Влияние родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений
статья по теме

«Влияние родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений» «Родительское отношение к ребенку» – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Именно по отношению родителей к своему ребенку, можно судить, каким он будет в будущем, и как сформируется его личность

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений»

«Родительское отношение к ребенку» – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Именно по отношению родителей к своему ребенку, можно судить, каким он будет в будущем, и как сформируется его личность [3].

Проблемой родительского отношения к ребенку занимались такие исследователи как: А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие. Несмотря на разнообразие выдвинутых ими подходов к обозначенной проблеме, все они выделяют два противоречивых момента в родительских отношениях, а именно: безусловный (содержит такие компоненты как принятие, любовь, сопереживание) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств). Кроме того, вышеназванные исследователи полагают, что родительское отношение к ребенку всегда очень неоднозначно, так как, такие его элементы, как симпатия - антипатия и уважение – неуважение, бесконечно разнообразны по своему содержанию в зависимости от времени и ситуации. Родительское отношение имеет устойчивые и неустойчивые черты. Устойчивые черты внеситуативны и проявляются в таких базовых модальностях, как, принятие – непринятие, и во многом определят тип родительского отношения к ребенку. Неустойчивые черты ситуативны, подвержены воздействию различных внешних и внутренних факторов, они оказывают незначительное влияние на родительское отношение в целом, однако в крайних вариантах эти черты могут закрепиться в своеобразный тип родительского отношения, крайне неблагоприятный для развития личности ребенка.

Специфика родительского отношения к ребенку накладывает свой отпечаток на самооценку поведения, ценностные ориентации, форму сознания ребенка и, конечно, на его личное восприятие сложившихся внутрисемейных отношений. Поэтому целью нашего исследования явилось изучение специфики влияния родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений. В качестве обследуемых были выбраны семьи, в которых присутствуют оба родителя и дети старшего дошкольного возраста. Всего в исследовании приняли участие 20 семей (это 20 детей и 20 родителей этих детей). Средний возраст детей – 6-7 лет, а средний возраст родителей – 30-35 лет. В качестве гипотезы исследования выступили следующие допущения:

– дети, родители которых строят свое воспитание по отношению к ним по типу «оптимальный эмоциональный контакт» воспринимают свою семью как эмоционально благополучную. Для них все члены семьи одинаково значимы. Дети ощущают любовь и заботу со стороны родителей и воспринимают их как доброжелательных, спокойных и внимательных.

–  дети, родители которых строят свое воспитание по отношению к ним по типу «эмоциональная дистанция с ребенком» воспринимают свою семью как неблагополучную, испытывают повышенную тревожность в отношениях с членами семьи. Они оценивают своих родителей как конфликтных, раздражительных, придирчивых.

– дети, родители которых строят свое воспитание по отношению к ним по типу «излишняя концентрация на ребенке» воспринимают свою семью как конфликтную, нестабильную. Оценивая родителей, они демонстрируют не только положительные стороны (внимание, заботу), но и отрицательные моменты в отношениях с родителями (раздражительность, придирчивость).  

  Обсуждение полученных результатов начнем с анализа данных по методике «PARI семейная жизнь глазами матери» Е.Шеффер и Р. Белла (адаптация Т. В. Нещерет).

Результаты данной методики представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

Распределение родителей по типу их «родительского отношения» к ребенку

Испытуемые

Отношение родителей к ребенку в %

Оптимальный эмоциональный контакт

Эмоциональная дистанция с ребенком

Излишняя концентрация на ребенке

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Родители

15

10

0

10

5

5

30

15

10

Из таблицы № 1 видно, что у нас получилось 3 группы «родительского отношения» к ребенку: I группа – «Оптимальный эмоциональный контакт»;  II группа – «Эмоциональная дистанция с ребенком»; III группа – «Излишняя концентрация на ребенке».

На основе полученных данных мы построили диаграмму 1, в которой мы указали процентное соотношение разных видов отношения родителей к ребенку.

Рис. 1. Распределение родителей на основании их отношения к ребенку

Из таблицы №1 и рис. 1 видно, что в третьей группе «Излишняя концентрация на ребенке» у родителей самый высокий процент – 55% (при этом, у 30% - высокий уровень; у 15% - средний уровень; у 10% - низкий уровень). Это говорит о том, что воспитание проявляется здесь в чрезмерном вмешательстве в мир ребенка и излишней концентрации на нем. Это проявляется с одной стороны, в желании все сделать для ребенка и иногда за него, создать ему полную безопасность как физическую, так и психологическую, а с другой – это подавление воли, агрессивности и сексуальности ребенка.

В первой группе – «Оптимальный эмоциональный контакт» – 25% родителей (из них у 15% – это те, кто демонстрирует высокий уровень, и 10% – это те, кто демонстрирует средний уровень). Полученный результат говорит о том, что воспитание здесь является оптимальным эмоциональным контактом между ребенком и родителем. При таком типе воспитания родитель дает возможность ребенку высказать свое мнение, поощряет его активность и принимает непосредственное участие в жизни ребенка.

Во второй группе – «Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» - 20% родителей (из них 10% - с высоким уровнем выраженности данного типа отношения; 5% - со средним уровнем и 5% - с низким уровнем). Можно предположить, что в этой группе воспитание соответствует излишней эмоциональной дистанции, уклонению от контакта с ребенком, раздражительности, вспыльчивости, суровости  и излишней строгости к нему.

 На основании полученных выше результатов мы можем разделить всех испытуемых детей – дошкольников на 3 группы. В первую группу можно определить тех детей, родители которых строят свое воспитание по отношению к ним по типу «оптимальный эмоциональный контакт». Во второй группе оказались дети тех родителей, которые воспитывают их по типу «излишняя эмоциональная дистанция с ребенком». И в третью группу у нас вошли дети, родители которых воспитывают их по типу «излишняя концентрация на ребенке». В каждой группе получилось по 4 ребенка. У каждого ребенка полная семья: мама, папа, брат или сестра, а также имеются бабушки и дедушки. В дальнейшем каждая из названных групп будет именоваться как I группа, II группа и III группа.

Результаты обследования детей I группы на предмет их взгляда на специфику межличностных отношений в семье получены по методике Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений» и представлены в таблицах № 2 и № 3.

Таблица № 2

«Личностное отношение детей I группы к семейному окружению»

Обследуемый ребенок

Отношение к семейному окружению

Количество предъявляемых ребенку заданий (по выбору конкретного члена семьи)

Количество сделанных ребенком выборов (по отношению к конкретному члену семьи)

Количество сделанных ребенком выборов в процентах (%)

Надя С.

Отношение к матери

20

16

80

Отношение к отцу

20

11

55

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

10

100

Отношение к братьям и сестрам

20

12

60

Отношение к бабушке и дедушке

15

8

53

Алина Ш.

Отношение к матери

20

17

85

Отношение к отцу

20

11

55

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

10

100

Отношение к братьям и сестрам

20

14

70

Отношение к бабушке и дедушке

15

5

33

Аня Ц.

Отношение к матери

20

15

75

Отношение к отцу

20

14

70

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

8

80

Отношение к братьям и сестрам

20

11

55

Отношение к бабушке и дедушке

15

5

33

Алеша К.

Отношение к матери

20

12

60

Отношение к отцу

20

17

85

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

9

90

Отношение к братьям и сестрам

20

15

75

Отношение к бабушке и дедушке

15

9

60

 

Таблица № 3

«Личностное отношение детей I группы к социальному окружению»

Обследуемый ребенок

Отношение к социальному окружению

Количество предъявляемых ребенку заданий

Количество сделанных ребенком выборов

Количество сделанных ребенком                                                                                                                                                                                   выборов в процентах (%)

Надя С.

Отношение к другу (подруге)

20

14

70

Отношение к воспитателю

15

9

60

Алина Ш.

Отношение к другу (подруге)

20

12

60

Отношение к воспитателю

15

8

53,3

Аня Ц.

Отношение к другу (подруге)

20

17

85

Отношение к воспитателю

15

11

73,3

Алеша К.

Отношение к другу (подруге)

20

10

50

Отношение к воспитателю

15

6

40

 Из таблицы № 2 видно, что многие дети сделали большое количество выборов по отношению к маме. Надя С. сделала 80% таких выборов, Алина Ш. сделала 85% выборов, Аня Ц. сделала 75% выборов, и Алеша К. сделал 60% выборов по отношению к маме. Чуть меньше эти дети выбирали папу. Так, Надя С. сделала 55% таких выборов, Алина Ш. сделала 55% выборов, Аня Ц. сделала 70% выборов, и Алеша К. сделал 85% выборов по отношению к папе. Это свидетельствует о близких отношениях данной группы детей со своими родителями, и о их потребности быть защищенными. Все дети сделали большое количество выборов по отношению к маме и папе как к  родительской чете. По отношению к братьям и сестрам дети сделали следующие выборы: Надя С. сделала 60% выборов, Алина Ш. сделала 70% выборов, Аня Ц. сделала 55% выборов, и Алеша К. сделал 75% выборов. По отношению к бабушке и дедушке Надя С. сделала 53% выборов, Алина Ш. сделала 33% выборов, Аня Ц. сделала 33% выборов, и Алеша К. сделал 60% выборов.

Из таблицы №3 видно, что большое значение для этой группы детей имеют отношения с товарищами и друзьями. Так, Надя С. сделала 70% таких выборов, Алина Ш. сделала 60% выборов, Аня Ц. сделала 85% выборов, и Алеша К. сделал 50% выборов по отношению к друзьям. Также, не менее значимыми для этой группы детей оказались и воспитатели:  Надя С. сделала 60% выборов, Алина Ш. сделала 53,3% выборов, Аня Ц. сделала 73,3% выборов, и Алеша К. сделал 40% выборов.  

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что дети из первой группы, в которой преобладает позитивный фон эмоционального состояния, воспринимают свою семью как эмоционально благополучную. Для них все члены семьи одинаково значимы. В отношениях отсутствуют конфликтность, враждебность, тревожность. Часто присутствует совместная деятельность. Дети ощущают любовь и заботу со стороны родителей. Оценивая родителей, эта группа детей воспринимает своих родителей как доброжелательных, спокойных, внимательных к ним. Для родителей этих детей в большей степени характерно проявление «оптимального эмоционального контакта», то есть родители продемонстрировали способность к партнерскому общению со своими детьми, они умеют выслушивать своих детей, активизируют их высказывания, стараются держаться с детьми на равных.

Результаты по методике «Межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений» Рене Жиля для II группы детей представлены в таблицах № 4 и № 5.

Таблица № 4

«Личностное отношение детей II группы к семейному окружению»

Обследуемый ребенок

Отношение к семейному окружению

Количество предъявляемых ребенку заданий (по выбору конкретного члена семьи)

Количество сделанных ребенком выборов (по отношению к конкретному члену семьи)

Количество сделанных ребенком выборов в процентах (%)

Кирилл Я.

Отношение к матери

20

10

50

Отношение к отцу

20

7

35

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

4

40

Отношение к братьям и сестрам

20

11

55

Отношение к бабушке и дедушке

15

8

53,3

Максим Т.

Отношение к матери

20

8

40

Отношение к отцу

20

13

65

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

6

60

Отношение к братьям и сестрам

20

11

55

Отношение к бабушке и дедушке

15

6

40

Кирилл Г.

Отношение к матери

20

12

60

Отношение к отцу

20

10

50

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

7

70

Отношение к братьям и сестрам

20

8

40

Отношение к бабушке и дедушке

15

12

80

Рома С.

Отношение к матери

20

11

55

Отношение к отцу

20

9

45

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

7

70

Отношение к братьям и сестрам

20

5

25

Отношение к бабушке и дедушке

15

2

13,3

Таблица № 5

«Личностное отношение детей II группы к социальному окружению»

Обследуемый ребенок

Отношение к социальному окружению

Количество предъявляемых ребенку заданий

Количество сделанных ребенком выборов

Количество сделанных ребенком выборов в процентах (%)

Кирилл Я.

Отношение к другу (подруге)

20

10

50

Отношение к воспитателю

15

5

33,3

Максим Т.

Отношение к другу (подруге)

20

11

55

Отношение к воспитателю

15

8

53,3

Кирилл Г.

Отношение к другу (подруге)

20

9

45

Отношение к воспитателю

15

6

40

Рома С.

Отношение к другу (подруге)

20

12

60

Отношение к воспитателю

15

7

46,6

Из таблицы № 4 видно, что дети из II группы сделали меньшее количество выборов по отношению к родителям. Так, Кирилл Я. сделал 50% выборов по отношению к маме, Максим Г. сделал 40% выборов, Кирилл Г. сделал 60% выборов, и Рома С. сделал 55% выборов. По отношению к папе Кирилл Я. сделал 35% выборов, Максим Т. сделал 65% выборов, Кирилл Г. сделал 60% выборов, Рома С. сделал 45% выборов. Количество сделанных выборов по отношению к маме и папе как к родительской чете было следующим: Кирилл Я. сделал 40% выборов, Максим Т. сделал 60% выборов, Кирилл Г. – 70%, и Рома С. – 70% выборов. По отношению к братьям и сестрам Кирилл Я. сделал 55% выборов, Максим Т. сделал 55% выборов, Кирилл Г. сделал 40% выборов, и Рома С. – 25% выборов. Можно сказать, что у многих детей этой группы, братья и сестры не занимают авторитетных позиций, и в отношениях с ними не прослеживается эмоциональная близость. По отношению к бабушке и дедушке Кирилл Я. сделал 53,3% выборов, Максим Т. сделал 40% выборов, Кирилл Г. – 80% выборов, и Рома С. – 13,3% выборов.

Из таблицы № 5 видно, что отношение к другу Кирилл Я. сделал 50% выборов, Максим Т. сделал 55% выборов, Кирилл Г. – 45% выборов, и Рома С. – 60% выборов. А по отношению к воспитательнице дети сделали следующие выборы: Кирилл Я. сделал 33,3% выборов, Максим Т. – 53,3% выборов, Кирилл Г. – 40% выборов, и Рома С. – 46,6% выборов.  

Можно сказать, что  дети из II группы воспринимают свою семью как неблагополучную. Они демонстрируют позицию непринятия их родителями; обстановку в семье воспринимают как конфликтную, иногда враждебную; испытывают повышенную тревожность в отношениях с членами семьи. Они оценивают своих родителей как конфликтных, раздражительных, придирчивых. Родители этой группы детей характеризуются «излишней эмоциональной дистанцией», то есть проявляют раздражительность, вспыльчивость, суровость и излишнюю строгость в воспитании; могут уклоняться от контакта с ребенком. Некоторые из этих родителей сочетают «излишнюю эмоциональную дистанцию» и «излишнюю концентрацию на ребенке».

Результаты по методике «Межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений» Рене Жиля для III группы детей представлены в таблицах № 6 и № 7.

Таблица 6

«Личностное отношение детей III группы к семейному окружению»

Обследуемый ребенок

Отношение к семейному окружению

Количество предъявляемых ребенку заданий (по выбору конкретного члена семьи)

Количество сделанных ребенком выборов (по отношению к конкретному члену семьи)

Количество сделанных ребенком  выборов в процентах (%)

Максим П.

Отношение к матери

20

11

55

Отношение к отцу

20

13

65

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

8

80

Отношение к братьям и сестрам

20

8

40

Отношение к бабушке и дедушке

15

5

33,3

Витя М.

Отношение к матери

20

13

65

Отношение к отцу

20

11

55

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

7

70

Отношение к братьям и сестрам

20

9

45

Отношение к бабушке и дедушке

15

7

46,6

Тимофей Л.

Отношение к матери

20

11

55

Отношение к отцу

20

7

35

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

9

90

Отношение к братьям и сестрам

20

8

40

Отношение к бабушке и дедушке

15

3

20

Данил Р.

Отношение к матери

20

14

70

Отношение к отцу

20

9

45

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

6

60

Отношение к братьям и сестрам

20

7

35

Отношение к бабушке и дедушке

15

10

66,6

Таблица № 7

«Личностное отношение детей III группы к социальному окружению»

Обследуемый ребенок

Отношение к социальному окружению

Количество предъявляемых ребенку заданий

Количество сделанных ребенком выборов

Количество сделанных ребенком выборов в процентах (%)

Максим П.

Отношение к другу (подруге)

20

11

55

Отношение к воспитателю

15

5

33,3

Витя М.

Отношение к другу (подруге)

20

12

5

Отношение к воспитателю

15

4

26,6

Тимофей Л.

Отношение к другу (подруге)

20

7

35

Отношение к воспитателю

15

6

46,6

Данил Р.

Отношение к другу (подруге)

20

9

45

Отношение к воспитателю

15

10

66,6

Из таблицы № 6 видно, что дети третьей группы продемонстрировали большое количество выборов по отношению к маме. Так, Максим П. сделал 55% выборов, Витя М. сделал 65% выборов, Тимофей Л. сделал 55% таких  выборов, Данил Р. сделал 70% выборов. По отношению к папе количество сделанных выборов было чуть меньше: Максим П. сделал 65% выборов, Витя М.  – 55% выборов, Тимофей Л. – 35% выборов, Данил Р. – 45% выборов. Количество сделанных выборов по отношению к маме и папе как к  родительской чете было следующим: Максим П. – 80% выборов, Витя М. –70% выборов, Тимофей. – 90%, и Данил Р. – 60% выборов. По отношению к братьям и сестрам Максим П. сделал 40% выборов, Витя М. сделал 45% выборов, Тимофей Л. сделал 40% выборов, и Данил Р. – 35% выборов. Можно сказать, что у многих детей этой группы братья и сестры не занимают авторитетных позиций, и в отношениях с ними не прослеживается эмоциональная близость. По отношению к бабушке и дедушке Максим П. сделал 33,3% выборов, Витя М. сделал 46,6% выборов, Тимофей Л. – 20% выборов, и Данил Р. – 66,6% выборов.

Из таблицы № 7 видно, что отношение к друзьям было следующим: Максим П. сделал 55% выборов, Витя М. сделал 60% выборов, Тимофей Л. – 35% выборов, и Данил Р. – 45% выборов. А по отношению к воспитательнице дети сделали следующие выборы: Максим П. сделал 33,3% выборов, Витя М. – 26,6% выборов, Тимофей Л. – 46,6% выборов, и Данил Р. – 66,6% выборов.  

Оказалось, дети из третьей группы, где примерно в равной степени проявляются и позитивный, и негативный фон эмоционального состояния, несколько иначе воспринимают свою семью, чем две предыдущие группы детей. Для большинства детей III группы все члены семьи значимы. Однако, у некоторых детей в отношениях с членами семьи присутствует повышенная тревожность, конфликтность. Оценивая своих родителей, они демонстрируют не только положительные стороны (внимание, заботу), но и отрицательные моменты в отношениях с родителями (раздражительность, придирчивость). Родители этих детей чаще проявляют «излишнюю концентрацию на ребенке». Они позволяют себе проявлять чрезмерную заботу, вмешиваться в мир ребенка, стремятся подавить его волю и преодолеть сопротивление ребенка.

На основании всего вышесказанного можно утверждать, что цель исследования достигнута, а выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась.

Список литературы

1. Думитрашку Т.А. структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии.- 1996.- №2.

2. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .- 1998.- №1.

3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.

4. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование.- 2000.- №3.

5. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.

6. Овчарова Р.Ф. Справочная книга школьного психолога.-М.,1996.

7. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.- 230с.

8. Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского  /под  ред. Пилиповского В.Я..-М., 1992.

9. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.В неосознаваемой сфере очень важное з...

влияние родительских установок на развитие ребенка

влияние родительских установок на развитие ребенка...

Влияние родительских установок на развитие ребенка.

Родителям особенно важно понять какую роль в эмоционально-личностном развитии играют родительские установки. Родители самые значимые и любимые для реюенка люди, поэтому им стоит внимательно и серьезно...

Влияние родительских установок в развитии ребенка

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере важное значение...

Влияние родительских установок на развитие ребенка

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую...