Должностные обязанности
материал на тему

Моисеева Татьяна Михайловна

Должностные обязанности детского практического психолога
(педагога-психолога)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dolzhnostnye_instruktsii.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Должностные обязанности детского практического психолога
(педагога-психолога)

Осуществляет психолого-педагогическое изучение детей для обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения в средней общеобразовательной школе. На основе использования достижений психологической науки способствует обеспечению полноценного личностного и интеллектуального развития учащихся на каждом возрастном этапе.

Проводит психопрофилактичсскую, диагностическую, коррекционную и консультативную работу с учащимися, консультативную работу по поводу учащихся с учителями и родителями: по запросам учителей и администрации школы изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы и склонности, участвует в приеме детей в первые классы с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению, совместно с учителем разрабатывает программу индивидуальной работы с детьми для обеспечения полноценного включения их в учебную деятельность с первых дней пребывания в школе; проводит психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней в среднюю общеобразовательную и профессиональную, составляя совместно с учителем и мастерами производственного обучения программу индивидуальной работы с детьми с учетом их психологической готовности к обучению на новом этапе. Использует наиболее эффективные диагностические методы для установления психологических причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся, причин нарушений межличностных отношений школьников со сверстниками, родителями, учителями, проводит необходимую психокоррекционную работу. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей, мастеров производственного обучения по проблемам обучения и воспитания детей. Проводит индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам обучения, культуры умственного труда, развития, жизненного самоопределения, самовоспитания, профессиональной ориентации, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

По запросам народных судов, милиции, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка и условий семейного воспитания.

Принимает участие в работе педсоветов, методических объединений, общешкольных и классных родительских собраний. Подготавливает необходимую информацию для педагогического совета и педагогического консилиума для решения основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся. Несет ответственность за сохранность документации и оборудования школьного психологического кабинета, обеспечивает правильное его использование. Осуществляет учет результатов психолого-педагогической работы в строгом соответствии с формами, установленными научно-методическими центрами школьной психологической службы.

Должен знать: руководящие материалы, определяющие деятельность ДОУ, средней общеобразовательной и профессиональной школы, специальную литературу по возрастной и педагогической психологии, современные психодиагностические и психо-коррекционные методики и способы обработки исследовательских материалов, основы дидактики, педагогики, методики преподавания, дефектологии; порядок оформления документации школьной психологической службы; нормативные документы средней общеобразовательной школы и школьную документацию; основы российского законодательства в области образования, брака и семьи, охраны материнства и детства, условий труда несовершеннолетних, привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности; нормы школьной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование со специальной квалификацией (психолог) без предъявления требований к стажу работы.


ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПСИХОЛОГА

                        ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПСИХОЛОГА

__________________________               УТВЕРЖДАЮ

(наименование организации,

 предприятия, учреждения)                ___________________________

                                         (директор, иное должностное

                                             лицо, уполномоченное

                                            утверждать должностную

                                                 инструкцию)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ                   ___________________________

                                         (подпись)      (расшифровка

_________ N ___________                                    подписи)

    Место издания                        ___________________________

                                                  (дата)

      ПСИХОЛОГА

                               I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1.  Психолог  относится  к категории специалистов, принимается на работу и

увольняется с работы приказом директора предприятия.

    1.2. На должность психолога назначается лицо, имеющее высшее психологическое

образование без предъявления требований к стажу работы.

    На  должность  психолога  II  категории  назначается  лицо,  имеющее  высшее

психологическое образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.

    На  должность  психолога  I  категории   назначается  лицо,  имеющее  высшее

психологическое образование и стаж работы в должности  психолога II категории не

менее 3 лет.

     1.3. Психолог подчиняется _____________________________________

___________________________________________________________________.

    1.4. В своей деятельности психолог руководствуется:

    - нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

    - методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

    - уставом предприятия;

    - правилами трудового распорядка;

    -   приказами  и  распоряжениями  директора  предприятия  (непосредственного

руководителя);

    - настоящей должностной инструкцией.

    1.5. Психолог должен знать:

    - постановления,  распоряжения,  приказы  вышестоящих органов, методические,

нормативные и другие руководящие материалы по практической психологии;

    - психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию;

    -  методы  изучения  психологических  особенностей   трудовой   деятельности

работников;

    - технические средства, применяемые при изучении условий труда;

    -   передовой   отечественный   и   зарубежный  опыт  работы  психологов  на

предприятиях;

    - основы технологии производства;

    - основы экономики, организации производства, труда и управления;

    - основы профориентации;

    - основы трудового законодательства ;

    -  правила  и  нормы  охраны труда, техники  безопасности,  производственной

санитарии и противопожарной защиты.

    1.6. Во время отсутствия психолога его обязанности выполняет в установленном

порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее

исполнение.

                                   II. ФУНКЦИИ

    На психолога возлагаются следующие функции:

    2.1.  Разработка  мероприятий   по   улучшению   условий   труда  работников

предприятию и повышению эффективности работы.

    2.2.  Участие  в  формировании  трудовых коллективов, проектировании  систем

организации труда с учетом психологических факторов и эргономических требований.

    2.3. Обследование индивидуальных  качеств  работников,  осуществление мер по

производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

    2.4.   Консультация  руководителей  предприятия,  работников,   занимающихся

кадровыми  и   трудовыми   вопросами   по   социально-психологическим  проблемам

управления производством и социального развития коллектива.

                          III. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

    Для выполнения возложенных на него функций психолог обязан:

    3.1.  Изучать  влияние  психологических,  экономических   и  организационных

факторов  производства на трудовую деятельность работников предприятия  в  целях

разработки мероприятий по улучшению условий труда и повышения его эффективности.

    3.2.  Участвовать  в  работе  по  составлению  проектов  планов  социального

развития коллектива,  определять психологические факторы, оказывающие влияние на

работников.

    3.3. Проводить совместно  с  физиологом  обследования индивидуальных качеств

работников,  особенностей трудовой деятельности  рабочих  и  служащих  различных

профессий и специальностей,  связанных  с  профессиональным  подбором, проверкой

психологических   условий   труда,   выявлением   их  интересов  и  склонностей,

удовлетворенности трудом, эксперименты по определению  влияния  условий труда на

психику работающих, анализировать трудовые процессы и психологическое  состояние

человека во время работы.

    3.4.  Совместно с социологом и другими специалистами предприятия участвовать

в  рассмотрении   задач   социального   развития,  осуществлять  выбор  наиболее

актуальных вопросов и проблем, требующих  решения  (текучесть  кадров, нарушения

трудовой  дисциплины, малоэффективный труд), определять пути устранения  причин,

их вызывающих.

    3.5.   Разрабатывать    профессиограммы    и    детальные    психологические

характеристики   работников   различных  профессий  и  должностей,  определяемые

влиянием   производственной   среды    на    нервно-психологическое   напряжение

работающего, давать рекомендации относительно условий оптимального использования

личных  трудовых  возможностей  человека  с  учетом   перспективы  развития  его

профессиональных способностей.

    3.6. Участвовать в осуществлении мер по производственной  и профессиональной

адаптации молодых рабочих и специалистов.

    3.7.   На   основе   изучения   психофизиологических  особенностей  трудовой

деятельности подготавливать рекомендации  и предложения по внедрению результатов

психологических исследований в производственную практику, а также мероприятия по

конкретным  направлениям  совершенствования  управления   социальным   развитием

коллектива,   способствующие   организации   оптимальных   трудовых   процессов,

установлению   рациональных   режимов   труда   и  отдыха,  улучшению  морально-

психологического климата, условий труда и повышению  работоспособности человека,

осуществлять контроль за их выполнением.

    3.8.  Изучать  и  анализировать  причины  текучести  кадров,   подбор  и  их

расстановку,  исходя из требований организации труда и управления производством,

разрабатывать предложения  по  обеспечению  стабильности  кадров на предприятии,

принятию мер, способствующих адаптации работников, в том числе рабочих и молодых

специалистов.

    3.9. Принимать участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании

систем  организации  труда  (организации  рабочего времени, организации  рабочих

мест) с учетом эргономических требований.

    3.10.   Содействовать   правильной   ориентации   работников   в   проблемах

психологического характера, в пропаганде психологических знаний.

    3.11. Консультировать руководителей предприятия по социально-психологическим

проблемам управления производством и социального  развития  коллектива,  а также

работников   предприятия  по  кадровым  и  трудовым  вопросам,  требующим  учета

психологических факторов.

                                    IV. ПРАВА

    Психолог имеет право:

    4.1. Знакомиться  с  проектами  решений руководства предприятия, касающимися

его деятельности.

    4.2. Вносить на рассмотрение руководства  предложения  по  совершенствованию

работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

    4.3.  Получать  от  руководителей  структурных  подразделений,  специалистов

информацию   и   документы,   необходимые   для   выполнения  своих  должностных

обязанностей.

    4.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений  предприятия для

решения  возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями  о

структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководителя предприятия).

    4.5. Требовать  от  руководства предприятия оказания содействия в исполнении

своих должностных обязанностей и прав.

                               V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    Психолог несет ответственность:

    5.1.   За   неисполнение   (ненадлежащее   исполнение)   своих   должностных

обязанностей, предусмотренных  настоящей  должностной  инструкцией,  в пределах,

определенных действующим трудовым законодательством .

    5.2.   За   совершенные   в   процессе   осуществления   своей  деятельности

правонарушения   -   в   пределах,  определенных  действующим  административным,

уголовным и гражданским законодательством .

    5.3.  За  причинение  материального   ущерба   -  в  пределах,  определенных

действующим  трудовым,  уголовным  и  гражданским  законодательством  .

    Должностная инструкция разработана в соответствии с ____________

____________________________________________________________________

               (наименование, номер и дата документа)

Руководитель структурного  ________________  _______________________

подразделения                  (подпись)      (фамилия, инициалы)

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела

________________  ______________________

  (подпись)        (фамилия, инициалы)

С инструкцией ознакомлен: ________________  ________________________

                              (подпись)       (фамилия, инициалы)


Примерная должностная инструкция

 педагога-психолога образовательного учреждения

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности руководителем учреждения. На период отпуска и временной нетрудоспособности педагога-психолога, его обязанности могут быть возложены на другого педагога-психолога из числа сотрудников учреждения. Временное исполнение обязанностей в этом случае осуществляется на основании приказа руководителя учреждения, изданного с соблюдением требований законодательства.

1.2. Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование.

1.3. Организационно-методическое сопровождение педагога-психолога осуществляется по административной линии заместителем руководителя, а по профессиональной – руководителем территориального методического объединения (руководителем ППМС-центра). Непосредственное руководство осуществляется руководителем образовательного учреждения.

1.4. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании»; международными актами в области защиты прав и законных интересов ребёнка; указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; Федеральным Законом об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; региональным законодательством; решениями главы администрации региона и руководителя органа управления образования; Уставом учреждения; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Педагог-психолог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. ФУНКЦИИ

2.1. Педагог-психолог является основным координатором деятельности по психолого-педагогическому, медико-социально-правовому (ППМСП) сопровождению в образовательном учреждении.

2.2. Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются следующие:

  • Профилактическое;
  • Косультативное;
  • Диагностическое;
  • Коррекционное;
  • Развивающее;
  • Исследовательско-аналитическое;
  • Организационно-методическое;
  • Социально-диспетчерское;
  • Экспертное;
  • Проектное.

2.3. Основные задачи:

  • своевременное выявление детей, имеющих отклонения в развитии и оказание им комплексной помощи в условиях учреждения;
  • оказание помощи семье ребенка, ребенку, педагогу в выборе эффективного пути решения возникающих проблем;
  • психологическое сопровождение детей находящихся в образовательном учреждении;
  • формирование и реализация личностно-ориентированных программ комплексного воздействия;
  • консультирование и просвещение родителей (законных представителей);
  • разработка и апробация коррекционно-развивающих методов, методик, технологий, определяющих уровень развития детей, устраняющих пробелы в знаниях и воспитании;
  • психологическое просвещение обучающихся, воспитанников, присвоение и использование ими социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Анализирует

  • развитие деятельности по ППМСП-сопровождению в образовательном учреждении;
  • факторы, препятствующие личностному развитию детей;
  • психологические аспекты выполнения рекомендуемых программ специалистами сопровождения.

3.2. Прогнозирует

  • психологические аспекты, последствия запланированных проектов и программ;
  • тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по корректировке стратегии развития учреждения.

3.3. Планирует и организует

  • индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия на основе существующих методик; адаптирует некоторые из них, готовит дидактический и диагностический материал для занятий;
  • психологическую диагностику детей с целью выявления уровня психического развития;
  • систему внешних связей учреждения, необходимую для успешной работы в области ППМСП-сопровождения учреждения;
  • реализацию одного из направлений психокоррекционной работы (релаксация, игротерапия, развитие сенсорных способностей и т.д.);
  • мероприятия по повышению психологической подготовки специалистов сопровождения, развитию у них способностей интегрировать психологические знания в своей работе.

3.4. Координирует

  • совместную деятельность специалистов сопровождения и участников образовательного процесса по вопросам учета личностных качеств обучающихся, воспитанников, организации комплексного ППМСП-сопровождения в ОУ;
  • работу специалистов сопровождения по изучению личностных качеств и психологических особенностей детей;
  • совместную деятельность специалистов (социальных педагогов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, медицинских работников, и других специалистов) в части сопровождения ребенка, уточнения и установления диагноза, проведения научно-практических семинаров.

3.5. Контролирует

  • реализацию проектов и программ психологической поддержки детей;
  • выполнение принятых решений по вопросам психологической поддержки воспитанников;
  • динамику психического развития детей.

3.6. Корректирует

  • ход реализации проектов и программ ППМСП-сопровождению обучающихся, воспитанников;
  • ход реализации программы развития учреждения и деятельности по ППМСП-сопровождению образовательного учреждения.

3.7. Разрабатывает

  • программу развития деятельности по ППМСП-сопровождению в образовательном учреждении;
  • индивидуальные коррекционно-развивающие программы и методики психокоррекционной работы с детьми;
  • психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации специалистов ППМСП-сопровождения, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного развития  детей, их психологических особенностей.

3.8. Консультирует

  • родителей (законных представителей);
  • специалистов образовательных учреждений по вопросам ППМСП-сопровождения;
  • специалистов учреждения по конкретным проблемам;
  • детей, нуждающихся в психологической поддержке;
  • других лиц, привлекаемых к сотрудничеству с учреждением, по вопросам психологического сопровождения.

3.9. Обеспечивает

  • психолого-педагогическую диагностику различного профиля и предназначения;
  • психологическую поддержку детей, имеющих различные способности;
  • формирование психологической культуры обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических сотрудников;
  • определение степени отклонения в развитии ребёнка, а также различного вида нарушений личностного развития и проведение психолого-педагогической коррекции.

3.10. Оформляет

  • специальную и организационно-методическую документацию в соответствии с требованиями Устава учреждения, локальными актами;
  • методические пособия для специалистов и родителей.

3.11. Принимает участие

  • в работе психолого-медико-педагогического консилиума учреждения, педагогического совета, методических объединений педагогов и специалистов ППМСП-сопровождения;
  • в мероприятиях по комплексной психолого-педагогической, медико-социальной и правовой экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
  • в проектировании, разработке инновационных проектов и образовательных программ;
  • в изучении стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе с целью построения системы психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образовательного процесса;
  • в изучении профессиональных ожиданий сотрудников учреждения, формировании общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества при проектировании образовательной программы;
  •  в разработке и сопровождении программ воспитания.

4. ПРАВА

Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Выбирать и использовать:

  • приоритетные направления работы с учётом конкретных условий деятельности образовательного учреждения;
  • конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, формы и методы этой работы, решать вопрос об очерёдности проведения различных видов работ;

4.3. Оценивать:

  • ход и результаты проектов и программ ППМСП-сопровождения;
  • уровень психологического комфорта участников образовательного процесса и их удовлетворенность качеством оказания образовательных услуг.

4.4. Требовать

  • от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
  • обеспечение льготами, предусмотренными для работников учреждений образования в соответствии с законодательством РФ.

4.5. Вносить предложения

  • о создании и ликвидации временных  коллективов, групп, объединений, занимающихся проектами и программами ППМСП-сопровождения;
  • о начале, приостановлении или прекращении конкретных проектов и программ психолого-педагогического сопровождения детей.

4.6. Отказываться:

  • от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации, образовательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.

4.7. Повышать:

  • свою квалификацию.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка учреждения, законных распоряжений руководителя учреждения и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребёнка, педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. Педагог-психолог несет персональную, профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.

5.4. Педагог-психолог несет ответственность за сохранение специальной и организационно-методической документации, оформление и хранение ее в установленном порядке.

5.5. Педагог-психолог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента.

5.6. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.7. За виновное причинение учреждению или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей инструкцией, педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ

Педагог-психолог:

6.1. Организует деятельность в рамках ППМСП-сопровождения и взаимодействие со специалистами ППМС-центров.

6.2. Работает по графику, составленному исходя из 36 часовой рабочей недели и утверждённому руководителем учреждения.

6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год. План работы утверждается руководителем учреждения.

6.4. Представляет непосредственному руководителю отчетную документацию по установленной форме о своей деятельности в письменной форме в течение 5 дней по окончании учебного года.

6.5. Получает от руководителя и его заместителей информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, со специалистами сопровождения и администрацией учреждения.

6.7. Информирует администрацию учреждения о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Должностные обязанности музыкального руководителя

Прежде чем приступить к работе с детьми необходимо изучить должностные обязанности музыкального рукаводителя....

должностные обязанности музыкального руководителя

Должностные обязанности музыкального руководителя детского сада....

Определение должностных обязанностей педагогических работников ДОО для определения качества их труда

Деятельность педагогических работников дошкольного образования является предметом многочисленных научных исследований. Вопросы, связанные с ее структурой, спецификой профессиональных умений работника ...

ПАМЯТКА "Распределение должностных обязанностей в группе"

Организатором правильного режима в группе является воспитатель, его непосредственным помощником является помощник воспитателя....