«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_dronova_i.e.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ»

                                                                     

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

 Одной из основных задач дошкольного образования ФГОС является формирование познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Актуальность темы.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Познавательный интерес – это активная избирательная направленность личности к окружающему миру.  Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает его как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить.

Таким образом,  развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большой мере зависит от воспитателя, поэтому к  нему предъявляются особые требования:  воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. Так, например, К.Д. Ушинский, в свое время отмечал: «Только личность может действовать на развитие и определение другой  личности».    

Задачи развития познавательного интереса сформулированы в федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования. Познавательное  развитие предполагает:

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира  ( звучание, размере, материале, числе, цвете и др.)

Современный ребёнок 4-5 лет демонстрирует низкую познавательную активность, как следствие, планируемый воспитателем результат не достигается , поэтому можно говорить о недостатках в результатах профессиональной деятельности:

Недостатки в результатах профессиональной деятельности:

*отсутствие у детей интереса к познанию;

*отсутствие у детей творческих способностей;

*не проявляет инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений  и  навыков в различных видах деятельности.

В основном в работе воспитатель должен желать и уметь работать с детьми. Чтобы достигнуть результатов, необходимо сотрудничество с родителями.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагает:

Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе по средствам создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Недостатки в основном процессе:

*рассогласование требований к ребенку со стороны педагогов и родителей;

*очень часто подавляется самостоятельность ребенка.

Противоречие:

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при условии существования и соблюдения им социально-приемлемых норм и правил, однако позиция современного родителя демонстрирует негативное или равнодушное отношение к педагогическому процессу и его результату.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях;

2)использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;

3)построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную систему его развития;

4)поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5)поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6)возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общении;

7)защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8)поддержка родителей в воспитание детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Условия профессиональной деятельности воспитателя – это создание необходимой материально-технической базы: учебно-методические пособия, мебель, оборудование, дидактические игры и раздаточный материал.

Недостатки в условиях:

*уплотнение групп в дошкольных образовательных учреждениях;

*нехватка высококвалифицированных педагогических кадров.

Проблема в условиях – это отсутствие или недостаточное количество современных (мультимедийных) методических пособий, для того, чтобы проводить индивидуальную работу с детьми по развитию познавательного интереса, освоения практической реализации педагогических научно-технических достижений.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основе анализа недостатков можно увидеть и сформулировать профессиональную проблему.

Организовать деятельность педагога таким образом, чтобы развивать познавательный интерес среднего дошкольного возраста.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Зная проблему, можно искать пути ее решения. Чтобы искать пути необходимо выяснить, к чему стремиться  и что мы  хотим получить в результате решения проблемы. Если посмотреть ФГОС, то можно увидеть,    что к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

*ребенок 4-5 лет проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.

*склонен наблюдать, экспериментировать.

*обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

*ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок 4-5 лет активно интересуется природой, задает вопросы, поэтому крайне важно создать условия для поддержки детской инициативы.

В результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ребенок, может приобрести следующие качества:

*знает свое имя, фамилию, возраст, имена родителей и других членов семьи;

*проявляет интерес к явлениям природы;

*понимает простейшие причинно-следственные связи;

*проявляет интерес к информации, которую получает в процессе обучения;

*проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

Учитывая, что в данной работе рассматривается группа детей среднего возраста, то обозначим результаты более конкретно: в результате решения проблемы ребенок будет знать:

*кем работают родители и что делают на работе;

*есть ли у них специальная одежда для работы;

*какие инструменты они используют в своей деятельности;

*есть ли в семье традиции «передачи» профессии.

В будущем это позволит воспитаннику лучше ориентироваться в мире профессий.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Теперь, когда мы знаем проблему и желаемый результат, будем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.

Для организованной деятельности характерны следующие особенности:

*возникновение в ее ходе недоумения и вопросов у самого ребенка; для этого подача нового материала должна опираться на прежние представления, которые вступают в противоречие  с новым  и требует объяснения;

*постановка и принятие ребенком задачи для самостоятельного или совместного с воспитателем решения, чтобы она становилась собственной задачей ребенка и вызывала желание самостоятельно добиваться ее решения;

*организация поиска решения задачи, проходящего через преодолимые трудности и приводящего к положительному результату;

*решение задачи, включающей возникновение новых вопросов, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более устойчивым.

Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Поэтому можно предложить:

*внести изменения в тематические недели. Например, включить в планирование тему «Профессии».

Цель: познакомить с названием профессий; показать важность каждой профессии.

Необходимо активизировать работу по данной теме используя для этого все имеющиеся средства и методики обучения:

*чтение стихов о разных профессиях;

*речевые игры.  «Назови слова действия» (воспитатель называет профессию, а дети говорят слова действия, которые выполняют люди этой профессии); «Кому нужны эти предметы?»;

*развивающие игры.  «Кому что нужно?» (дети объединяют картинки в пары: представитель профессии и предмет); «Что лишнее?»

*подвижные игры. «Пожарные. Пекарь. Строитель»

*беседы. Обсуждение качеств, которыми должны обладать люди разных профессий;

*чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»

Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику. Контролировать качество и характер изменений у детей. Но это должна быть не диагностика формирования, а организация продуктивного общения участников образовательного процесса с учетом потребностей детей.

Можно предложить детям описать семейный фотоальбом (иллюстрацию), где ребенок расскажет, кем работают его родители, что они делают и какие предметы им нужны для этого. Можно провести анкетирование родителей на заданную тему. Тогда воспитатель может сделать выводы, основываясь на своих наблюдениях и на мнение родителей. Несомненно, хорошим итогом будет создание  портфолио (активное участие родителей, во взаимодействие

с детьми). Также можно использовать электронные дидактические пособия (если таковые имеются).

В начале и конце учебного года необходимо проводить диагностику, в которой исследовалось проявление познавательного интереса в разных заданиях:

*эмоциональное отношение ребенка к познавательной деятельности;

*степень заинтересованности процессом умственного труда;

*удовлетворенность ребенка полученным результатом.

Чтобы обеспечить объективность и точность получаемых данных необходимо использовать различные методики.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Изменений только в образовательном процессе недостаточно. Далее рассмотрим ряд изменений в условиях, которые обеспечивают новый образовательный результат. Значимым фактором развития ребенка является личность воспитателя. Поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий). Только знания не дадут желаемый результат. Современное общество требует применять знания в профессиональной деятельности и обладать рядом умений:

*конструктивными умениями (выбор форм, методов работы, диагностических методик, соблюдение принципов воспитания и обучения, рациональное распределение времени);

*организаторскими способностями (относительно коллектива детей и родителей);

*коммуникативными умениями (устанавливание педагогически целесообразных контактов с детьми, родителями, педагогами);

*самообразованием  «установка на постоянное самосовершенствование» (изучение новых педагогических технологий, опыта коллег, посещение семинаров, правильное оценивание своих достоинств и недостатков и пр.);

Также, для эффективной работы, воспитатель должен обладать рядом качеств: уметь придать личностную окраску преподаванию, иметь позитивный жизне6нный настрой, уметь управлять своими эмоциями, быть уверенным в себе, владеть разными стилями общения с детьми, уважительно относиться к окружающим и творчески мыслить.

К кадровым изменениям относятся: привлечение к работе психолога (для оценивания результата проектными методиками).

Научно-методические изменения:

*создание методической копилки по теме «Профессии»;

*повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах, взаимодействие с другими воспитателями, психологом;

*доступность Интернет-ресурсов для получения знаний по заданной теме;

*разработать серию консультаций для родителей.

Материально-техническая часть обеспечивается из разных источников, поэтому тоже должна проектироваться, т.е. быть объектом моделирования.

От материально-технического обеспечения зависит простота проектирования и реализации проекта. В группе должны быть в достаточном количестве дидактические игры по рассматриваемой теме, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия; сюжетные картинки по теме «Профессии»; книги по данной тематике; раскраски, игрушки, буклеты для родителей, раздаточный и демонстрационный материал, можно оформить фотовыставку и выставку детских работ, создать портфолио.

Нормативно-правовое обеспечение проектирования – это учет при разработке деятельности учащихся и педагогов, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования. Данный проект соответствует ФГОС. Изменение в данной области – это изменения в годовом планирование ДОУ.

Информационные изменения – это создание электронных образовательных пособий по теме «Профессии» и использование ИКТ в работе.

К организационным изменениям можно отнести само изменение в работе воспитателя в соответствии с разработанным проектом.

Использование наиболее эффективных форм работы, улучшение предметно-развивающей среды, внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность. Профилактику нарушений в детско-родительских отношениях.

При воплощении данного проекта в жизни предполагается, что воспитатель создаст методическую копилку, в которую включит название книг, игр, пособий по данной теме. Для повышения эффективности проекта разработает критерии и методы его оценки. В проектировочном процессе отсутствуют готовые систематизированные знания – из  множества впечатлений, знаний, понятий нужно построить свое представление о его реализации.

Для решения поставленной проблемы, в методическую копилку была разработана электронная дидактическая игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование комуникативной компетенции у детей с ОНР посредством дидактических игр в стихотворной форме.

Презентуемый материал показывает преимущество использования  в коррекционной  работе дидактических игр в стихотворной форме. Представлен в двух презентациях....

Народные игры, как средство формирования коммуникативно-познавательных компетенций у детей с ТНР.

Народные игры, как средство формирования коммуникативно-познавательных компетенций у детей с ТНР. В России всегда любили играть в игры, как в подвижные, так и нет.Народные игры очень разнообразны...

Развитие учебно-познавательной компетенции у детей младшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность...

Презентация Развитие учебно-познавательной компетенции у детей младшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность

Представить участникам мастер-класса экспериментирование, как одну из форм проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов "Развитие познавательных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"

Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность. Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальн...

Мастер-класс «Формирование познавательных компетенций детей дошкольного возраста посредством активизации исследовательской деятельности»

Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах познавательной активности детей через исследовательскую деятельность....