Рабочая программа для средней группы
рабочая программа (средняя группа) на тему

Молочаева Анна Васильевна

Рабочая программа для развития дтей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_srednyaya_gruppa.doc329 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Богучарский детский сад комбинированного вида «Улыбка»

Принята                                                                                                                                                             Утверждаю:

Советом педагогов                                                                                                                                           заведующей МКДОУ

МКДОУ «Богучарский детский сад                                                                                                              «Богучарский детский сад

Комбинированного вида                                                                                                                                  комбинированного вида

«Улыбка»                                                                                                                                                         «Улыбка»

Протокол №______                                                                                                                                           _________Татаренкова Н. В.

От «___» _________20____г.                                                                                                                            «____»_________20____г.

Рабочая программа

 средней группы №4

на 2014-2015 учебный год

Разработчики:

                                                                                                                                                                                                                 Молочаева А. В.

г. Богучар

2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………….....3

1.1.1. Основные цели и задачи программы…………………………………………………………………………………………………3

1.1.2. Принципы рабочей программы…………………………………………………………………………………………………….…4

1.1.3. Характеристика возрастных  особенностей воспитанников группы…………………………………………………………….....5

1.2 . Планируемые результаты (целевые ориентиры)……………………………………………………………………………………...7

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей……………………………….8

2.1.1. «Социально-коммуникативное развитие»……………………………………………………………………………………………8

2.1.2. «Познавательное развитие»… ……………………………………………………………………………………………….............11

2.1.3. «Речевое развитие»………………………………………………………………………………………………………….............. 13

 2.1.4. «Художественно – эстетическое развитие»  ……………………………………………………………………………………….15

2.1.5. «Физическое развитие»…………………   …………………………………………………………………………………………..19

2.2. Взаимодействие педагога с семьей детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………...20

3. Организационный раздел

3.1. Особенности организации образовательного процесса………………………………………………………………………………28

3.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды………………………………………………………………….38

3.3. Методическое обеспечение программы. ………………………………………………………………………………………………39

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Улыбка», в соответствии с введением в действие Федерального образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года).

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса средней группы МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Улыбка». Учебно – образовательный процесс строится на основе сочетания основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», парциальной программы Н.Н Авдеевой, Л.Н. Князевой, Н.Л. Стеркиной «Безопасность: Учебного пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей»; программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки», Саво И.Л. «Пожарная безопасность в детском саду».

  1. Основные цели и задачи программы

Основные цели программы:  

- повышение социального статуса дошкольного образования;

- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи рабочей программы:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных о социокультурых ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, создание предпосылок к учебной деятельности;

‒ развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

‒ развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

‒ пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

‒ органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

‒ приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

Перечень нормативных документов, на основании которых педагог осуществляет свою деятельность:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 « Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- приказ  Минобрнауки Росси от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

-нормативные документы регионального и муниципального уровней.

1.1.2. Принципы рабочей программы

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

1.1.3. Характеристика возрастных особенностей воспитанников группы

Общее количество детей посещающих среднюю группу №4 – 21 человек. Из них 13 мальчиков и 8 девочек.  

Характерные особенности данного возраста (4-5 лет).

Дети 4–5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном. Таким образом, поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.

К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображённых на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать с взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной.

С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.

Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замы сливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.

  1. Планируемые результаты (целевые ориентиры)

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка :

● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

  • Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

     Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

  1. Содержательный раздел

2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

  1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Дошкольник входит в мир социальных отношений.

Задачи образовательной деятельности

  • Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание героям литературных произведений, доброе отношение к животным и растениям.
  • Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.
  • Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.
  • Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность к семье, к воспитателю.

Развиваем ценностное отношение к труду

   Задачи образовательной деятельности

  • Формировать представление об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидеть направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребностей людей.
  • Воспитывать уважение и благодарность  взрослым за их труд, заботу о детях;  
  • Вовлекать детей (в объеме возрастных возможностей) в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда – от постановки цели до получения результата труда; при поддержке взрослого развивать умение контролировать качество результатов своего труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто, убраны ли на место инструменты и материалы).
  • Способствовать дальнейшему развитию самостоятельности и уверенности в самообслуживании, желания включаться в повседневные трудовые дела в детском саду и семье.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Задачи образовательной деятельности

  • Обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
  • Продолжать знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях.
  • Формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

2.1.2.  «Образовательная область «Познавательное развитие»

Задачи образовательной деятельности

  • Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств.  
  • Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.
  • Обогащать представления о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира.
  • Проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в выполнении и достижении результата.
  • Обогащать социальные представления о людях – взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми.
  • Продолжать расширять представления детей о себе, детском саде и его ближайшем окружении.
  • Развивать элементарные представления о родном городе и стране.
  • Способствовать возникновению интереса к родному городу и стране.

2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи образовательной деятельности

  • Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.  
  • Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.  
  • Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
  • Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.
  • Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
  • Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного слово произношения.
  • Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.
  • Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.

2.1.4. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Изобразительное искусство

Задачи образовательной деятельности

  • Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, отклик на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, умения замечать красоту окружающих предметов и объектов природы;

  • Активизировать интерес к произведениям народного и профессионального искусства и формировать опыт восприятия произведений искусства различных видов и жанров, способствовать освоению некоторых средств выразительности изобразительного искусства.
  • Развивать художественное восприятие, умения последовательно внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира; соотносить увиденное с собственным опытом;

  • Формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы и явления в собственной деятельности.

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества

Задачи образовательной деятельности:

  • Активизировать интерес к разнообразной изобразительной деятельности;
  • Формировать умения и навыки изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности: развитие изобразительно-выразительных и технических умений, освоение изобразительных техник.
  • Поощрять желание и развивать умения воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания; поддерживать творческое начало в процессе восприятия прекрасного и собственной изобразительной деятельности.
  • Развивать сенсорные, эмоционально-эстетические, творческие и познавательные способности.

Художественная литература

Задачи образовательной деятельности

  • Расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные), литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах).  
  • Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
  • Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, не сложные мотивы их поступков, оценивать их с позиций этических норм, сочувствовать и сопереживать героям произведений, осознавать значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, общего настроения произведения или его фрагмента.  
  • Способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям), выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.  
  • Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации.

         

Музыка

Задачи образовательной деятельности

  • Воспитывать слушатель скую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки;
  • Развивать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки;
  • Развивать музыкальный слух - интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте.
  • Развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певческие навыки;
  • Способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах;
  • Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях;
  • Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

  1. Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи образовательной деятельности

  • Развивать умения уверенно и активно выполнять основные элементы техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений, соблюдать правила в подвижных играх и контролировать их выполнение, самостоятельно проводить подвижные игры и упражнения, ориентироваться в пространстве, воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнений, оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.
  • Целенаправленно развивать скоростно-силовые качества, координацию, общую выносливость, силу, гибкость.  
  • Формировать у детей потребность в двигательной активности, интерес к выполнению элементарных правил здорового образа жизни

      Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; вести себя за столом во время еды; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования).

  1. Взаимодействие педагога с семьей детей среднего дошкольного возраста

Взаимодействие педагогов с родителями детей пятого года жизни имеет свои особенности.  Воспитатель обращает внимание родителей на то, что ребенок переходит на новую ступень личностного развития - у него возникает потребность в познавательном общении с взрослыми. Он начинает проявлять интерес к своему прошлому, связывать события прошлой жизни («когда я был маленьким…») и настоящего. Основные «источники информации» о своем прошлом для ребенка - его родители, близкие.  В своем общении с родителями педагог укрепляет доверительные отношения, которые сложились у него с большинством семей в предыдущий год, и обращает внимание на изменения в развитии дошкольников, как их учитывать в своей воспитательной тактике, общении со своим ребенком.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

  • Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития.
  • Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность.
  • Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.
  • Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка к взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.
  • Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.  
  • Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, речевой, художественной деятельности.
  • Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.

Важно, чтобы во время совместных образовательных ситуаций и после них педагог поддерживал активность родителей, подчеркивал, что ему и детям без участия родителей не обойтись, обращал их внимание на то, как многому научились дети в совместной деятельности с родителями, как они гордятся своими близкими.

Таким образом, к концу периода среднего дошкольного детства педагог вовлекает родителей как активных участников в педагогический процесс, создает в группе коллектив единомышленников, ориентированных на совместную деятельность по развитию детей группы.

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

Индивидуальная работа

Ответственные

Сентябрь

Совместная подготовка к учебному году

«Режим дня», «задачи на новый учебный год», «меры профилактики заболеваемости в детском саду», «что должно быть в шкафчике», «наши именинники», «Объявления»

Нацелить, приобщить родителей к активной совместной работе в новом учебном году.

Беседы по подготовке детей к учебному году.

Воспитатели

Фоторепортаж «Воспоминания о лете»

Выставка, оформление

Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год

Помощь в оформлении, выборе информации

Родители, дети

Родительское собрание: «Возрастные особенности детей 4-5 лет»

Объявление, статьи: «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей», «Оздоровление детей в детском саду», «правила культурного, которые должны быть сформированы у дошкольников 4 лет»

Ознакомление родителей с планом на год, привлечение родителей к участию во всех мероприятиях, обмен мнениями о делах группы прошлого года и рекомендации родителей на этот год

Анкетирование

 «Пожелания на год»

Воспитатели, родители

Октябрь

Благотворительная ярмарка «Дары осени»

Объявление, приглашение, выставка-ярмарка урожая, тетрадь отзывов

Совместно приготовить осенний урожай для ярмарки, интересно оформить, используя стихи.

Помощь при оформлении, украшении и написании рекламы для урожая

Родители, воспитатели

Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр»

Картотека развивающих игр для родителей

Дать знания о математических развивающих играх

Ответы на вопросы родителей

Воспитатели

День добрых дел «Наши меньшие друзья!»

Статьи «Кормушки и как их сделать».

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду, сплочение детского и взрослого коллектива

Помощь при выборе кормушек, места их установки

Родители, воспитатели

Круглый стол «Воспитываем добротой»

Семейные фотографии «От улыбки хмурый день светлей»

Познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей

Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных случаев, проблем

Воспитатели, родители

 Ноябрь

«Презентация мяча!»

Объявление дня мяча

Статьи «История мяча»

Дать знания детям и родителям об играх с мячом; развивать ловкость

Советы по отработке игровых приемов с мячом

Воспитатели, родители

Спортивный праздник с родителями «Если хочешь быть здоров!»

Приглашение, литература об охране здоровья.

Статьи «Наши привычки-привычки наших детей»

Приобщать семьи к ЗОЖ, воспитывать в совместной игровой деятельности уважение к своему здоровью и интерес к физкультуре.

Предложения к участию в спортивных мероприятиях

Воспитатели

Фотовыставка «Портрет моей мамочки» ко Дню матери

Выпуск групповой газеты

Порадовать в день матери выставкой фотографий

Помощь пап в оформлении выставки

Воспитатели, папы

Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом-как организовать выходной день с ребенком»

Сбор фоторепортажей в информационную папку на тему: «Играем дома»

Поделиться опытом в воспитании детей, привлечь родителей к активной совместной деятельности в группе

Предложения по оформлению фоторепортажей, советы по использованию игр дома, на улице, разных видов деятельности

Воспитатели

Декабрь

Родительское собрание «Правовое воспитание»

Статьи «жестокое обращение с детьми: что это такое», «4 заповеди мудрого воспитателя»

Познакомить родителей с Декларацией прав ребенка, Всеобщей Декларацией прав человека

Анкетирование родителей «Семья глазами ребенка»

Воспитатели

Конкурс новогодних поделок

Объявление. Папка с советами по приготовлению новогодних поделок

Приобщить родителей к совместной деятельности, возможность проявить творчество, желание порадовать всех на празднике

Индивидуальные советы по участию в конкурсе

Воспитатели, родители

Совместный праздник «Здравствуй, Новый год!»

Как встречать новый год, что дарить в этом году

Развивать желание совместно проводить праздники, получать удовлетворение от развлечения

Приобщение к участию, подготовке к утреннику, разучиванию стихов

Воспитатели, дети

Снежные постройки и зимние игры на участке

Фотостатья: «Как и что можно построить для зимних игр!»

Развивать желание родителей и детей проводить совместно отдых, воспитывать интерес к совместному труду

Строительство зимних построек, индивидуальное и коллективное обыгрывание их

Воспитатели, родители

Январь

Марафон добрых дел

Возможный перечень добрых дел, календарь марафона

Приобщить родителей к трудовому воспитанию детей, развивать желание сделать как можно больше полезных дел для других

Ведение календаря добрых дел, разъяснение родителям важности всеобщего участия в марафоне для детей

Воспитатели, родители

Консультация «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста»

Статья «Чему учит сюжетно-ролевая игра».

Пополнение сюжетно-ролевых игр в группе пособиями

Познакомить родителей с разновидностью игр, познакомить с их значением в жизни ребенка

Рисунки «Кем я хотел стать»

Воспитатели

Консультация «Зачем ребенку кукольный театр»

Статья «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка - дошкольника

Приобщение семей к театру, развивать желание познакомиться с театральной деятельностью в детсаду

Изготовление театров из бумаги, обыгрывание сказки

Воспитатели, дети, родители

Тематическая выставка: «Рисуем вместе с папами»

Статьи «Растим будущего мужчину»

Приобщение пап к воспитанию детей и проведению совместной деятельности с ребенком дома

Советы по организации выставки с использованием разных материалов

Папы, дети

Февраль

Оформление фотовыставки: «Наши замечательные папы»

Оформление семейных газет, посвященных Дню Отечества

Развивать желание порадовать пап и поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями

Подбор стихов, рисунков, пожеланий, помощь в оформлении газет

Воспитатели, дети, родители

Масленица

Приглашение, «Проводы зимы», «Вкусные блины»

Приобщить родителей к празднованию русского традиционного праздника

Изготовление масленицы

Воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители, няня

Тематическая выставка поделок и рисунков: «Рисуем вместе с мамами»

Статья «Помогаем дома»

Приобщение мам к воспитанию и проведению совместной деятельности с ребенком дома, воспитывать желание проявить инициативу

Советы по организации выставки, использованию разных изоматериалов, техник

Мамы, дети, воспитатели

Март

Оформление фотовыставки: «Самые обаятельные и привлекательные!»

Оформление семейных газет «Мы – мамины помощники»

Развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями

Подбор стихов, рисунков, пожеланий, помощь в оформлении газет

Дети, воспитатели

Дружеская встреча «Моя мама – лучше всех!»

Приглашение, подарки

Провести веселый праздник с участием мам, порадовать их детскими песнями, танцами, играми

Заучивание стихов, сценок

Музыкальный руководитель воспитатели, дети

Итоговое общеродительское собрание: «Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей»

Статьи: «Диагностика», «Родительская помощь на следующий год»,

«Что должен знать и уметь ребенок средней группы на конец года», «Как организовать летний отдых детей»

Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовит родителей к началу следующего года, дать возможность обдумать и предложить новые виды деятельности на следующий год

Анкетирование, беседы по диагностике, консультации специалистов.

Список игр и литературы на следующий год.

Воспитатели, медсестра, специалисты

Май

Посещение памятников ко Дню Победы

Беседы, фотовыставки о войне

Привлечение родителей к участию в мероприятиях к Дню Победы

Работа с родителями

Воспитатели, родители, няня

День семьи – 15 мая

Статья «Отдых с семьей»

Привлекать к отдыху на природе, учить подбирать удачные места игр с детьми. Воспитывать дружеские отношения между детьми, родителями, воспитателями

Совместный отдых

Воспитатели, родители, няня

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями

Статья «Наши зеленые друзья»

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и  в благоустройстве участка

Подбор цветов, растений для участка

Воспитатели, родители

  1. Организационный раздел

Особенности организации образовательного процесса:

- образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в дошкольной образовательной организации;

- процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а также в игре, познавательно-исследовательской деятельности;

- содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей; - образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.

В работе используются следующие технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

- технология проектного обучения;

- личностно ориентированная технология;

- игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, педагогические системы В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина, Н. А. Зайцева, А.А. Окунева, Р. Г. Хазанкина, К. В. Маховой и др.

Расписание организованной образовательной деятельности

Дни недели

Средняя группа № 1

Понедельник

  1. Экология/чтение    

Художественной литературы  

9-00- 9-20

  1. Физ. культура (зал)            

9.35-9.55

Вторник

  1. Музыка          

9-00- 9-20

  1. Коммуникация

9-30- 9-50

Среда

  1. Познание (РЭМП)

9-00 -9-20;9.30-9.50

       2.  Кружковая работа 15.30-15.50

Четверг

  1. 20 музыка

9-00 - 9-20

      2.   рисование

            9.30-9.50; 10.00-10.

Пятница

     1.   Лепка/аппликация

           9.00-9.20

           9.30-9.50

План работы по организации и проведению традиционных событий и праздников, мероприятий

Образовательная тема

Сроки реализации

Итоговое мероприятие

                                                                                                                   Сентябрь

1. Впечатления о лете

с 1.09.14 по 5.09.14

Фотовыставка «Как я провел лето»

2. Детский сад

с 8.09.14 по 12.09.14

НОД «День рождения ребенка»

3. Красота природного мира

с 15.09.14 по 19.09.14

 НОД «В гостях у осени»

4. Моя малая родина

с 22.09.14 по 26.09.14

НОД  «Пусть будет наш город красивым и чистым»

5. Мама, папа, я – спортивная семья

с 29.09.14 по 3.10.14

Семейное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья»

                                                                                                 Октябрь

1. Краски осени

с 6.10.14 по 10.10.14

НОД «Краски осени»

2. Моя семья

с 13.10.14 по17.10.14

НОД «Мои самые родные и близкие»

3. Разноцветный предметный мир вокруг нас

с 20.10.14 по 24.10.14

НОД «У осени свои краски»

4. Придумай и расскажи

с 27.10.14 по31.10.14

НОД «Что ты знаешь о себе»

                                                                                                 Ноябрь

1.Наши друзья – животные

с 3.11.14 по 7.11.14

НОД «В гости к лесным друзьям»

2. Взрослые и дети

с 10.11.14 по 14.11.14

НОД «Родители и я – крепкая семья»

3. Поздняя осень

с 17.11.14 по24.11.14

НОД «Корзинка с овощами и фруктами»

4. Наши добрые дела (дружба, помощь, внимание)

с 24.11.14 по28.11.14

Семейное развлечение «Мамин день»

                                                                       Декабрь «Новогодний карнавал»

1. Мир сказок

с 1.12.14 по 5.12.14

НОД «Путешествие к Бабе Яге»

2.Что зима нам подарила

с 8.12.14 по 12.12.14

НОД  «Что зима подарила»

3. Новогодние игрушки

с 15.12.14 по19.12.14

Фотовыставка поделок «Новогодние чудеса»

4. Новогодний праздник

с 22.12.14 по 31.12.14

Праздник «Новый год в сказочном лесу»

                                                                         Январь «Мир зимы»

1. Зимовье зверей

с 12.01.15 по16.01.15

Проведение конкурса кормушек «Птичья столовая»

2. Зимние забавы

с 19.01.15 по 23.01.15

Спортивный праздник «Мы очень любим играть зимой»

3. Зимние страны

с 26.01.15 по 30.01.15

НОД «Путешествие на крайний север»

                                                                     Февраль «Семья и дом»

1. Я и моя семья

с 2.02.15 по 6.02.15

НОД «Моя семья»

2. Мой дом.

с 9.02.15 по 13.02.15

НОД «Мой дом»

3. Мой город. Моя Родина.

с 16.02.15 по 20.02.15

Выставка фотографий о городе Богучаре

4. День защитников Отечества

с 23.01.15 по 27.02.15

Семейный праздник.

                                                                        Март «Весна идет»

1. Семейный праздник мам и бабушек

с 2.03.15 по 6.03.15

Праздник «Волшебный колокольчик»

2. Изменения в природе

с 9.03.15 по 13.03.15

НОД «Весна пришла»

3. Человек и весна

с 16.03.15 по 20.03.05

Выставка рисунков «Весна идет»

с 23.03.05 по 27.03.15

5. Дорожная грамота

с 30.03.15 по 3.04.15

Выставка рисунков «Дорожная грамота»

                                                                                Апрель «Человек на планете Земля»

1. Моя Родина. Народные культура и традиции

с 6.04.15 по 10.04.15

НОД «В гости к русским мастерам»

2. Земля – наш общий дом. Космос.

с 13.04.15 по 17.04.15

Выставка поделок «Космическое путешествие»

3.Водный мир планеты Земля

с 20.04.15 по 24.04.15

Выставка поделок «Руками мастеров»

4. Труд взрослых. Профессии

с 27.04.15 по 1.04.15

НОД «Все профессии важны»

                                                                                  Май «Здравствуй, лето!»

1. День победы

с 4.05.15 по 8.05.15

Выставка книг, рисунков, поделок «70 лет Победе»

3. Птицы весной

с 12.05.15 по 15.05.15

НОД «Наши пернатые друзья весной»

4. Животные жарких стран

с 25.05.15 по 29.05.15

Выставка рисунков

Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга

Мониторинг проводится два раза в год. В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню – зона базовых образовательных потребностей, низкому и низшему – зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации. Составляется карта индивидуального развития на каждого ребенка.

В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей, достижении планируемых результатов освоения программы.

Дополнительное образование. Кружковая работа.

В группе работает кружок по изучению правил дорожного движения «Юные пешеходы». Проводится 1 раз в неделю (среда, 15.30), продолжительностью не более 20 минут.

Формы работы в различных видах деятельности

Виды деятельности

Формы работы

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Совместные действия

Дежурство

Поручение

Задание

Реализация проектов

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение

Обсуждение

Разучивание

Познавательно - исследовательская

Наблюдение

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Исследование предметов окружающего мира и экспериментирование с ними

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проектов

Игры с правилами

Виды деятельности

Формы работы

Конструирование из различных материалов (конструктора, бумаги, модулей, природного или иного материала)

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проектов

Изобразительная

(рисование, лепка, аппликация)

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проектов

Музыкальная

Слушание (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений)

Исполнение (пение и игра на муз. инструментах)

Импровизация

Экспериментирование

Подвижные игры (с муз. сопровождением)

Музыкально – дидактическая игра

Музыкально – ритмические движения

Примерный режим дня в детском саду в средней группе.

Холодный период года (сентябрь-май)

Режимные моменты

Время

Утренний приём, игры, утренняя гимнастика,

индивидуальное общение воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность

7.00-8.20

Завтрак

8.20-8.50

Самостоятельные игры

8.50-9.05

Непосредственно образовательная деятельность (образовательные ситуации на игровой основе)

9.05-9.55

Подготовка к прогулке, прогулка

9.55-12.10

Подготовка к обеду, обед

12.10-12.50

Закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика перед сном

12.40-13.00

Подготовка ко сну, сон

13.00-15.00

Постепенный подъём, пробуждающая гимнастика после сна воздушные, водные процедуры

15.00-15.30.

Подготовка к полднику, полдник

15.30-16.00

Игры, досуги, общение по интересам, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности

16.00 – 17.00

Подготовка к прогулке, прогулка

17.10.- 18.20

Уход домой

до 19.00

Теплый период года (июнь-август)

Режимные моменты

Время

Утренний приём, игры, утренняя гимнастика,

индивидуальное общение воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность  

7.00-8.20  

Завтрак  

8.20-8.50  

Самостоятельные игры  

8.50-9.15

Подготовка к прогулке, прогулка, образовательная деятельность на прогулке  

9.15-12.10

Подготовка к обеду, обед

12.10-12.50

Закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика перед сном

12.40-13.00

Подготовка ко сну, сон  

13.00-15.00

Постепенный подъём, пробуждающая гимнастика после сна воздушные, водные процедуры

15.00-15.30.

Подготовка к полднику, полдник

15.30-16.00

Игры, досуги, общение по интересам, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности

16.00 – 17.00

Подготовка к прогулке, прогулка

17.10.- 18.20

Уход домой

до 19.00

План организации воспитательно – образовательного процесса в группе

Виды деятельности и формы работы

Образовательные области

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное

развитие

Речевое

развитие

Художественно

эстетическое

развитие

Физическое развитие

1

2

3

4

5

6

Средняя группа

Совместная образовательная деятельность детей и взрослых

2 раза в неделю

2 раза в неделю

1 раза в неделю

3 раза в неделю

3 раза в неделю

Сюжетно – ролевые игры

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Театрализованная деятельность

Ежедневно

Ежедневно

Дидактические игры

Ежедневно

Ежедневно

2 раза в неделю

Подвижные игры

Ежедневно

2 раза в неделю

Ежедневно

Целевые прогулки

1 раза в неделю

Наблюдения

Ежедневно

Ежедневно

Познавательно – исследовательская деятельность

Ежедневно

1 раза в неделю

Чтение, рассказывание

Ежедневно

Ежедневно

Рассматривание иллюстраций

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Работа со стихотворениями

1 раза в неделю

1 раза в неделю

Коммуникативная деятельность

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Художественная деятельность

2 раза в неделю

Продуктивная деятельность

1 раза в неделю

1 раза в неделю + занятия по интересам

Музыкальная деятельность

Ежедневно

2 раза в неделю

Двигательная деятельность

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Трудовая деятельность

Ежедневно

3.2 Организация развивающей предметно – пространственной среды

Построение предметно – развивающей среды позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и поддержкой взрослого.

Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В свободной деятельности детей, в условиях созданной предметно – развивающей образовательной среды, обеспечивается выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

В реальном образовательном процессе реализация образовательных областей (содержания образования) обеспечивается организацией центров активности, в создании которых максимально учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляются возможности ребенку продвигаться в своем развитии.

В игровой комнате размещены «Центры активности»:

- «Игровой центр»,

- «Литературный центр»,

- «Спортивный центр»,

- «Центр речевого развития»,

- Центр познавательного развития»,

- «Уголок природы»,

- Музыкальный уголок»,

- «Центр художественно-эстетического развития»,

- « Информационный уголок для родителей».

3.3. Методическое обеспечение программы

Литература.

1. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. –  СПб.:  ООО  « Изд –во «Детство – Пресс», 2011

2. Дошкольник 4-5 лет в д/с. Как работать по программе «Детство»: учебно – методическое пособие. / Т.И. Бабаева и др.  – Спб.: «Детство – Пресс»,2007.

3. Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство» Средняя группа /  авт. – сост. Н. Н.  Гладышева, Ю. Б.  Сержантова. – Волгоград : Учитель, 2013

4.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в д/с: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: Карапуз  –Дидактика, 2009.

5.Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе «Детство»: планирование, конспекты. Средняя группа / авт. – сост. Н. Н. Леонова. - Волгоград : Учитель, 2014

6.Хрестоматия для дошкольников 4-5.  Пособие для воспитателей д/с и родителей. / сост. Н. П. Ильчук и др. – 1-е издание. М., Аст, 1999.

7. З.В. Лиштван «Конструирование». - М.: «Просвещение», 1991. - 176с.

8. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду». Методическое пособие. -М .: Мозаика - Синтез. 2011. - 46с.

9. Коротовских  Л..Н.  Планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. –  СПб.: ООО «Издательство «Детство –  Пресс». 2011.

10.  Конспекты интегрированных занятий в средней группе д/с «Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей в ДОУ // Авт. – сост. Аджи А.В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008

11. Ушакова О. С., Гавриш Н.В. «Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Конспекты «Занятия по развитию речи у детей 3-5 лет». - М.: «Сфера», 2010.

12. Ушакова О. С.«Занятия по развитию речи у детей 3-5 лет». - М.: «Сфера», 2009. - 198с.

13.  Т. С. Комарова «Занятия  по изобразительной деятельности  в детском саду». - М.: «Просвещение», 1991. - 176с.

14.  О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром». - М.: «Мозаика - синтез», 2009. - 60с.

15.  Т.Е.Харченко «Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3-5 лет», Мозаика –  синтез, м., 2008

16.  Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт. – сост. Н.В.        Коломоец. – Волгоград : Учитель, 2013

17.  Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа / авт. – сост. Т. Г. Кобзева. И. А. Холодова, Г. С. Александрова.  – Изд. – во 2-е – Волгоград:  Учитель, 2013.

18. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии / авт. – сост. Г. Д. Беляевский и др. – Волгоград: Учитель, 2013.

19. Организация опытно – экспериментальной  деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.- сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова, Изд.- во 2-е – Волгоград: Учитель, 2013

20.  Воронкевич О.А. – «Добро пожаловать в экологию!»  Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «Детство – Пресс», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя средней группы по программе "Детство" в соотвествии с ФГТ на 2012-2013 образовательный период

Программа воспитателя средней группы соответствующая ФГТ на 2012/2013 образовательный период. Комплексная программа "Детство"...

Рабочая программа по средней группе по примерной общеобразовательной программе Н.Е.Вераксы " От рождения до школы" возраст 3-4 года

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Светлячок» г. Советский»Согласовано:Зам.заведующегоМАДОУ д/с «Светлячок»___________________ Рослякова Л.В.01сентября ...

Рабочая программа для средней группы по программе "Мир открытий"

Рабочая программа воспитателя ДОУ по образовательной  программе "Мир открытий"...

Рабочая программа для средней группы по программе"От рождения до школы"

Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 ...

Рабочая программа для средней группы группы учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа спроектирована с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (...

Рабочая программа воспитателя средней группы на основе Программы "От рождения до школы" под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом ФГОС

Рабочая программа, разработана на основе основной образовательной программы дошкольного  образования МБДОУ детский сад №13 "Синяя птица" городского округа Люберцы, в соответствии с:...

Рабочая программа для средней группы по программе "Мир открытий"

Данная рабочая программа разработана для детей средней группе на основе примерной общеобразовательной программы "Мир открытий" автор Л.Г. Петерсон и др....