Консультация для воспитателей.
консультация (старшая группа) на тему

Орлова Любовь Георгиевна

Развиваем детей играючи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Как учить стихи….играючи»

                              Подготовила: воспитатель

                              МКДОУ «Шварцевский д/с»

                              Л. Г. Орлова

Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. «Какая речь! Какая память!» - восхищаются собеседники. Не случайно так гордятся папы и мамы своими детками, которые читают наизусть А.С.Пушкина, К.И. Чуковского, С.В.Михалкова. Зато как страдают те родители, чей ребёнок не может запомнить стихи, как не бьются, как ни стараются при этом все домашние.

Почему дети плохо запоминают текст?

Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребёнка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности.

Чтобы не подорвать добрых отношений с ребёнком, не требовать от него невозможного, предлагаю воспользоваться некоторыми рекомендациями.

Для заучивания следует подбирать такие стихи, которые интересны ребёнку, помогают ему играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. Ребёнок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей или облегчит распределение ролей в игре, определит ведущего.

При разучивании стихов часто используется принцип «повторение – мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да и к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Попробуйте призвать на помощь другие виды памяти, например зрительную, обонятельную, вкусовую, обонятельную, двигательную. Не забывайте, что самая сильная память – эмоциональная. Значит, разучивание должно быть для детей делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.

Давайте разучим с детьми, например, стихотворение «Две синички» ( слова народные).Сначала нужно выразительно прочитать весь текст, а затем предложить его разыграть, изобразить ( цель разучить взрослый ставит перед собой, а не перед детьми).Взрослый показывает, как сделать руки гнёздышком. И просит представить, что там, в гнёздышке, живут маленькие, дрожащие синички. Ими можно полюбоваться, поднести к лицу и согреть своим тёплым дыханием, прижать к себе, а затем вместе со взрослым произносить слова и повторять движения. (Каждый взрослый может придумать свои движения).

Сидят в гнезде две птички,             Руки детей, изображающие

Две маленьких синички.                  Гнёздышко, прижаты к груди,

Сидят, прижавшись тесно:              они согревают птичек, которых

Тепло в гнезде им вместе.              Которых полюбили.

Но вот одна проснулась.                 Одна рука изображает движения

Проснулась, встрепенулась,           крыльев, затем взлетает вверх.

И песенку запела,

И к солнышку взлетела.                  Вторая рука у груди.

Вторая вот проснулась,                   Вторая рука повторяет движения

Проснулась, встрепенулась,           первой.

И песенку запела,

И к солнышку взлетела.

И вот синички вместе                       Руки с пальцами – крыльями двигаются

Под солнышком летают.                 Над головой, изображая полёт птиц

Их солнышко своими                       навстречу друг другу.

Лучами согревает.

Вот вечер наступает,

И солнышко садится.                      Руки плавно опускаются. Дети могут

Пора домой синичкам                    присесть на корточки (солнце село).

Под вечер возвратиться.

Сидят в гнезде две птички,

Две маленьких синички.                 Руки снова складываются гнёздышком

Сидят, прижавшись тесно:              и прижимаются к груди.

Тепло в гнезде им вместе.

Это стихотворение можно читать много раз, и дети часто повторяют его, «приспосабливая» его и под тихий час», и под упражнения на зарядке, и под игры на улице. Главное, чтобы это была игра, в которой дошкольники «внутренним  взором» видели, какие у птичек пёрышки, клювики, глазки, как они летают, поют, спят, отогревали их своим дыханием, прижимали к груди. Всё это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы. И у взрослого общение с детьми получается позитивным.

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды театров» с их атрибутикой. Например, стихотворение С.Я.Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющими).

Сложные стихи можно учить по строчке и читать по очереди, друг за другом. Эффективно использовать приём от имени: говорить текст от имени различных персонажей с соответствующей интонацией.

Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Например, прочитайте детям «Два барана» С.Михалкова и изобразите их двумя руками, выставив пальцы-рога. Ваш показ и стихотворный текст, где описывается так легко узнаваемая ситуация « не уступлю, я первый…..», обязательно заставят детей попробовать передать сценку встречи «на мостике горбатом». Если дети четвёртого года жизни не смогут изобразить баранов правой и левой рукой одновременно, они сделают это вдвоём (каждый покажет» своего персонажа правой рукой).

Для этого возраста не менее интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном театре.

Дети пятого года жизни разыгрывают «сценку-стихи» и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах, а детям шестого года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придётся постепенно разучить стихотворение: сначала диалог чёрного и белого баранов, а затем и слова автора.

Стихотворение С.Михалкова хорошо тем, что поучительно, даже нравоучительно, но без занудного дидактизма: вот вам пример, картинка из жизни, а вывод делайте сами. Дети умны и чутки, они догадаются, что не случайно у слова «баран» есть второе значение. Благодаря этим стихам дошкольники осознают переносное значение слова и необходимость уступать.

По крутой тропинке горной

Шёл домой барашек чёрный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь двоим нельзя пройти,

Ты стоишь мне на пути».

Чёрный брат ответил «Мэ-э,-

Ты в своём, баран, уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Упёрся другой ногами…..

Как рогами не крути,

А вдвоём нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт,

А внизу река течёт.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

(С. Михалков)

При разучивании некоторых стихов можно  использовать построчное запоминание. Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и « раздаёт» ( в устной форме ) каждому по одной строчке: « Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего – и так до конца».  «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, а с плохой – короткие.

Ещё можно предложить детям представить ступеньки лестницы, и на этой лестнице «разложить» весь текст своего стиха, а потом мысленно шагать по ступеням и читать.

Приём запоминания и проговаривания хором тоже может быть удачен, так как даёт возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов. Для хорового запоминания нужны стихи особые, напевно – речитативные, например:

Взял я лук и крикнул: «Эх! Удивлю сейчас я всех!»

Натянул потуже лук, да стрела застряла вдруг.

И вокруг сказали все: «Э – э – э – э!»

( Е. Тарлапан)

Дейл Карнеги даёт свои советы по улучшению памяти.

Первый «закон» памяти – получить глубокое, яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо: а) сосредоточиться; б) внимательно наблюдать. Прежде всего старайтесь получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.

Второй «закон» памяти – повторение.

Третий «закон» памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его к каким –то другим.

Для работы с детьми эти «законы» также применимы. Однако следует учитывать важность разыгрывания и «проживания». Учить не только игровому, но и целенаправленному произвольному запоминанию стихов тоже необходимо, но только старших дошкольников, так как произвольное запоминание – сложная интеллектуальная работа, связанная с мышлением. К основным приёмам произвольного запоминания относятся повторение текста и припоминание его. К.Д.

 Ушинский характеризовал припоминание как «труд, и труд иногда не лёгкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое». Данные рекомендации помогут трудное сделать привлекательным и уже оттого более лёгким.

                   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...