Развлечение для детей старшего дошкольного возрата "С чего начинается Родина?"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Данное развлечени может оказаться полезным для молодых специалистов и педагогов с большим стажем работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie.docx933.43 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение  для детей старшего дошкольного возраста

«С чего начинается Родина?»

Подготовила воспитатель

МДОУ ВМР «Детский сад № 9 «Малышок»

  г. Вольска Саратовской области»

Козлова Н.Н.

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

- формировать у детей представление о России как о родной стране;

- формировать уважительное отношение к государственным символам;

- закрепить названия народных промыслов;

- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Материалы:

      Карта мира, надувной мяч в виде глобуса, куклы в русских национальных костюмах. Предметы декоративно – прикладного искусства, изображения президента РФ, гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне.  Трафареты голубя, ножницы, карандаши.

Предварительная работа:

     Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Ход мероприятия

Звучит  аудиозапись песни «С чего начинается Родина» (муз. Я. Френкеля, сл. М. Матусовского).  Дети входят в группу, садятся на стулья.

Воспитатель  ( под музыку) : С   чего   начинается   Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало новой жизни. Оно сулит погожий день. Мое понимание  Родины  восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться – она надежна. Моя  родина  – щедра. Итак, ребята, вы уже поняли, чему будет посвящено наше мероприятие. Какова его  тема? (ответы детей) Я предлагаю назвать наше мероприятие « С   чего   начинается   родина …»

Так, с чего же начинается Родина?

Наши дети об этом говорят так:

 

Денис  Г:  Моя Родина начинается с  мамы. Мамин голос живет во мне, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда я стану взрослым, всегда буду помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки….

Никита Ч.: Родина начинается с дома, где папа и мама. Я люблю их, а они любят меня

Ваня П.: Родина – это все, что мы видим, чувствуем; все, что нас окружает…. А еще – для меня Родина началась с моего рождения, с первых шагов, с первых книжек….

Матвей Н.: - Для меня Родина мои рисунки с бабочками и      

 лошадками; мои мечты; а еще это мой двор, где весной и летом я с радостью катаюсь на самокате и велосипеде я хочу, что б всегда светило солнце и чтобы все берегли свою Родину.

Воспитатель: Правильно. Это место, где человек родился, где живет его семья, это родной город, страна, в которой мы живем.

         Инсценировка песни «С чего начинается Родина?»

    Под грамзапись входят дети и инсценируют 1 куплет песни. Две девочки идут и  о чем- то весело, оживленно беседуют. Затем они садятся на скамейку и начинают смотреть книжку. Откладывают книжку в сторону и идут играть на  игровую площадку - одна прыгает на скакалке, другая играет в мяч. В это время группа мальчиков строит из кубиков дом. Одна девочка с коляской  изображает маму с ребенком.

На слова « А может она начинается  с заветной скамьи у ворот…» дети оставляют игры, подходят, берут  листы  с рисунками и на фоне тихо звучащей песни  читают стихи, показывая свои рисунки, на которых изображена природа России:

1-й ребенок: Если скажут слово «Родина»,

                         Сразу в памяти встает

                         Старый дом, в саду смородина,

                         Толстый тополь у ворот.

2-й ребенок: У реки березка-скромница

                      И ромашковый бугор...

                      А другим, наверно, вспомнится

                      Свой родной московский двор.

3-й ребенок: В лужах первые кораблики,

                      Над скакалкой топот ног

                      И большой соседней фабрики

                      Громкий радостный гудок.

4-й ребенок: Или степь от маков красная,

                      Золотая целина...

                      Родина бывает разная,

                   (хором) Но у всех она одна!

После слов сказанных хором,  дети переворачивают рисунки обратной стороной, на которой написаны буквы – Р О Д И Н А! Под музыку все уходят и садятся на стульчики.

Воспитатель. В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?

Дети.

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой стороне Родина милее вдвойне.

Родину-мать учись защищать.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить

Береги Родину, как зеницу ока.

Родная земля и в горсти мила.

Воспитатель: Для каждого человека Родина начинается с его родного дома, с семьи. Посмотрите, какие красивые работы вы приготовили вместе с родителями. Знаете, что это такое?

(Ответы детей)

Воспитатель:

- Правильно. Это родовое дерево. О чем оно может нам рассказать?

(Ответы детей)

Воспитатель:

- Ребята, давайте попробуем составить рассказ о семье, используя родовое дерево.

(Рассказы детей. 2 человека)

Воспитатель:

- Спасибо, молодцы! Ребята, вы сейчас очень хорошо рассказывали о своих семьях. А знаете ли вы, как называется страна, в которой мы живем?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Да, ребята, живем мы с вами в огромной, прекрасной стране – России.

(Звучит стихотворение о России. 1 человек)

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Воспитатель. Посмотрите ребята на карту. Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия (выходит ребенок и показывает). Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много, а самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и много других. Реки России большие и полноводные. Какие реки вы уже знаете? (ответы детей) Обь, Енисей, Лена, Волга. Ребята, самое глубокое озеро находится в России и называется Байкал. Населяют Россию люди разных национальностей. А мы сейчас поиграем и узнаем, людей  каких национальностей вы знаете (бросаю мяч, а ребенок ловит его и дает ответ)

Воспитатель. Всех их объединяет язык общения – русский. А хотите, ребята, больше узнать о России? Тогда я предлагаю  отправиться  в путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка. Надо только сказать:

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. Первая остановка называется «Историческая». Посмотрите, ребята, кто нас здесь встречает, это куклы Ваня и Маша, а какие они нарядные. Расскажите, в какие костюмы они одеты, опишите их наряд (ответы детей).

 

Воспитатель:  На голове женщины носили головной убор, который называется кокошник

Кокошники  носили замужние женщины, а девушки – венки, ленточки и повязки.

Раньше основными частями женского костюма были рубаха и сарафан

 Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой. Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Основными частями мужского костюма были – косоворотка,

       порты, онучи, лапти.

Косоворотка  длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т.е. плохо»).

Вниз костюма  одевали  брюки.

- Как они назывались – порты.

- На ноги наматывали онучи и обували лапти.

Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкий).

Стихотворение:

Славилась Россия чудо – мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.

Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)

– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)

– Следующая загадка.

Эта роспись – просто чудо,

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком. (Гжель.)

Воспитатель: Правильно, ребята.  Посмотрите, какая красота.

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)

Все игрушки – непростые,

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете изделия российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру «Селезень и утка». А вы, ребята, какие знаете русские народные игры? (дети перечисляют)

Проводится игра « Селезень и утка»

Двое играющих изображают Утку и Селезня. Остальные образуют круг и берутся за руки. Утка становится в круг, а Селезень за кругом. Селезень пытается проскочить в круг и поймать Утку, при этом все поют:

Селезень, догоняй утку,

Селезень, догоняй серу.

Пойди, утица, домой,

Пойди, серая, домой.

У тебя семеро детей,

Дочерей и сыновей:

Двое ходят, трое водят,

Два у лавочки стоят.

Три  Окульки в люльке катаются,

Две Варюшки  ко краюшке подвигаются.

А на лавочке сметана,

У сметаны два Степана питаются

Если Селезень поймает Утку, она должна откупиться от него. Утка плетёт Селезню венок, пляшет или поёт.

Воспитатель:  Многим славится Россия: добрыми и сердечными людьми, мастерами умелыми, душевными песнями, красотой полей, рек, гор, величественными лесами. Как вы думаете, какое дерево  можно считать символом России?

Дети: Березу.

Воспитатель: Верно. Конечно же, березу. А за что русские люди любят это дерево?

Дети: За красоту.

Воспитатель: Да. За красоту, березовый сок, дающий бодрость  и силу, бересту, давшую письменность, березовые почки и веники, сохраняющие здоровье.

Дети водят хоровод под песню « Во поле береза стояла»

Воспитатель: Мы отправляемся дальше.

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. Станция называется «Государственная».  В России, как и в любой другой стране, есть главный город – столица. Я уверена, что все ребята знают этот город. Давайте попробуем сложить его название из букв.

(На магнитной доске выкладывается слово «Москва»)

Воспитатель: Прочитайте, что у нас получилось.

(Ребята читают)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

(Звучит стихотворение о Москве 3 человека)

Как только солнышко взойдет,

Всю землю озаряя,

Нам сразу голос подает

Страна моя родная!

Звенят куранты в ранний час,

На башне луч играет...

Москва на зорьке всякий раз

Привет нам посылает.

Здесь Кремль, здесь Воробьевы горы

И площадь Красная видна.

Такой большой, старинный город,

Гордится им моя страна!

Всем городам – он голова!

Столица родины – Москва!

Воспитатель: Президентом нашей страны является…? (Д. А. Медведев.)

– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)

– Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются  изображения  флагов,  дети выбирают из предложенных  флаг России.)

Стихотворение (читает ребенок):

Белый цвет – березка,

Синий неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет

Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из  предложенных  герб России.)

Стихотворение ( читает ребенок):

             У России величавой

             На гербе орел двуглавый,

             Чтоб на запад, на восток

            Он смотреть бы сразу мог

              Сильный, мудрый он и гордый.

              Он – России дух свободный.

Воспитатель: У нашего города тоже есть свой флаг и герб. С флагом мы уже познакомились, а теперь давайте рассмотрим герб.

Он очень красивый  и представляет собой золотой щит , в нижней части которого помещён лежащий на зелёной оконечности чёрный медведь

Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн -  это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)

– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.

(Прослушивание отрывка гимна.)

Воспитатель: Мы отправляемся дальше.

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. А теперь мы приехали на станцию «Праздничная»

– Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.)

– Да, ребята, День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. Этому празднику мы посвятили нашу выставку рисунков. (Показ выставки.)

Ребенок читает стихотворение:

Красоту, что нам дарит природа,

Отстояли солдаты в огне.

Майский день сорок пятого года

Стал последнею точкой в войне.

Без потерь нет ни роты, ни взвода.

Ну а те, кто остался в живых,

Майский день сорок пятого года

Сохранили для внуков своих.

Звучит песня « Гляжу в озера синие». Слова И. Шаферана, музыка  Л. Афанасьева. Во время исполнения песни на экране кадры с изображением  живописных мест России.

Инсценируются слова песни:

Не все вернулись соколы-

Кто жив, а кто убит…

Но слава их высокая

Тебе принадлежит.

Два мальчика в  военных гимнастерках и пилотках подходят строевым шагом к изображению вечного огня. Они стоят в почетном карауле. Девочка возлагает  живые цветы.

Во время исполнения последнего куплета , выходят все участники мероприятия.

Воспитатель. В годы войны была традиция у наших летчиков и танкистов за каждый сбитый танк или самолет рисовать символ -  звездочку на своей боевой машине.  Символы есть у каждой страны. Но есть символ единый для всех стран – символ мира. Белого голубя называют символом мира, он олицетворяем чистоту, доброту, светлый мир. Давайте сделаем белых голубей. Это очень просто: обведите контуры голубей по трафарету, вырежьте их и раскрасьте.

Дети выполняют творческую работу.

Молодцы! Какие красивые белоснежные птицы у вас получились. А давайте отпустим наших голубей в небо. Мы привяжем их к воздушным шарам и они полетят. Шары у нас не простые, а цвета российского флага. Пусть парят в небе белые голуби – символы мира.

Пояснительная записка

Мероприятие « С чего начинается Родина» представлено  на муниципальный заочный конкурс оригинальных замыслов, перспективных инициатив, инновационной практики обучения, воспитания, развития  и социализации детей в современном ДОУ «Призвание  - воспитатель»

Цели и задачи:

 1) расширять представление детей о символах, обычаях  и   традициях русского народа;

2)способствовать раскрытию творческих способностей  детей;

3)воспитывать любовь к русской природе, уважение к  обычаям, традициям и историческому прошлому России.

     Каждая страница мероприятия  посвящена теме родины. Здесь рассказывается о тех уголках малой  родины, которые с детства дороги каждому человеку. Воспевается красота русской березки. Так же есть  страница,  которая повествует о трагическом времени в жизни русского народа – Великой Отечественной  войне и страница, где прославляется русский народ.

Формы и методы реализации данного мероприятия разнообразные – декламация стихов на фоне музыки, инсценировки, танец – хоровод, просмотр фрагментов видеофильма.

     Мероприятие было проведено совместно с детьми группы  и родителями. В подготовке и проведении мероприятия приняли активное участие все дети, что значительно способствовало  раскрытию творческих способностей каждого ребенка. Большое эмоциональное впечатление  оказали на детей просмотр видеокадров живописных уголков России. Наличие у выступающих красивых русских костюмов, оформление группы имело большое  эстетическое значение. Участие в мероприятии  « С чего начинается Родина» сыграло большую роль  в воспитании у детей патриотизма.

Используемая литература:

  • Алешина Н.В.; «Родной край»/Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова; Под.ред. С.А. Козловой. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1990.-176с.
  • Александрова Е.А.  Система патриотического воспитания в ДОУ.  -  Волгоград: изд. «Учитель», 2007
  • Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера»,  2004
  • Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в Росси». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с.
  • Киркос Р.Ю. «Православное воспитание детей дошкольного возраста», Издательство «САТИСЪ», 2001г.
  • Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 72с.
  • «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ.ред. Т.И.Оверчук. – М., 2004. -136с. Редактор – составитель Н.А.Арапова-Пискарева.
  • Натарова В.И. «Моя страна» Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ//  – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.-205с.
  • « От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под.ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.
  • «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.» Старшая и подготовительная группы. – М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 с.
  • С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. -  М.: ТЦ  « Сфера»,2005
  • Шорыгина Т.А. Беседы о правах  ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Веселись детвора-начинается игра!"

В ходе развлечения дети знакомятся с разными играми, в том числе старинными народными. Вспоминают различные праздники и беседуют о них....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы "С чего начинается Родина?"

Формировать у детей представление о России как о родной стране, ее государственных символах....

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Эх, гармошечка - душа, до чего ж ты хороша!"

(Дети заходят в зал под русскую народную мелодию, встают около стульев).Ведущий: Велика Россия наша, и талантлив наш народ. О гармошке - говорушке разговор у нс пойдёт.Дети: /по очереди/ На Руси ...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Эх, гармошечка - душа, до чего ж ты хороша!"

(Дети  заходят в зал под русскую народную мелодию, встают около стульев).   Ведущий:Велика Россия наша и талантлив наш народ,                ...

СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ « С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА…»

Познакомить детей с родным городом, краем и его достопримечательностями. Воспитать патриота своей страны....

Проект для детей старшей группы "С чего начинается Родина"

Проект для детей старшей группы "С чего начинается Родина"...

Творческо-информационный проект для детей старшей группы "С чего начинается Родина"

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста....