правилами безопасного поведения, в том числе в экстремальной ситуации.
- Заложить основу системных знаний, сформировать навыки работы с информацией.
В наше время очень актуален вопрос воспитания патриотизма и гражданственности. Мпого литературы издано на эту тему в последние годы. С чего же должна начинаться работа по формированию патриотизма у детей? Как сделать так, чтобы дети любили свою страну, переживали за нее, чтобы слова «Родина», «страна», «патриот» стали более понятны дошкольникам?
Формы работы с детьми
Воспитание патриотических чувств у детей может выражаться в разных формах:
- беседы о Родине и об истории своего народа;
- беседы о природе;
- чтение художественной литературы на патриотические темы;
- составление семейных альбомов и организация выставки рисунков на тему «Моя семья»;
- знакомство с геральдикой;
- разучивание песен и стихов о Родине, об Отчизне;
- целенаправленные игры и, конечно, личный пример воспитателей и родителей.
Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников - неотъемлемая составляющая общей культуры государства.
Воспитание гражданина — это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице и городу; формирование чувства хозяина — человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит трудиться сам и ценит труд других людей, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни. Нет сомнений, что уже в детском саду в результате систематической и целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности. Он должен научиться понимать, что такое обязанности (надо) и права (можно).
Что ребенок может знать о своей стране?
Опыт показывает: уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран.
Ознакомление с важнейшими государственными символами — гербом и флагом нашей страны — традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Несмотря на то, что новые государственные символы — герб и флаг — появились почти 15 лет назад, законодательно они были утверждены не так давно. Видимо, этим обстоятельством объясняется отсутствие в обществе четкого представления о том, какие образы и символы они в себе несут и что означают. Современные герб и флаг имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно Связано с народным искусством, древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Поэтому целесообразно начинать работу по ознакомлению детей с символами нашей страны, опираясь на эстетическую сторону и на их связь с фольклором. Яркость и красота герба и флага помогают сформировать положительное отношение к ним.
Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольника
Предлагаемая программа включает в себя представление о семье и ее роли в процессе патриоти- ческого воспитания. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья — это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.
Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками — результат совместных усилий. В семье нет двух миров — взрослого и детского, есть один мир — семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.
В наше время дети проводят большое количество времени у телевизора или компьютера. Опрос среди детей и родителей показал, что, к сожалению, очень мало родителей читают детям книги. Из-за высоких цен на последние не каждый родитель в состоянии часто их покупать. В связи с этим в нашем детском саду решено было проводить выставки новинок детской литературы. Дети с удовольствием приносят свои книги в детский сад, обмениваются друг с другом для чтения, затем возвращают. В этом случае и родителям приходится прочитать принесенную ребенком книгу (пока тот еще сам не научился). Происходит дополнительный живой контакт между детьми и родителями.
Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.
Игра в «семью» — самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков — одна из ведущих идей педагогики. Другая идея — растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.
Семья — основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущегогражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
Работа с родителями — один из труднейших участков в деятельности педагога. Она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по просьбе педагога заполняет мама или папа перед началом учебного года. Чтобы родители могли наблюдать за возможностями детей, следить за уровнем их интеллектуального развития, необходимо проводить открытые просмотры занятий и режимных моментов. Следует также помнить о проведении родительских собраний, которые являются одной из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей.
Методы семейного воспитания
Под методами семейного воспитания мы понимаем способы взаимодействия родителей и детей, направленные на развитие сознания, чувства и воли, формирование культуры, поведения детей.
Различают две группы основных методов семейного воспитания: методы организации поведения и деятельности и методы формирования сознания.
В первой группе методов большое значение имеют повседневные занятия и упражнения:
- режим дня как ежедневное упражнение в дисциплинированности, точности, как естественный тренажер воли;
- семейные традиции, играющие важную роль в развитии культуры общения;
- игра как естественная форма выражения активности, а также основной способ познания жизни.
Вторая группа методов воспитания направлена на развитие детского сознания, формирование необходимых жизненных понятий, представлений, взглядов, идеалов, оценок, убеждений, устойчивых мотивов поведения. Первостепенную роль в этом играет слово родителей, выполняющее роль функции внушения, наставления, разъяснения.
Папами и мамами не рождаются, ими становятся. Для успешного воспитания детей необходимо понимание родителями важности расширения общего и педагогического кругозора, обогащения своих знаний, совершенствования личностных черт и качеств, образа жизни семьи. Следовательно, родители сами должны быть образованными и культурными людьми.
Хотелось бы обратить внимание на такой важный момент, как изучение истории своей семьи. Для этого удобнее всего вместе с ребенком составить родословную семьи, чтобы изучить историю предков. Построение семейного древа требует много времени, усилий, терпения, но в результате вы получаете бесценную информацию о своей семье, корнях, о предках, которые стояли у истоков вашего рода.
Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спросите у друзей и родных, что такое Родина, и вы получите разные ответы. Одни скажут, что Родина — место, где человек родился, вторые скажут, что это отчий дом, где были сделаны первые шаги и сказано первое слово. Третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей — мамы и папы, братьев и сестер, родственников и друзей. Какой бы ни была наша Родина, где бы мы ни находились, она всегда будет нам дорога и близка.
Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника имеют важное значение при изучении истории страны, города, членов своей семьи. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях.
В программе рассматриваются русские традиции в системе патриотического и нравственного воспитания. По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции
В.И. Даля, «патриот — любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».
Здесь речь идет не только о пассивно-созерцательной любви, но и о любви деятельной, отдающей. Такая любовь бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но, на наш взгляд, только она создает Человека. В этом ключе патриотическое воспитание важно не только для успешного развития обащества и государства, но прежде всего для самого человека в качестве необходимой составной части развитой личности.
Итак, главной задачей воспитателей в детском саду мы считаем закладывание основ духовной нравственности, формирование активной жизненной позиции и творческого потенциала.
Я считаю, что раскрытие личности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знания о культуре, это проживание в ней, в ее традициях.
Нельзя не сказать о важности развития речи, хотя мы предполагаем, что во всех видах деятельности уделяется большое внимание русскому языку. Для занятий с детьми мы отбираем литературные произведения по степени их доступности для данного возраста, по нравственным и литературно-художественным качествам.
Задачи воспитателя — раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение расширению словарного запаса детей путем объяснения им незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения. Приводятся примеры тематического планирования (табл. 1, 2)
Перспективно – тематическое планирование в старшей группе
№ п/п | Содержание занятия |
1 | 2 |
Сентябрь | |
1 | Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?». Формирование личной оценки героя, обсуждение дружеских взаимоотношений |
2 | Рассматривание картины И. Левитана «Березовая роща» |
3 | Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Беседа о прочитанном |
4 | Чтение произведения Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» (перевод с польского С. Михалкова) |
Октябрь | |
5 | Разучивание стихотворения А. Плещеева «Мой садик» |
6 | Чтение произведения С. Михалкова «Кем быть?». Получение представления о профессиях. Обсуждение места работы родителей |
7 | Разучивание стихотворения А.К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...» |
8 | Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Составление рассказа о родной природе |
Ноябрь | |
9 | Знакомство с достопримечательностями родного края. Понятие «малая родина». Задача: научить детей называть свой адрес |
10 | Составление рассказа на основе опыта по сюжетной картине «Семья». Рассказ о том, что такое семья, о родственных отношениях в семье. Задача: вспомнить и назвать своих родственников |
11 | Неделя игры и игрушки «Учимся, играя». Знакомство детей сыновыми дидактическими играми на развитие смекалки, творчества, логики |
12 | Проведение праздника «День мамы», выставка детских коллективных работ «Мамочке любимой посвящаю» |
Декабрь | |
13 | Разучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня» |
14 | Рассказ о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц. Обобщение представлений о жанрах устного народного творчества |
15 | Беседа с детьми на тему «Откуда елка к нам пришла». Рассказ о возникновении праздника «Новогодней елки» |
16 | Новогодний калейдоскоп стихов |
Январь | |
17 | Тематическое занятие «Моя семья». Задача: воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброту, внимание и уважение друг к другу |
18 | Рассматривание картины «Зимние забавы». Составление рассказа по картине |
19 | Составление рассказа на основе опыта детей по теме «Игры зимой» |
20 | Тематическое занятие «С чего начинается Родина?». Задача: воспитывать уважение к дому, земле, на которой живешь |
Февраль | |
21 | Чтение былинного произведения «Никита Кожемяка» (русская сказка в пересказе К.Д. Ушинского). Задачи: учить понимать тему, образное содержание произведения; видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения |
22 | К Дню защитника Отечества игры-эстафеты «Веселые соревнования» |
23 | Чтение произведения Я. Акима «Моя родня». Задачи: сформировать представление о родственных отношениях, вызвать интерес к своей родословной |
24 | Чтение рассказа Л. Пантелеева «Честное слово». Беседа о прочитанном и обсуждение рассказа |
Март | |
25 | Беседа о Международном женском дне. Разучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» |
26 | Чтение ненецкой сказки «Кукушка» в обработке К. Шаврова |
27 | Составление рассказа на основе опыта по теме «Много у бабушки с нами хлопот» |
28 | Занятие «Бабушкин сундук» в мини-музее. Посещение мини-музея детского сада, экскурсия |
Апрель | |
29 | Посещение мини-музея детского сада. Знакомство с предметами русского быта. Тема «Во что играли в детстве наши бабушки, дедушки, мамы и папы» |
30 | Беседа о Дне космонавтики. Задача: рассказать о полете в космос первого космонавта — Ю. Гагарина |
31 | Составление рассказа из личного опыта «Как трудятся наши родители». Рассказ по картине «Мы строим дом» |
32 | Чтение отрывка из книги В.Н. Суслова «Твое дело» |
Май | |
33 | Чтение отрывка из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица» |
34 | Закрепление знаний детей об улицах города, истории их названия. Ввести в словарь детей понятия «шоссе», «бульвар», «набережная» (показ слайдов) |
35 | Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» |
36 | Тема «Красота природы и родного края». Задача: закрепить знания о зеленых уголках Москвы (Лужники, зоопарк, Ботанический сад) |
Перспективно – тематическое планирование
в подготовительной к школе группе
№ п/п | Содержание занятия |
1 | 2 |
Сентябрь | |
1 | Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик». Беседа по содержанию произведения. Чтение стихов о дружбе по выбору детей |
2 | Этюды по изображению эмоций. Чтение рассказа В. Осеевой «Добрая хозяюшка». Игра-импровизация «Какой я?» |
3 | Беседа по теме «Права (право на игру, занятия, прогулку) и обязанности (содержать свое тело и одежду в чистоте, соблюдать правила гигиены, не обижать других, оказывать помощь взрослым и малышам) дошкольника». Рассказ об общественной значимости детского сада и его сотрудников |
4 | Беседа о животных (приурочена к Всемирному дню животных (1-е воскресенье октября), рассказы о них, чтение произведений, фотовыставка, рисунки детей |
Октябрь | |
5 | «Дом, в котором ты живешь» — составление последовательного рассказа о своем доме. Игра «Накроем стол к чаю» |
6 | Закрепление представлений о семье, родственных отношениях в семье. «Семья»— беседа по сюжетным картинкам. Игра в кругу семьи «Распределение обязанностей» |
7 | Составление рассказа по опорным вопросам на тему «Моя семья» |
8 | Подготовка театрального действия на тему «Про семью про дружную, всем такую нужную» для дальнейшего показа в младших группах |
Ноябрь | |
9 | Обсуждение темы любви к родной стране, гордости за нее. Мое Отечество — Россия. Чтение стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь моя родная...» |
10 | «Родная земля — кормилица». Беседа по серии сюжетных картин но теме «Откуда хлеб пришел». Малые фольклорные формы. Задачи: поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений; расширять представление о пословицах и поговорках |
11 | Неделя игры и игрушки «Учимся, играя». Знакомство детей с новыми дидактическими играми — на смекалку, логику |
12 | Проведение праздника «День мамы». Выставка детских коллективных работ «Мамочке любимой посвящаю» |
Декабрь | |
13 | Стихотворение И. Сурикова «Детство». Обсуждение представления поэта о детстве. Составление рассказа с опорой на личный опыт на тему «Мой друг». Формирование личной оценки поступков героя |
14 | Составление рассказа на основе личного опыта по теме «Моя любимая игрушка», отбор наиболее важных фактов |
15 | Беседа о русском устном народном творчестве. Слушание и обсуждение сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». Задача: систематизировать и углублять знания детей о русском устном творчестве |
16 | Составление рассказа по опорным вопросам на тему «Моя семья» |
Январь | |
17 | Знакомство с историей создания города, с поселениями людей. Задачи: воспитывать гордость и любовь к родному городу; развивать интерес к истории города. Рассматривание иллюстраций «Наша древняя столица» |
18 | Знакомство с историей Кремля, его достопримечательностями. Закрепление знаний детей о современной Москве |
19 | Рассказ о Третьяковской галерее как об одном из музеев Москвы, введение в словарь понятия «картинная галерея» |
20 | Посещение мини-музея детского сада. Беседа о его создании. Экскурсия по музею |
Февраль | |
21 | Закрепление знаний детей о жанровых и языковых представлениях потешек, песенок, загадок и пословиц. Малые фольклорные формы. Досуг «Посиделки» — знакомство с русскими обычаями и обрядами |
22 | Народные праздники на Руси. «Масленица» |
23 | Защитники Отечества. Чтение стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» |
24 | Тематические занятия. История в событиях и лицах. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» |
Март | |
25 | Обучение составлению рассказа из личного опыта на тему «Моя мама». Продумывание сюжета рассказа без опоры на наглядный материал. Чтение стихов о маме |
26 | Беседы об игрушках: «Откуда пришла матрешка?», «Слепим свою матрешку» |
27 | Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Задача: подвести детей к пониманию нравственного смысла, мотивированной оценке поступков и характера главной героини |
28 | Занятие «Бабушкин сундук» в мини-музее. Формирование интереса к судьбам родственников, истории семьи |
Апрель | |
29 | Интеллектуальный марафон «Знайки». Задачи: дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, игры; продолжать учить договариваться друг с другом; налаживать диалогическое общение в совместной игре |
30 | Беседа о Дне космонавтики на тему «Хочу быть космонавтом» |
31 | Чтение произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?». Задачи: расширять знания детей о профессиях; формировать навык самоконтроля и самооценки |
32 | Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Задача: закрепить представление о профессиях |
Май | |
33 | Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания». Воспитание любви к природе родного края |
34 | Разучивание стихотворения М. Исаковского «Навек запомни» |
35 | Беседа на тему «Чтобы не заблудиться, надо хорошо знать свой район» |
36 | «Земля — наш общий дом». Задача: сформировать представление о том, что Земля для всех людей разных рас и национальностей — общий дом, о том, что люди должны жить в мире и дружбе между собой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание дошкольников на основе реализации авторской программы "Надежда России" Социально-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста: состояние, проблемы, перспективы. Киров, 2007г.
Статья посвящена вопросам приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....
Программа патриотического воспитания дошкольников.
Цель- восспитание гуманных чувств у детей, формирование социальной активности, самостоятельности, интеллектуально- развитой творческой личности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации вариативной части основной образовательной программы в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников «С чего начинается Родина?»
В соответствии с ФГОС ДО реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новозоринская средняя общеобразовательна...
Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)
Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТРОПИНКАМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Патриотическое воспитание – тема ни для кого не новая, но в настоящее время остро стоит проблема по приобщению подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение ее на самых ...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Дополнительная общеобразовательная программа по патриотическому воспитанию "Формирование основ нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Программа направлена на воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников 5-7 лет....