Проект Художница природа интеграция экологического и художественного образования детей дошкольного возраста
проект (средняя группа) на тему

Интегрированная образовательная деятельность экологического и художественного образования детей среднего дошкольного возраста способствует развитию творчества и экологической воспитанности, формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом и создает предпосылки для успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ekologiya_i_hudozhestvennoe_tvorchestvo.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Художница природа

интеграция экологического и художественного образования детей дошкольного возраста

                                                                            Выполнила: воспитатель МБДОУ №58

Филимонова Ольга Вячеславовна

                                                             

Ульяновск 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1.Теоретические подходы к интеграции экологического и художественного образования детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС……...7

1.1 Изучение проблемы развития творчества детей в изображении природы в психолого-педагогических исследованиях ………… …………………………….7

1.2  Анализ программ дошкольного образования..………………………………10

1.3 Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество» ……………………………………………………17

ВВЕДЕНИЕ

Наше время - это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, способные к позитивному созиданию.

Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности.

Источником познания дошкольника является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.

Не случайно сейчас внимание психологов все больше и больше привлекает дошкольный возраст, истоки развития личности человека. Ведь если мы поймем, что особенно важно для формирования способностей ребенка, его чувств, знаний и умений, мы сможем помочь ему дать возможность для наиболее полного развития.

Нужно воспитывать и развивать ребенка так, чтобы он в будущем мог создавать что-то новое, стал творческим человеком. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет, широкие возможности для экологического воспитания. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные знания у детей, насколько грамотно они составлены, какие возможности представляют для систематизации знаний о природе.

В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях характеризуется возрастанием объема и интенсивности познавательной деятельности.

Формирование способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитанием в семье, но и специальной деятельностью, организуемой в дошкольных учреждениях. Музыка, игра, художественная деятельность, познание окружающего - все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.

 В связи с введением новых ФГОС ДО актуальным стало переосмысление педагогами содержания  и форм работы с детьми. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными Государственными Стандартами дошкольного образования– принцип интеграции образовательных областей.  Интеграция (от лат. – восстановление, восполнение, объединение частей в целое (inteqer – целый), причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. Очевидно, что существует множество видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям. Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления воспитанников.

При правильной организации воспитательно-образовательного процесса интегрированная деятельность становится фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива, который направлен: на формирование кругозора дошкольников и обеспечение видения целостной картины мира. Дети учатся рассматривать любые явления с разных точек зрения.

Поэтому, мы считаем, что развитие творческих способностей детей в условиях ДОУ, необходимо осуществлять через интеграцию экологического и художественного образования, используя  различные формы работы.

ТЕМА данного проекта актуальна, т.к. интегрированная образовательная деятельность формирует и развивает человека: развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности. Интеграция экологического и художественного образования способствует развитию творчества и экологической воспитанности. 

ЦЕЛЬ:  систематизировать организационные формы, содержание  работы в образовательной области «Художественное творчество» в системе экологического образования у детей среднего дошкольного возраста.

ОБЪЕКТ:  проведение интегрированной образовательной деятельности по художественному творчеству и экологическому образованию.

ПРЕДМЕТ: педагогические условия работы  по развитию изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей «Художественное творчество» и «Познание».

ГИПОТЕЗА: Интегрированная образовательная деятельность экологического и художественного образования детей среднего дошкольного возраста способствует развитию творчества и экологической воспитанности, формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом и создает предпосылки для успешного обучения в школе.

Для достижения цели проекта были определены следующие задачи:

1.        Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме проекта.

2.        Выявить взаимосвязь экологического воспитания и образования с развитием изобразительной деятельности дошкольников.

3. Выявить уровни сформированности художественно-экологической воспитанности

4.        Разработать методические рекомендации воспитателям по использованию в работе интеграции образовательных областей «Художественное творчество» и «Познание».

Практическая значимость проекта заключается в том, что:

—         разработаны критерии оценки художественно-экологической воспитанности в процессе изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста;

—         разработаны методические рекомендации для воспитателей, включающие примеры интегрированной образовательной деятельности и описание методики комментированного рисования по художественно-экологическому воспитанию.

ВИД ПРОЕКТА: информационно-творческий.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:  дети средней группы.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ: дети, родители, воспитатели.

  1. Теоретические подходы к интеграции экологического и художественного образования детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС.
  1. Изучение проблемы развития творчества детей в изображении природы в психолого-педагогических исследованиях.

Дошкольный период  детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Общее развитие невозможно рассматривать вне контекста эстетического, так как в основе эстетического развития лежит развитие эмоционально-чувственного отношения к действительности, развитие эстетического восприятия.

Исследователи (Н.М.Аксарина, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, A.В.Запорожец, В.В.Зеньковский, М.Ю.Кистяковская, А.Н.Леонтьев, B.С.Мухина, Д.Б.Эльконин) утверждают, что эмоционально-чувственные переживания составляют основу контактов ребенка с действительностью. Вне эмоционально-чувственного отношения к миру, вне развития этих отношений невозможно целостное развитие личности ребенка. Эстетическое отношение к окружающему формируется у ребенка в процессе жизни, в связи с его общим психическим развитием при определяющем влиянии воспитания (А.В.Запорожец). Психологи подчеркивают, что на общее психическое развитие ребенка оказывает влияние восприятие прекрасного в жизни и в искусстве. Ученые (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский,  В.Д.Зсньковский, А.Н.Леонтьев,  А.А.Мелик-Пашаев, Е.А.Флерина) утверждали, что в творческой деятельности происходит становление индивидуальности ребенка, подчеркивали роль искусства в развитии творческой деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что в детском возрасте развивается особый вид активности - эстетическая активность, и изобразительная деятельность наряду с игрой выступает ведущим видом деятельности (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.П.Давыдов, Т.С.Комарова, В.Т.Кудрявцев, А.Н.Леонтьев, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Д.Б.Эльконин), создающим особые условия для этого; отмечается художественность восприятия детьми окружающего мира, эстетический интерес, оценочное отношение к изображаемому, изобразительным материалам, средствам выразительности (Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Б.М.Неменский, Е.А.Флерина).

 В дошкольном возрасте дети наиболее подвержены эстетическим влияниям со стороны окружающей действительности, они усваивают общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Обучаются определенным знаниям и умениям, овладевают определенными эстетическими и нравственными нормами через продуктивные виды деятельности, в частности рисование, и без такого присвоения общественного опыта психическое развитие вообще оказывается невозможным (Л.С.Выготский, В.П.Давыдов, А.В.Запорожец, П.Ф.Каптерев, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Б.Л.Эльконин).

Основная связь ребенка с миром - освоение действительности. Эстетическое освоение связано с ее познанием, оценкой, преобразованием.

 В дошкольный период происходит формирование личности ребенка, освоение картины мира, а искусство выступает как художественный способ освоения действительности. Специфика эстетического освоения состоит в том, что оно связано с эстетическими эмоциями и оценками, обобщения носят образный характер, деятельность часто бывает направлена на создание предметов, имеющих художественную ценность (Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, В.Н.Шацкая и др.).

При правильной организации воспитания, основывающегося на научном знании возрастных и индивидуальных психологических особенностей дошкольника, возможно, достигнуть высокого уровня его умственного и эстетического развития, поскольку ребенок обладает громадными потенциальными возможностями.

 В дошкольной педагогике существуют разные подходы к использованию искусства в работе с детьми:

- как средства эстетического воспитания, в личностном развитии дошкольников (В.А. Езикеева, В.Т.Тихомирова, Е.А.Чекунова, Р.М.Чумичева);

- развития художественного творчества (Т.С.Комарова, Л.В.Компанцева, и другие);

- как средства художественно-экологического воспитания (Т.А.Копцева).

В настоящее время процесс интеграции является глобальной тенденцией, характерной для искусства, науки, образования. Использование интеграции в дошкольном образовании объясняется, прежде всего, биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики: происходит быстрое физическое развитие, изменяются пропорции тела, нарастает мышечная масса, увеличивается масса мозга. Мир, внешние воздействия пронизывают тело, психику, мозг и адекватно воспринимаются.

 Интегратором, объединяющим началом, может выступать природа. Такое направление выбрано не случайно, оно основывается на утверждении о том, что природа является важным средством эстетического развития (Т.С.Комарова, Л.В.Компанцева, Т.А.Копцева и другие). Именно в природе можно увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Природа заключает в себе потенциал для всестороннего развития личности ребенка.

Таким образом, в процессе познания природы и в процессе ее изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе отражения ее в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции, воображение, развивается положительное эмоциональное отношение к природе и к изобразительной деятельности. Стремление ребенка передать образы природы в рисунке приводит к уточнению знаний и представлений о природе, обогащается содержание детских работ, появляются новые темы в творчестве.

1.2        Анализ программ дошкольного образования.

В последнее время, в связи с введением новых образовательных  стандартов, основополагающий принцип развития современного дошкольного образования  - принцип  интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным и обязывает ДОУ коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

Впервые интерес к данной проблеме возникает еще в трудах Я.А. Коменского.  «Все, и самое большое, и самое малое - так должно быть прилажено между собой и соединено, чтобы образовать неразрывное целое»  Я.А Коменский писал, что предмет будет усвоен если ему будет положено прочное основание, если это основание будет заложено глубоко, если все, допускающее различие, будет различно самым точным образом, а все, имеющее взаимную связь, постоянно будет соединяться.

  В дошкольной педагогике  в настоящее время также   накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме  взаимосвязи видов детской деятельности  с позиций комплексного и интегрированного подходов (Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, С.П. Козырева,  Т.С. Комарова, Г.П. Новикова  и др.).

Так, Т.С. Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности. При этом автор подчеркивает, что в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой – помогает  более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами.

 За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития.  Среди  последних программ немало региональных.

 Экологическое воспитание и образование неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование отношения дошкольников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов;  во – вторых, собственно эстетическое воспитание в широком смысле в целях формирования у дошкольников эстетического отношения к действительности вообще и к природе как ее части. В совокупности оба плана осуществляются средствами, «природного содержания» познания и искусства, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием эстетических свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты. Об этом писали в своих исследованиях Саморукова А.Г., Николаева Р.И. и д.р.

Рассмотрим теперь особенности формирования данных взаимосвязей в непосредственном образовательном процессе, и проведем  анализ двух образовательных областей - «Познание (экология)» и «Художественное творчество» в некоторых из программ.  

Программа «Детство» - авторский коллектив: В.И Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. Это комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного  подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Программа включает три части,  в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).

 Цели программы: обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, - через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.

Раздел «Изобразительное искусство» в данной программе решает следующие задачи для дошкольников:

•        Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявление эстетического  в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.

•        Способствовать пониманию различных положительных и отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, проявляемых не только близкими, но и окружающими ребенка людьми, умению соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая к ним свое отношение.

•        Подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям радость, удовольствие, к нему следует бережно относиться.

•        Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются. Учить  соотносить настроение образов, выраженных разными видами искусств.

Дети знакомятся с разными художественными профессиями, а также с индивидуальной манерой творчества некоторых художников, графиков, скульпторов. Через художественные образы, обращенные к чувствам и сердцу, дети приобретают ориентации в общечеловеческих ценностях.

 Раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ.  На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, о типичных экосистемах,  об основных  фазах жизненного  цикла растения, животного, человека и др.),   расширяются и конкретные представления  (о проявлениях чувств животных, о человеке как о живом существе на основе системы его биологических   потребностей, о его состояниях и здоровье и др.).

 Таким образом,  предполагается формирование не только экологических представлений, но и разных личностных проявлений (познавательные и речевые умения, отношение к природе, совершенствуются навыки изобразительного, декоративного, конструктивного и оформительского творчества, внесение его результатов в художественное оформление окружающей среды), при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.

Программа «Радуга» - авторский коллектив: Т. Доронова, Т. Гризик, Е. Соловьева, и др. «Радуга» - комплексная программа воспитания, образования, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие.  

Основные цели программы:

        Обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;

        Обеспечение охраны и укрепления его здоровья;

        Всестороннее и своевременное психическое развитие;

        Формирование активного и бережно - уважительного отношения к окружающему миру;

        Приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе на основе знакомства с народной пластикой. Эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено деятельностью по художественному творчеству, а должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности. Поэтому  в программе раздел «Изобразительная  деятельность» представлен двумя подразделами: «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и «Обучение детей рисованию и лепке».

 Первый подраздел является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру - все вместе по замыслу Т.И. Гризик создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем.

 Программа «От рождения до школы» - руководители авторского коллектива  Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова.

 В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной,  элементарно-трудовой.

Министерством одобрен и ряд парциальных программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог»,  «Наш дом – природа», «Цветные ладошки», «Путешествие  в прекрасное».

Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

Художественно-экологическая программа «Природа и художник» Т.А. Копцевой состоит из четырех блоков, каждый их которых, в свою очередь, включает комплекс тем. Каждый блок включает в себя обучающий и воспитывающий компонент: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Содержание художественно-экологической программы по изобразительному искусству Программа «Природа и художник» нацелена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности» (А.В. Бакушинский) предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности. В образовательной деятельности  по программе «Природа и художник» мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально- образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

  В  нашем регионе разрабатываются и собственные программы, методические рекомендации с учетом местных природных и культурных условий: «Истоки гармонии», «Кузовок», «Распахни окно в                                                                                                                                           мир прекрасного»,  «Секреты симбирских мастеров», «Симбирский Венец», «Юные волшебники», «Аленький цветочек», «Палитра»  и др.

 В целом среди региональных разработок много интересных, содержательных вариантов программ, конспектов образовательной деятельности, методических пособий.

  Таким образом, развитие детей осуществляется по-разному в зависимости от программы. Анализ современных программ воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что произведения искусства рассматриваются как средства приобщения к общечеловеческим ценностям, знакомства с различными средствами выразительности, используемые художником, развития художественно-творческих способностей, ознакомления с разнообразием видов и жанров искусства; развития эмоционально-эстетических чувств, познавательного и речевого развития детей. Однако, недооценивают роль произведений живописи в создании образов природы, как наиболее близкому и понятному для детей объекту окружающей действительности.

1.3 Интегрированный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество»

Природа - первооснова красоты и величия. Мы не ее владыки, а природа не наша раба. Мы ее часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями.  По словам В.А. Сухомлинского: «Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства».

Обеспечение систематического функционирования интеграционного процесса позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников познавательной активности и дает возможность целостно воспринимать окружающий мир, не нарушая его природу.   Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности детей (разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно- ролевые; изобразительную, художественно-речевую, экологическую, музыкальную деятельность).  Цель интегрированных занятий - дать детям представления о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях  своим оригинальным языком передать мысли, настроения в разных видах художественной деятельности.  Интегрированные занятия по своей структуре и методике проведения отличаются от традиционных.

 В  средней группе деятельность может строиться на дополнении одних средств  другими, на сочетании средств выразительности, характерных для каждого вида деятельности:  на ритме мазков, штрихов - в рисунке; ритме готовых форм – в аппликации; ритме форм- в лепке из глины или пластилина. Такого типа  взаимосвязь обоснована тем, что дети начинают видеть красоту «снежинок»,  красоту расположенных в ряд елочных шариков, вылепленных колец  и т.д.    Если ритм объединяет все виды изобразительной деятельности, то цвет как средство выразительности может выступать наиболее эффективно при  взаимосвязи рисования и аппликации. Занятия рисованием усиливают образную основу аппликации  или, наоборот, аппликация усиливает рисунок; лепка в дополнении к рисованию передает содержание более полно. По мнению Т.А. Котляковой  через интегрированные работы можно успешно решать следующие задачи:

        Создать условия для развития личности ребенка и раскрытия его способностей;

        Приобщить его  к общечеловеческим ценностям культуры, отраженным в произведениях разных видов искусств;

        Помочь ребенку постичь своеобразие и единство «языка» разных видов искусства;

        Через искусство развить нравственные качества, интеллект и речь ребенка;

        Развить его эмоциональную сферу и культуру чувств, научить понимать эмоции других людей и адекватно на них реагировать;

        Научить ребенка познавать собственную ценность, ценность собственного творчества, личности и творчества другого человека.

Всю деятельность с детьми необходимо строить на единой теме. Тем самым поддерживать интерес у детей в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Так, например, при реализации  образовательной области – «Художественное творчество», по  лексической теме «В гости к мишке» с детьми 4-5 лет для создания целостной картины мира в его материальном и духовном единстве можно максимально синтезировать многие виды искусства: поэзию, живопись, литературу, музыку. Учитывая особенности мышления детей, на занятии используется  большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций  предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их располагают  так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.

Персонаж – игрушка  мишка «приходит» в гости к детям на художественную деятельность, остается и на других видах деятельности.  С мишкой дети играют, двигаются как мишка, слушают стихи, изображают мимикой настроение мишки, проводится  тематическая пальчиковая гимнастика, и дети могут нарисовать для него одежду и грибы.

 Важной особенностью интегрированной образовательной деятельности является смена динамических   поз и видов детской деятельности (физкультминутки, релаксационные паузы  с использованием здоровьесберегающие технологий).  Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и   перенапряжение.

При подготовке к занятиям большое значение отводится предварительной работе, связанной с накоплением сенсорного опыта: беседы, наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира.

Главной целью художественно-творческой деятельности детей должно стать стремление педагога разглядеть природный творческий дар в ребенке, создать условия для психологического равновесия и спонтанных импровизационных проявлений посредством музыки, слова, движения, образа. Задачи психолого-педагогической работы по формированию  интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

 Таким образом, успешность творческого процесса будет зависеть от того, насколько органично (соразмерно этапам развития) осуществляется включение ребенка в творческую деятельность и насколько формы, средства и методы этой деятельности адекватны творческим целям и задачам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Охрана природы и окружающей среды в жизни детей дошкольного возраста»

Экологический проект «Охрана природы и окружающей среды в жизни детей дошкольного возраста»Цель проекта:  содействия экологическому воспитанию и формированию экологической культуры детей дошкольн...

Доклад "Методы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста"

Доклад "Методы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста"...

Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Младшая подгруппа детей дошкольного возраста.

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Младшая подгруппа детей дошкольного возраста....

Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Старшая подгруппа детей дошкольного возраста.

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Старшая подгруппа детей дошкольного возраста....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Это познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаим...

Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой" парциальной модульной программы "STEM-образование детей дошкольного возраста"

     Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира на собственном опыте и наблюдениях. Для того чтобы процесс экспериментирования был интересн...

Мультстудия, как область интеграции речевого и художественного развития детей дошкольного возраста.

Взаимосвязь творческого и речевого развития.  Наряду с традиционными методами и приемами развития речи у дошкольников,  я активно использую мультипликацию. А именно создание авторских мультф...