Взаимодействие детского сада и семьи в условиях перехода на ФГОС ( из опыта работы)
статья на тему

Полулях Светлана Васильевна

в данной статье описаны методы и формы работы с родителями в условиях перехода на ФГОС в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и семьи в условиях перехода на ФГОС.

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ воспитателя МДОУ детский сад общеразвивающего вида «Елочка» Полулях Светланы Васильевны)

        В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем  экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую.  Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов.    И мы, педагоги, знаем – всё из семьи, главные воспитатели  детей - это родители!                                    

   Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется  к 7 годам, в детском саду. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей.  Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой.  Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители  на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.

  • Как заинтересовать родителей в совместной работе?
  • Как сделать их участниками воспитательного процесса?

  Ведь положительный результат, может  быть,  достигнут только в рамках единого образовательного  пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.    

Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Задача педагога заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы  и требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество детского сада с семьёй, а  ФГОС является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей.

Я, как и, наверное, большинство педагогов задумывалась о том, как привлечь родителей к участию в совместном воспитательном процессе. Как сделать их полноправными участниками всех событий, происходящих в группе, а не сторонними наблюдателями. Перечитала кучу различной литературы по работе с родителями, хорошим помощником оказался Интернет, где я знакомилась с опытом других педагогов, ощутимую помощь оказали курсы переподготовки.

Наступил сентябрь, и на первом родительском собрании я познакомила родителей с планом своей работы. Рассказала им о тематических неделях и познакомила с методом проектов.

Как говорится в известной поговорке «первый блин вышел комом». Сначала принимали участие только активные родители, которые, как известно, есть в каждой группе. Все что делали родители совместно со своими детьми, обязательно выставлялось на всеобщее обозрение в приемной, на родительском стенде вывешивались благодарности активным родителям.

Постепенно участие в тематических неделях стало принимать большинство родителей.  Особенно удачными были проекты «Перелетные птицы»,  «Разноцветная неделя», «Богатыри земли Русской», «Животные севера и юга», «Театральная весна», «Мы строим дом», «Я помню, я горжусь».

В какой момент я поняла, что родителям это интересно? Когда утром, приводя детей в группу, мамы и даже папы стали подходить к уголку родителей. И все чаще стали звучать вопросы: А какая следующая неделя? И вслед за активистами в творческий процесс стали вовлекаться даже те, кто до этого был равнодушен, не оставались в стороне даже дедушки с бабушками. Реализуя тот или иной творческий проект, родители  оказали мне помощь в насыщении предметно - развивающей среды группы. Они приносили в группу книги, игрушки, журналы, различный бросовый материал. Составляли презентации, делали тематические альбомы, помогали делать снежные поделки, пополняли атрибутами театральный уголок, принимали участие в подготовке праздников.  На утреннике, посвященном юбилею,  детского сада исполняли главные роли.

Но главными активистами по-прежнему были  мамы. А мне хотелось, чтобы и папы не оставались в стороне. И в феврале я пригласила на собрание только пап. Этим собранием завершались две недели под названием «Мой папа защитник Отечества». Итогом собрания было решение пап поехать всей группой в лес покататься с горок. Выходной день прошел замечательно и еще больше сплотил родителей и детей.

Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как   ремонт группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества. Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится. На сегодняшний день можно сказать, что у меня начинает складываться определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Следующим большим коллективным делом  стал проект «Летняя площадка». В июне мы с родителями  обустраивали участок нашей группы, папы сделали новую песочницу, а также малые игровые формы «велосипед», «жираф», «зебра», поставили лестницу и турник.

В заключение хочется сказать, я  убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.  Я  не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю  искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас  одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе (из опыта работы)

В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной. От того, каковы семейные традиции, какое место занимает в ней ребенок - будущий школьник, какова по от...

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)

В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...

Инновационные формы взаимодействия детского сада и семьи как условие создания единого образовательного пространства (опыт работы)

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Изменения направлены прежде всего, на улучше...

«Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО» (из опыта работы)

laquo;Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»(из опыта работы) Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым ...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...