Главные вкладки

    Cеминар – практикум для педагогов. «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»
    консультация по теме

    Елена Валентиновна Клочихина

    Дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то перевоплощаться. Они замечательные актеры: стоит надеть костюм, и ребенок сразу входит в образ. Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, сейчас перевоплотиться и поиграть. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ceminar.docx512.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Cеминар – практикум

    методическая тема

    «Формирование творческих способностей

    детей дошкольного возраста через

    театрализованные игры»

    Сегодня в нашей стране трудно найти детский сад, где бы педагоги не использовали театрализованную деятельность. Театрализованная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения используется уже давно. Вспомним гениального основоположника педагогики Яна Амоса Коменского, который на основе драматизации текстов обучал детей древним языкам.

    Действительно, воображение, как волшебная палочка, переносит нас в иную плоскость бытия, наделяет новыми, в реальной жизни часто недостижимыми возможностями.

    Дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то перевоплощаться. Они замечательные актеры: стоит надеть костюм, и ребенок сразу входит в образ. Задача воспитателя – увлечь ребенка, продолжить игру, дать возможность сделать что-то  по-своему. Важно проявить партнерскую позицию – только тогда игра постепенно превращается в настоящий спектакль.

    Название моей методической темы, по которой я работаю на протяжении 5 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры».

    Театрализованные игры, в зависимости от средств изображения, делятся на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.

    В играх-драматизациях ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Виды игр-драматизаций:

    • Игра-имитация (дети имитируют образы животных, людей, литературных персонажей).

    Я предлагаю вам сейчас перевоплотиться и поиграть. Я вам выдам карточки с заданием. Вы внимательно прочитайте и изобразите то, что написано на карточке.

    «Лисичка подслушивает»

    Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

    Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед.

    Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.

    «Кузнечик»

    Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

    Выразительные движения: шею вытянуть вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.

    «Вкусные конфеты» 

    У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает ее по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

    Мимика: жевательные движения, улыбка.

    • Ролевые диалоги на основе текста.

           

     Разыгрывание по ролям стихотворения И.Жукова «Киска»

    Хозяйка: Здравствуй, Киска, как дела? Что же ты от нас ушла?

    Киска:    Не могу я с вами жить,

                  Хвостик негде положить.

         Ходите, зеваете,

         На хвостик наступаете!

    Сначала это стихотворение разучивается в свободное время, вне занятия. Затем, на занятии, дети, разыгрывая ситуацию в паре, могут импровизировать интонации. Например, воспитатель ставит задачу: Хозяйка рада, что нашла Киску, или, наоборот, Киска относится к ней с пренебрежением.

    Киска обижена на Хозяйку или рассержена и очень рада, что ушла из дома.

    Взаимоотношения героев могут быть различными. Каждая пара детей представляет свою вариацию.

    — Эй, Кисоньки мои, идите, я вас молоком угощу. Кусочек колбаски дам. По спинке поглажу.

    Дети, изображая Кисоньку, «лакают молочко» из воображаемой миски, жуют воображаемую колбаску, прогибают спинку и «мурлыкают». Движения детей — импровизация.

    • Игра-импровизация – это разыгрывание сюжета без предварительной

    подготовки.

    Ситуация «Не хочу манной каши!»

    Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие — детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку...), приводя различные доводы. А ребенок это блюдо терпеть не может. Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают.

    • Игра-пантомима - вид сценического представления, призванный

    передавать сюжет или историю  с помощью мимики, жестов, без использования слов. Игра-пантомима помогает развивать навыки управления жестами, движением, мимикой, корректно выражать свои эмоции и чувства.

    «Нос, умойся!» (по стихотворению Э.Мошковской)  

    Воспитатель произносит слова стихотворения, дети имитируют движения.

     Кран, откройся! Нос, умойся!        Шейка, мойся хорошенько!

     Мойтесь сразу, оба глаза!                 Мойся, мойся, обливайся!

    Мойтесь, уши, мойся, шейка!        Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

     «Представьте себе»  

    Воспитатель предлагает детям вспомнить любое стихотворение, например:

    Как на нашем на лугу                       Прилетели две тетери,

    Стоит чашка творогу.                       Поклевали, улетели.

    Представьте себе:

    1.  Вас обидели до слез, и вы рассказываете нам свою обиду словами этого стихотворения.

    2. Позвонил будильник. Вы проснулись, потянулись, открыли глаза, на полу ищете тапочки. Нашли, надели и пошли в ванну. Вдруг обнаруживаете, что не можете идти. В вашем тапочке — камушек. Ой, как больно!

    3.  Вы гуляете в лесу. Кругом снег, на ваших ногах валенки, и вдруг что-то острое вонзается вам в пятку... Это кнопка!

    4. Вы сладко спите, и вдруг вас будит мама и говорит, что вы проспали. Все быстро одеваются и — бегом в детский сад. По дороге вы обнаруживаете, что надели ботинки вашей младшей сестры. Они вам ужасно малы. Но возвращаться нет времени. Вы еле дошли до садика...

    — Очень болят ноги? Посидите и отдохните. Можно сделать массаж ног.

    • Игры- этюды - драматизация небольших по содержанию текстов.

    1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но, это же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).

    2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

    3. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.

    • Игры-драматизации, которые основываются на действиях исполнителя.

    («Кот-рыболов», «Под грибом»)

    В режиссерских играх ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена. Виды режиссерских игр:

    • Теневой театр.
    • Кукольный театр (бибабо).
    • Настольный театр игрушек.
    • Фланелеграф.

    Таким образом, театрализованная игра стимулирует развитие мышления, фантазии воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое. Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному.

    В нашем поселке нет театров, но родителей своих детей я просила посетить вместе с детьми ТЮЗ в тех городах, куда они выезжали со своими детьми (например: г. Мурманск, г. Рязань и др.)

    C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\DSC06514.JPG

    https://pp.vk.me/c624718/v624718755/2a61b/ia-8yGavNU0.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возрастачерез театрализованные игры (статья)...

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры.

    Проект, раскрывающий особенности творческого развития детей через театрализованные игры....

    Cеминар – практикум «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

    Cеминар – практикум  «Формирование творческих способностейдетей дошкольного возраста черезтеатрализованные игры»...

    Рекомендации для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

    Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Среди многочисленных игр дети используют игры в «театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в ...

    консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры"

    Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошколь...