"Слагаемые профессионального имиджа педагога"
статья на тему

Хливная Валентина Михайловна

Объект исследования – профессиональный имидж педагога.

Цель исследования – изучение сущности и особенностей создания положительного имиджа педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imidzh_2015_-_dlya_sayta.docx49.79 КБ

Предварительный просмотр:

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что если останется жить Земля,

Высшим достоинством Человечества

Станут когда-нибудь учителя.

(Р.Рождественский)

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование образования, ориентация на развитие личности воспитанника, а не только на простую передачу знаний, предъявляет принципиально новые требования к личности педагога.

В настоящее время велико осознание человеком ценности профессионального и общественного признания. Практически это проявляется в профессиональном росте, в расширении коммуникационных связей с людьми.

Положительный имидж профессионала сегодня – это инструмент общения, актуальный запрос общества и личности. Проблема создания имиджа воспитателя детского сада приобретает в последнее время все большую практическую и теоретическую значимость в свете тех преобразований, которые происходят во всех отраслях жизни нашего общества.

В работах А.С. Егорова, В.М. Раздобудько, Н.Ф. Федотовой и других ученых раскрыто влияние приобретенной человеком профессии на восприятие им других людей. Появился целый цикл работ, раскрывающих содержание, функции и мотивацию построения имиджа личности (С.В. Яндарова), а также изучаются структура, особенности восприятия и технологии формирования имиджа учителя (Н.М. Шкурко).

Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только воспитанника, но и воспитателя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности.

Многие из декларативных идей и принципов не реализуются в достаточной мере. Объяснением этому может быть как сложность и противоречивость процесса реформирования отечественного образования в настоящих социально-экономических условиях, так и недостаточное внимание к процессу формирования личности и индивидуальности педагога.

Система профессионального и последипломного образования педагогов уделяет достаточно внимания повышению квалификации воспитателя, но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой и развитой Я – концепцией, часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений.

Объект исследования – профессиональный имидж педагога.

Цель исследования – изучение сущности и особенностей создания положительного имиджа педагога.


1. ИМИДЖ

1.1 Понятие и структура имиджа

По мнению П. Берда, “имидж – это наша визитная карточка, общая картина нашей личности в глазах окружающих, которая складывается из многих компонентов: что мы говорим, как мы смотрим, одеваемся и действуем. Имидж рассматривается как внешний образ, создаваемый субъектом с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других, а также как совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему .

Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.

Несоответствие статусу – это вызов обществу, это противопоставление себя социуму, что деструктивно для психики человека, который социален по своей природе. Формирование имиджа, забота о нем дает возможность саморазвития и психологическую гармонию.

“Педагогический словарь” дает нам определение имиджа педагога как “эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

Кроме того, имидж влияет на формирование внутреннего “ образа – Я ”, а значит, на самооценку и самоуважение индивида.

В настоящее время не существует единого подхода к определению структуры имиджа.

В структуре имиджа, одни выделяют: визуальный образ (костюм, прическа, пластика, мимика, голос); другие – профессионализм, компетентность, нравственную надежность, гуманитарную образованность; третьи– внутренний образ (темперамент, настроение, личностные качества) и менталитет (духовная практика, интеллект).

Иные компоненты в структуре имиджа выделяет В.В. Бойко:

1) аудиовизуальную культуру личности (речь, манера держаться, одежда, прическа, соответствующие ожиданиям большинства или определенной группы людей);

2) стиль поведения (профессиональный, интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, коммуникативный, эстетический, этический);

3) внутреннюю философию, систему ценностей человека (жизненные установки, нравственное кредо, система отношений), что накладывает отпечаток на внешность и манеру поведения;

4) атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности (обстановка офиса, машина и так далее);

5) психогигиенический “ Я – образ ” (в целом притягательный психогигиенический образ партнера таков: он внешне и внутренне спокоен, активен, доброжелателен, миролюбив и так далее).

Интересной представляется точка зрения В.М. Шепеля, выделяющего три группы качеств, определяющих индивидуальный имидж:

1) Природные качества: коммуникабельность, рефлексивность, красноречивость. Эти качества В.М. Шепель обозначает общим понятием “умение нравиться людям”.

2) Характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. Это нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором технологий, таких как межличностное общение, упреждение и преодоление конфликтов и т. д.

3) Характеристики личности, определяемые ее жизненным и профессиональным опытом.

Таким образом, единой точки зрения на определение сущности и структурных компонентов имиджа не существует. Большинство авторов выделяют разные компоненты в структуре имиджа, опираясь на свое видение изучаемой проблемы.

Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения педагогов, которые его понимают как “маску”. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное “быть, а не казаться”. Всякие разговоры про имидж воспитателя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.

Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия воспитателя ребенком является формирование образа педагога. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого воспитателя, так и от индивидуальных особенностей ребенка, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Есть и другая сторона проблемы – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

На наш взгляд, качества, входящие в образ стереотипа «идеального» педагога, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую детьми к имиджу воспитателя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального педагога должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого воспитателя с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала.


1.2 Социально-психологический аспект имиджа педагога

Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда.

Педагог, не владеющий методическим мастерством, педагог неквалифицированный – это беда не одного какого-либо коллектива, это беда всего общества.

Перед дошкольным образованием стоит задача – воспитать личность. Еще К.Д. Ушинский писал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Развивая эту мысль, А.В. Мудрик утверждает: «Только видя в себе личность, педагог может в каждом воспитаннике увидеть неповторимую личность».

Влияние педагога тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается кругозора воспитателя, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо прежде всего быть образованным и воспитанным самому. Нужно, чтобы кругозор воспитателя не ограничивался дошкольной программой. Индивидуальность педагога – главный источник мотивации к воспитанию детей. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует детей, пробуждает у них то же отношение к делу.


1.3 Личность педагога

Личность педагога– важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что дети слышат от воспитателя, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот воспитатель, который сам имеет интересы и увлечения.

По мнению Г.Е. Глезермана, социально значимыми чертами всесторонне развитой личности являются: а) духовное и физическое развитие, б) научный и философский кругозор в сочетании с необходимой специализацией в какой-либо области знаний и практической деятельности, в) умственный и физический труд, г) знания в сочетании с высокой нравственностью и гражданским долгом, д) научное образование в сочетании с художественной культурой и высокими эстетическими вкусами.

Не случайно считается, что понятие личности имеет значение идеала, к которому человек должен стремиться.

Но личность – это не просто сумма отдельных (даже прекрасных) черт и свойств, а целостное образование.

Личность – явление социальное, она есть продукт развития общества. Конечно, каждая личность уникальна, неповторима, но главное – это не ее неповторимость, а ее направленность. Личность может быть направлена на себя – тогда она перестает быть общественной ценностью; она может быть направлена на пустяки – тогда она теряет свою ценность вообще; но если она проявляется во вредной для общественного прогресса деятельности, то она становится злом. Это значит, что во всякой деятельности личности должен быть нравственный смысл: чем более личностно значимые ценности совпадают с прогрессивными тенденциями общества, тем личность является более нравственно зрелой и ценной. Ее цельность и устойчивость в социальном плане – это «устойчивость ее ценностных ориентаций, вокруг которых группируются установки личности, ее интересы».


1.4 Педагогическая этика

Педагогическая этика – основа личности педагога. Она изучает основные принципы педагогической морали: гражданственность и патриотизм в сочетании с интернационализмом, профессиональная самоотверженность, педагогическая солидарность и коллективизм, гуманизм, педагогический оптимизм. Эта наука изучает категории педагогической этики.

1)   Профессиональный педагогический долг. Под ним понимают совокупность требований, которые общество предъявляет к личности воспитателя, независимо от того, желает ли этого воспитатель или нет. Поэтому иногда возникает конфликт между личностью и обществом, точнее, между желанием и долгом.

Иногда воспитатель осознает свой долг, но не желает его выполнять из-за личных соображений. Это бывает редко, но вреда приносит много и детям, и обществу, и в конечном счете самому педагогу.

Чаще бывает так, что воспитатель понимает свой долг, но у него не хватает силы воли или других качеств доводить дело до конца. Такому педагогу можно помочь, повысив требовательность к нему.

Чувство долга необходимо любому человеку, но воспитатель без него вообще не воспитатель.

2)   Педагогическая справедливость. Справедливость – это одна из форм моральной оценки. Она опирается на соответствие между достоинствами людей (воспитанников) и их общественным признанием. Если это соответствие нарушается, возникает то, что мы называем несправедливостью. Справедливость – основа доверия воспитателя к детям. Наличие справедливости особенно проявляется при оценке результатов труда детей. Отсутствие справедливости – опасный враг: доказано, что в таких группах задерживается формирование коллектива, замедляется становление коллективистской направленности личности детей, а некоторые дети превращаются в невротиков.

3)   Профессиональная честь и достоинство. В понятие чести входит стремление педагога поддерживать свой престиж, свою репутацию. Иногда именно из-за этого стремления, если оно ложно понято, вырастает процентомания, организуется бурная деятельность перед проверкой детского сада, проводятся мероприятия для «галочки».

Да, учитель обязан бороться за честь и достоинство своей профессии. Но бороться одним – своей честной и достойной работой, честным и достойным отношением к учащимся.

4)   Педагогическая совесть. Совесть – это некий общественный представитель в сознании воспитателя, представитель, который контролирует выполнение воспитателем его профессионального долга.

Совесть педагога отражает его этическую культуру. Это имеет двоякое значение: с одной стороны, создает в коллективе атмосферу взаимоуважения, с другой – формирует у воспитанников этические нормы, их нравственное поведение в обществе.

Совесть педагога должна быть неподкупной и незапятнанной, иначе он потеряет моральное право воспитывать других.



2. МОДЕЛЬ ИМИДЖА ПЕДАГОГА

        

Работа педагога альтруистична, а значит, имидж воспитателя – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ребенка. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота воспитателя о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.

Воспитание детей – это сущность труда воспитателя. Следовательно, забота воспитателя о своем имидже – это также профессиональное требование.

Перечислим слагаемые имиджа. К ним относятся:

- визуальная привлекательность;

- вербальное поведение;

- невербальное поведение;

- манеры, этикет;

- соответствие необходимому образу;

- обаяние.


2.1 Визуальная привлекательность

Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению.

Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние педагога на детей зависит от расположения последних. Визуальная привлекательность- это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность- это показатель культуры человека.

Основной стиль педагога – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для воспитателя профессионально необходимыми. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.

Стоит учесть, что цвет одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровне подсознания. Необходимо ознакомиться с основами цветопсихологии, чтобы управлять впечатлением. Например, теплые тона способствуют доверительности, холодные – дистанционируют и дисциплинируют. Прежде чем выбрать костюм, надо задуматься – какое воздействие это окажет на детей?

Одежда педагога несет еще большую психологическую нагрузку. Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый воспитатель воспитывает эти же качества в детях.

Во – вторых, одежда воспитателя может отвлекать внимание во время занятий, подрывая процесс обучения.

Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

Если воспитатель носит серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы. А если они еще и блестят, то внимание детей может все занятие быть приковано к этим движущимся блестящим объектам.

К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае придется постоянно их поправлять, что отвлекает детей, да и самого воспитателя.

Классический стиль подразумевает, что макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.

Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо педагога. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).

В стандартных ситуациях общения предполагаются стандартные выражения лиц у его участников. Психологи называют такие стандартные выражения лиц масками. Психологическое значение маски очень высоко. С одной стороны, ее наличие позволяет личностно не вовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию.

Какой же должна быть маска воспитателя?

Лицо воспитателя должно быть доброжелательно – заинтересованным. У детей выражение лица воспитателя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит в течение дня самому воспитателю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно детям.

Следует сказать пару слов и о руках. Ни у кого не вызывает сомнения, что руки должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, (но в тон губной помаде), цветом. Бледно – розовым, тельным, светло- бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти.

Внешняя атрибутика классического стиля внушает уважение.

2.2 Вербальное поведение

Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.

Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами.

Вербальное поведение – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует имидж.

2.3 Невербальное поведение

Надо помнить, что дети не только слышат, но и видят. Поэтому не надо забывать о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.


2.4 Этикет и манеры поведения

Говоря о вербальном и невербальном поведении стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении.

Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.п.

Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.

И наконец – общительность. Хороший педагог не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с детьми: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности.

2.5 Соответствие необходимому образу и обаянию

Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы имидж был органичен и притягателен для окружающих, не надо забывать быть обаятельными. Обаяние – это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – это внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз поможет работа над имиджем. Ухаживать за собой, заботиться о себе – это проявление любви к себе самому. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психо-терапевтический прием, а работа воспитателя связана с психическим напряжением и стрессами.

И наконец – общительность. Хороший воспитатель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с детьми: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности. «Если вам интересны люди, то из вас выйдет прекрасный педагог. Если вы интересны людям, и они тянутся к вам, то смело идите в педагоги. Ребятам так надо, чтобы воспитатель был привлекателен как человек».


3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

В образе конкретного педагога соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии "победителя".

Первая установка – высокая самооценка.

Вторая установка – позитивное отношение к жизни.

Третья установка – вера в добро.

Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.

Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.

Позиция – “Я – хороший, ты – хороший” – позиция “победителя”.

Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):

1) Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности.

2) Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности.

3) В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого.

4) Обязательно необходимы эксперты со стороны. При использовании данных элементов педагогической техники, прежде всего, необходима его стратегическая направленность.

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старшего поколения к младшему накопленных знаний, опыта, культуры, а также на создание условий для личностного развития обучаемых, их подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Профессиональная педагогическая деятельность протекает в специально организованных образовательных учреждениях и направлена на обучение, воспитание и развитие детей.

Профессионализм – это совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Воспитатель – не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, к которому предъявляются следующие требования:

-высокая гражданская ответственность и социальная активность;

-любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

-подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

-высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

-потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

-физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

В комплексе профессионально обусловленных требований к воспитателю ведущее место занимает профессионально-педагогическая, социально-нравственная и познавательная направленность личности педагога.

Специалисты различают три варианта соотношения личности и профессии:

1)   есть стойкие, практически невоспитуемые личные качества, которые противопоказаны для данной профессии; например, для воспитателя абсолютно противопоказаны: злорадство, склонность к тирании, эмоциональная глухота и др. В этом случае лучше подыскать себе другую профессию;

2)   есть качества или способности, которые выражены слабо, их можно развить или компенсировать за счет других способностей или способов работы;

3)   возможны также различные по способам, но равноценные по конечному результату варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности.

Говорят, что педагог должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Но все же профессионально наиболее значимыми считаются три группы качеств: 1) качества, которые позволяют понимать внутренний мир детей, сопереживать им; 2) качества, которые обеспечивают владение собой, и 3) качества, способствующие активному воздействию на детей.

Неотъемлемым компонентом личности педагога является его разносторонность, эрудиция, любовь к своей деятельности, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает в уверенность в себе. А наилучшим (и обязательным!) помощником в этом служит вера педагога в успех детей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безупречный имидж — это достояние нравственных людей, не отступающих от морального, корпоративного и правового кодексов поведения. Мало того, сильные личности устанавливают для себя повышенные требования в этом плане, что во все времена поощрялось и уважалось со стороны общества. Занижение нравственных требований к себе воспринимается как проявление ущербности, слабости.

Успешность имиджа, в конечном счете, определяется единством стратегии и тактики общения, выбора удачной модели поведения. Выбор модели поведения зависит не только от личности, ее целей и необходимости, но также от внешних обстоятельств (слухи, домыслы, определенный психологический настрой людей, разрыв в уровне интеллектуального развития и т.п.). Успех также определяется степенью беспристрастности представления об оправданности своего поведения и ответной реакции на него людей.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу педагога, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального педагога», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.


Воспитатель – это не только профессия, это – жизненное кредо!


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехина И. В. Имидж и этикет делового человека. – М., 2001

2. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя. /Народное образование №2, 2006.

3. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб., 2007.

4. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя//Вопросы психологии. – 1975.

5. Девис Ф. Создай себе имидж. – Минск, 2005.

6. Журавлев Д. Имидж учителя – необходимость или дань моде? // Народное образование №7, 2003.

7. Ильина Л.А. Актерские способности в деятельности учителя: Метод. пособие -Магнитогорск, 2006.

8. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя.//Имидж №5 Гуманитарное образование в школе: теория и практика.

9. Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.

10. Новокшонова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.//Учитель №3, 2005.

11.  Петрова Е.А., Коробцева Н.А. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. – М., 2008.

12. Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.

13. Смирнова Н.Е. Имидж учителя.//Преподаватель, 2001, №1.

14. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 2009

15. Шепель В.М. Имиджелогия: как нравиться людям. М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по теме: «Слагаемые профессионального имиджа педагога»

Понятие "имидж".Профессиональный имидж педагога.Как сформировать свой имидж?Практические советы (По В. Шепелю)....

Профессиональный имидж педагога

Письменные рекомендации для пежагогов по созданию привлекательного профессионального имиджа...

Проектная работа по теме: «СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА»

Цель:Помощь педагогу в адаптации в условиях реформирования школы.Задача:Раскрыть основы формирования имиджа педагога....

Презентация Слагаемые профессионального имиджа педагога

Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответств...

Проект "Слагаемые профессионального имиджа педагога"

Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ребенка, но...

Слагаемые профессионального имиджа воспитателя МБДОУ

Выступление на районном семинаре для заместителей заведующих, старших воспитателей ДОУ по теме «Повышение качества образовательного процесса через систему методической деятельности ДОУ»...

"Слагаемые профессионального имиджа педагога"

«Встречают по одежки – провожают по уму» - эта народная мудрость очень точно определяет значимость имиджа в жизни человека. Имидж – это облик личности, а становление личности – процесс преобразования ...