Тема: «Значение игровых упражнений на занятиях по изодеятельности и развитию элементарных математических представлений с детьми в доме ребёнка».
материал (младшая группа) на тему

Оболдина Наталья Сергеевна

Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является  творческое отношение  воспитателя к   играм- занятиям, варьирование  игровых действий  и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или усложнение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Значение игровых упражнений на занятиях

по изодеятельности и развитию элементарных математических представлений  с детьми   в доме ребёнка».

Наблюдения за детьми  на занятиях показали, что задачи, которые ставит воспитатель не отвечают потребностям детей.

  1. Дети совсем не понимают  значение программной задачи, когда мы предлагаем им нарисовать ниточки к шарикам, расставить по одной матрешки на полоску и т. п.
  2. Во – вторых, рисовать или выполнять какие либо действия просто так им не интересно. Ребенок под контролем взрослого  займет свое место за столом, и покорно будет выполнять все указания.  Однако, не проявит  при этом интерес и старание, либо будет отвлекаться и не усвоит материал.

 Важно уяснить, что ребенку кажется, что все, что он делает, непосредственно нужно кому – то. Но кому? В каком мире могут пригодиться яблоки, нарисованные на бумажных тарелках, кроткие мазки, изображающие траву. И этот мир – игра. Если мысленно перенестись в мир детской игры, то окажется, что  именно эти яблочки  нужны. Обитатели игрушечного мира сразу с пользой употребят для себя всё, что нарисовал, слепил, построил и наклеил ребенок.

Соединяя мир игры  с обучением, педагог должен соблюдать  определенные правила:

  1. Ребёнок должен знать, что  результат его труда необходим какому-нибудь персонажу (игровыми персонажами мы называем -  игрушки объёмные или плоскостные, фигурки животных  -  домашних и диких, птиц). Следовательно, у детей должно появиться желание помочь одному  из обитателей игрового мира
  2. Для того что бы привлечь внимание детей к нуждам или заботам  игрового персонажа, требуются специальные приёмы, которые очень просты и доступны.
  • Вначале следует показать тех персонажей, которые станут  героями данного  занятия.  
  • Затем коротко, но достаточно убедительно педагог рассказывает о том, что  эти игровые персонажи   оказались в опасном или затруднительном положении: наступила зима у бельчат нет домика и т. п. , т. е. создается проблемная ситуация. Важно, чтобы педагог не только  обозначил трудности, но и добился отклика у своих слушателей. Поэтому он рассказывает всю сложность и опасность этого положения в доступной  и понятной для детей данного возраста  форме (бельчат могут погибнуть от холода, голода  и от врагов. Но у этих зверюшек есть защитники, помошники – это вы ребята). Тем самым воспитатель ставит детей в позицию помощников, что особенно важно для решения воспитательных задач. Целесообразно чтобы в рассказах воспитателя  в основном действовали одни и те же персонажи.
  • Однако дети готовы помогать не вообще, а кому-то конкретному то: белочке, зайчику и всем тем, кто лично обратился за помощью. Ведь характерной особенностью  этого возраста является конкретность мышления. Поэтому на занятиях каждый ребёнок получает личную игрушку.  Для этого можно использовать маленькие игрушки, применяемые, как раздаточный материал, или плоскостные фигурки, вырезанные из картона).
  1. Для того чтобы дети  активно включились в работу, педагог объясняет: для  спасения игрового персонажа необходим именно тот предмет, который предстоит нарисовать, слепит, построить, выполнить способом аппликации и т. п.   Так, чтобы спасти мышонка, надо углубить ему норку (заштриховать круг, чтобы не просматривался силуэт). Получается: с одной стороны, помогая мышонку, ребёнок играет, а с другой  - действует не в воображаемом плане, а реально.

Изобразительная деятельность ребёнка отличается  от игры тем, что он не может ограничиться воображаемыми действиями, а обязательно создает  какой – то реальный продукт (рисунок, лепку, аппликацию,  постройку), т. е.  сам ставит задачу, в решении которой заинтересован педагог. Однако в этой ситуации  возникает одно «но».  Ребёнок сам рисовать травку не умеет,  ему необходимы объяснения, показ способов изображения.  Именно теперь он заинтересован по-деловому ( ведь ему предстоит это делать) будет слушать объяснение педагога и применять их в своей работе.

  1.        Необходимо помнить, что дети решают не учебную, а игровую задачу. Они в мире игры.  Поэтому педагог, если замечает какие, либо  недостатки, предлагает и только в игровой форме:  « Маша, твоей белочке очень хотелось бы, чтобы её домик  покрывала крыша, которая спасет её от дождя». Неважно, что за белочку говорит взрослый.  Значимо, то, что указания воспитателя не разрушают целостности игрового мира,  они тоже в контексте не учебной, а игровой деятельности. Но вот занятие закончено, дети пришли к какому-то результату: нарисовали домик, траву, вылепили миски и т. д.  Всё это они  рисовали  на этот раз для коровы, которая с нетерпением ждала окончания работы.  Вот и наступило время.  Если дети не проявляют инициативы, воспитатель берёт  в руки макет животного и проходит им по рисунку, т.е. корова пощипывает вкусную травку и  благодарит того кто её нарисовал. Игровое действие педагога  сразу подхватят дети:  они тоже покормят своих подопечных, и какое – то время поиграют с ними. Вот это игровое действие весьма важно для  процесса обучения. Именно оно рациональное зерно  всей предыдущей деятельности.  На первых занятиях рекомендуется  совершать игровые действия  даже по ходу создания изображения.  Нарисовано несколько мазков, изображающих траву,  и следует действие -  покормить игрушку.  Игровое действие необходимо для того, чтобы  отдохнула рука, что бы ребёнок получил удовольствие  как от проделанной работы,  как дополнительное его побуждение к её продолжению. Постепенно игровые действия сдвигаются к  концу занятия. Но выполняются до тех пор, пока дети сами не потеряют к ним  интереса.
  2.    Отсутствие оценок. Так как дети младшего возраста весьма чувствительны к  отрицательной оценке.  Применительно к младшему дошкольному возрасту  оценивают работу не в конце занятия, а по ходу.  При этом критика и обоснованные  исправления  должны исходить  как бы от игрового персонажа.   Это он зайчонок, а не воспитатель просит  малыша нарисовать дверь у домика.

Использование игровых упражнений на занятиях  по формированию  количественных представлений у детей 2-3-4 лет.

На занятиях  по формированию  количественных представлений игровые и познавательные задачи решаются  с помощью наглядных средств и пособий. Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является  творческое отношение  воспитателя к   данным играм, варьирование  игровых действий  и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или усложнение. Игровые упражнения проводятся  по усмотрению  педагога.

С детьми 3-4 г. ж. занятия по формированию математических представлений проводятся  в определенный день недели . Продолжительность занятий  12 – 15 минут. Новые задания даются постепенно с учётом того, что  дети  уже знают и умеют делать. В этом возрасте внимание детей не произвольное, неустойчивое, способность запоминать характеризуется непреднамеренностью. Следует отметить своеобразие нервно – психического развития воспитанников дома ребёнка: для них характерно медленное улучшение показателей, отсутствие качественного скачка в развитии,  а  также неравномерность и мозаичность в развитии. Особенностью детей дома ребёнка является более медленный темп обучения, чем у детей, воспитывающихся в семье и в массовом дошкольном учреждении, потребность в более длительном повторении одного итого же  задания, занятия.  Чем младше ребёнок, тем больше повторов при   формировании умений. Сформированные умения проявляются нечетко, эмоции, речевые реакции недостаточно ярки и разнообразны. Медленно формируется поведение детей на занятиях, т. к. они быстро устают, отвлекаются. Поэтому длительность занятий и количество детей, участвующих в них, определяется не столько возрастом, сколько состоянием здоровья детей, уровнем их развития, возбудимостью и выносливостью нервной системы. Т. О. учитываются индивидуальные особенности развития  детей.

 Для того, что бы обеспечить активную работу детей на занятии широко используются игровые приемы, упражнения, дидактические игры.

Дети 3-х лет не считают, а учатся:

  • составлять группы из  отдельных предметов по одному;
  • различать «много» и «один»;
  • сравнивать две количественные группы с помощью приёмов наложения и приложения определять их равенство и не равенство по количеству входящих в них элементов;
  • воспринимать на слух (без счета) от 1 до 5 звуков

На занятиях по количеству решаются следующие задачи:

  1. Учить детей составлять группу из отдельных предметов и выделять из неё 1 предмет.
  2. Различать «много» и «один».
  3. Находить много и один одинаковых предметов  в окружающей обстановке.
  4. Понимать вопрос «Сколько?»
  5. При ответе пользоваться словами  «много», «один», «ни одного».
  6. Учить сравнивать  две равные или не равные группы  предметов, пользуясь  приёмами наложения и приложения предметов одной группы к другой.
  7. Определять равенство или не равенство по количеству входящих в них предметов.
  8. Учить понимать вопросы «Поровну ли?» Чего больше? Чего меньше?

В отличии от занятий по изо, лепке аппликации и конструированию занятия по развитию  математических представлений требуют большей сосредоточенности и  усидчивости. Используя игровые приёмы, педагог следит, что бы дети не отвлекались от главного в работе. Наиболее сложные способы  действия демонстрируются 2-3 раза. Только многократный показ  и называние одних и тех же действий  в разных ситуациях  при смене наглядного материала позволяет детям усвоит способы действия. На одном занятии дают 2 – 4 разных заданий, каждое повторяют не более 2-3 раз.

Для того, что бы ребенок 3-х лет усвоил такие понятия как один, много ни одного, т. е. количественные представления,   необходимо создать игровые ситуации, в  которых ребенок,   играя непринужденно и с интересом, но  под руководством  воспитателя   усваивал материал. Большое значение имеет  использование привлекательных  наглядных пособий. В пособии необходимо подчеркнуть именно тот признак, на который должно быть направленно внимание ребенка и нивелируются остальные. Например, чтобы дать представление об отношениях «длиннее – короче», демонстрируются полоски  контрастные по длине и   однородные по цвету, ширине.

Поддержать активность и  предупредить утомление  детей на занятии помогает смена деятельности. Используются игры и задания, позволяющие детям сменить позу, подвигаться (участвуют в общей игре,  «Найди свой домик», « Собери мячики» и т. п.)

Примеры игр, упражнений:

1. Игры с флажками

  •  Подарим куклам флажки.
  • Украсим заборчик флажками.
  • Флажки на домиках.

2.Игры  куклами ( матрешками, неваляшками, животными):

  • Оденем кукол на прогулку.
  • Напоим кукол чаем.
  • Поселим  кукол в домики.
  • Подарим куклам мячики, цветы, конфеты и т. п.

Цель:

  • Развивать представления о количестве: много, один, мало, столько же поровну, ни одного.
  • Упражнять в составлении группы предметов.
  • Учить составлять равные и неравные группы предметов; ориентировка в пространстве.

Оборудование: Демонстрационный материал воспитателя  больше по величине, у детей раздаточный материал поменьше.

3. «Стучим молоточком» («Забиваем гвозди»)

  • Ударить молоточком по каждому гвоздику один раз.
  • Ударить молоточком только по одному гвоздику из трёх.
  • Ударить молоточком  много раз.

4.Маленький рыболов (игра с водой)

  • Брось один камешек в воду (еще один, еще один)
  • Опусти воду уточек
  • Поймай рыбку ( игрушку)

5.Бумажные полоски

  • Оторви одну бумаги, ещё одну
  • Сколько полосок, а сколько бумажек

6.Едем в гости

 Посади в вагончики бельчат ( кукол, зайчат и пр)

7. «Покорми…»   (птиц, зайчат, бельчат и т. п)

Морковь, орешки, зёрнышки, конфеты и т. п.

8. Использование книг, иллюстраций, картинного материала, на котором изображены предметы, животные, птицы и т. п.

  • Сколько детей гуляет в парке?
  • Где сидит одна птичка? А где много?
  • Сколько медвежат гуляет в лесу?
  • Сколько чашек на столе?
  • Покажи один цветок.

Игровые упражнения,  направленные на закрепление  и формирование математических представлений у детей 3-х лет   можно проводить в свободной игровой деятельности. Например, играя со строительным материалом попросить детей принести по одному кирпичику или  кубику, затем   спросить, сколько кирпичиков  ты принес? Сколько кирпичиков стало?

Попросить найти  и показать одно дерево ( куст, цветок). Показать много цветов. Составить с детьми букет, в который каждый принесет по одному цветочку, листочку.  

 В летний период в доме ребенка мы проводим занятия на улице, поэтому  воспитатель, зная зону  актуального и ближайшего развития каждого ребенка  в группе планирует индивидуальную работу, придумывает игровые задания, упражнения на закрепление  ранее пройденного материала  в свободной игровой деятельности, в окружающей обстановке.

Список литературы:

  1. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре ( младшая возрастная группа)-М.: Просвещение, 1992.-143с.
  2. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: методическое пособие  для воспитателей и родителей. М.: Просвещение, 2006. – 11 с.
  3. Громова О. Е. Формирование элементарных математических представлений  у детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, игровые упражнения и их роль в формировании элементарных математических представлений

Включение в процесс воспитания и обучения дидактических игр приносит заметные результаты, у детей появляются сосредоточенность, внимание, развивается мышление....

Дидактические игры, игровые упражнения и их роль в формировании элементарных математических представлений.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закреплен...

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста...

Консультация на тему: «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...

«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Семинар-практикум «Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум «Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: повышение уровня знаний педагогов по форм...