Главные вкладки

    Самообразование воспитателя по теме "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику "Квиллинг"
    материал на тему

    Журбина Елена Николаевна

    Планирование целей и задач, мероприятий и предполагаемых результатов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon samoobrazovanie_na_2014-2015uch.god_.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      Самообразование на 2014-2015 учебный год

    воспитателя МКДОУ «Краснянский детский сад» Журбиной Е. Н.

                                        по теме:

     «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику «Квиллинг»

    «Руки учат голову, затем поумневшая голова
    учит руки, а умелые руки снова способствуют
    развитию мозга»
    И.П. Павлов

             Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

    Учитывая важность этой проблемы, целесообразно вести работу в этом направлении. Для этого в работе  я использую – пальчиковые игры, игры с мелким конструктором, рисование по трафаретам, штриховки разной сложности, лепку, различные виды аппликации, графические диктанты, оригами.

               Одним из нетрадиционых способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. На мой взгляд, эта техника удивительна, она увлекает и завораживает, напоминает «тонкую кружевную паутинку». Через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр.

             Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

          Целью своей работы ставлю: исследовать влияние техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.

          Исходя из цели, ставлю следующие задачи:
    - проследить положительное влияние использования техники квиллинг на развитие мелкой моторики, координацию движений рук;
    - познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом, научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции;
    - воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.

    Чтобы обучение у детей происходило эффективно необходимо соблюдать условия:

    • Поэтапность и систематичность;
    • Привлечение родителей

     Работу с детьми по обучению квиллингу лучше, начинать со старшей группы.

    1 этап. Знакомство с инструментами и бумагой для квиллинга.

             Инструментом для скручивания бумаги является – зубочистка. В дальнейшем, при условии заинтересованности родителей, можно приобрести специальный инструмент для квиллинга. Инструментом также являются: пинцет (для приклеивания мелких деталей), клей, ножницы.

    Бумага для квиллинга – это бумажные ленты шириной от 3 до 7мм. Её можно приобрести в готовом виде, а можно и нарезать самим. Нарезание бумаги может быть и подготовительным заданием к занятию квиллингом. Например, во вторую половину дети нарезают бумагу, а на следующий день в первую половину дня, происходит непосредственно совместная деятельность – квиллинг.

    2 этап. Знакомство и выполнение основных форм в технике квиллинг.

               Основой для выполнения почти всех форм является – разреженный круг. Чтобы его выполнить, необходимо: кончик бумажной ленты вставить в специальную прорезь на деревянной зубочистке или инструменте, придерживая большим и указательным пальцем, накрутить бумагу, осторожно снять с инструмента и положить на ровную поверхность, получившийся круг немного раскрутится, у этого круга заклеиваем кончик.

    Получив разреженный круг, придаём ему нужную форму – треугольник, «листик», овал, квадрат, «капелька» и другие.

            В начале знакомства с выполнением форм, не стоит показывать детям технику выполнения сразу несколько форм. Сначала научите выполнять разреженный круг и плотный круг, а результатом такого занятия станет коллективная работа, например на тему «Гроздь винограда», «Снеговик», «Ледяная горка» или любой другой предмет, который можно составить из кружков.

             Освоив основную форму, можно научить выполнять ещё одну форму, например, «капелька» - разреженный круг прищипываем с одной стороны большим и указательным пальцами. Изготовив несколько «капелек», дети могут составить цветок, приклеив его на коллективную полянку или свою индивидуальную открытку.

             Научившись выполнять несколько форм, дети уже могут изготавливать поделки по образцу. Образцов должно быть несколько, чтобы ребёнок мог выбрать, какую композицию он будет составлять. Например, изготавливая открытку ко дню матери, ребёнок сам выберет какие цветы он будет выполнять на этой открытке, сам посчитает, сколько  нужно полосок бумаги и какого цвета.

             Работа по обучению технике квиллинг, может проходить, как самостоятельная деятельность, а затем можно внедрять элементы квиллинга в разные виды деятельности. Например, в математические игры: изготовим столько-то кружочков, к ним прибавим столько-то квадратов, а ответ изготовим в треугольниках. Родители очень довольны такими занятиями, т.к. дети учатся задачки составлять, моторику развивают. Или, например, предлагаем ребятам завтра поиграть в сюжетно-ролевую игру «День рождения», а угощение изготовить сегодня: торты, сочни и булочки из картона украсить цветочками и листочками, выполненными в технике квилинг.  

    Материал: для занятий с детьми используются полоски из цветной двухсторонней тонированной бумаги, полоски из гофрокартона, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейку, кисточки для клея, салфетки, клеенку, тонкая пластиковая палочка с расщелиной на конце.

                                        Ожидаемые результаты:

    – научатся различным приемам работы с бумагой;

    – будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

    – научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

    – будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

    – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

    – познакомятся с искусством бумагокручения;

    – овладеют навыками культуры труда;

    улучшат свои коммуникативные способности.

                                 Работа с педагогами

             Для педагогов были предложены консультации: «Квиллинг – нет ничего не возможного», «Квиллинг или бумажная филигрань», «Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у старших дошкольников»

                                 Работа с родителями

             Закреплять умения и навыки по квиллингу дети могут и в домашних условиях, для этого нужно заинтересовать родителей. Для родителей можно организовать «творческую мастерскую» и показать основы квиллинга. И если у ребёнка дома возникнут трудности при выполнении деталей квиллинга, родители смогут ему помочь. Смогут помочь и при выполнении поделок для выставок в детском саду.

    Консультация для родителей по теме: «Волшебный мир квиллинга», «Квиллинг не так уж и сложно - работаем с детьми дома»,  «Квиллинг интересная работа, развивающая мелкую моторику»

        Отчёт по самообразованию

    воспитателя МКДОУ «Краснянский детский сад» Журбиной Е. Н.

                                         по теме:

    «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику «Квиллинг»

         Квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

    Техника бумагокручения сначала вызывала трудность у детей, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе освоения действий и операций, эти проблемы стали решаться. Во время занятия бумагокручением  мною проводились пальчиковые гимнастики для эмоциональной и физической разрядки.

           В начале года проводились занятия по ознакомлению детей с техникой изготовления простых деталей.  Я  знакомила детей, видами кручения бумажных полос,  созданием  различных форм деталей,  необходимых для поделки, показывала способы соединения деталей,  при помощи клея, прикладыванием или наложением одной на другую, учила выполнять действия аккуратно и осторожно.

    На последующих занятиях  давала детям более сложный материал,  вырабатывая у них следующие технические навыки:

    нарезать бахрому;

    • скручивать и распускать рулончики до определенного размера;

    • склеивать детали;

    • придавать заданную форму деталям;

    • приклеивать на фон и создавать композицию.

    В начале года, работая с бумажными полосками,  в ходе создания работы в технике квиллинг у детей, не всегда правильно получались детали заданной формы,  что являлось  следствием недостаточной координации движений пальцев рук;

    -  элементы композиции получались  разного размера,  что определялось  недостаточным развитием глазомера;

    -  работа, не держала  определенную  форму  или теряла  ее, из - за неправильной дозировки клея.

     Уже к середине учебного года,  дети овладели всеми базовыми навыками,  что позволило сосредоточиться на творчестве,  заключающемся в самостоятельном задумывании и воплощении замысла художественной композиции самими детьми.

      В результате освоения данной техники рука моих воспитанников приобрела уверенность, гибкость, точность, развился глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения. У воспитанников сформировались первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умение работать осознанно и целенаправленно.

            Таким образом, техника квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребёнка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

    План работы по теме самообразования«Развитие мелкой моторики у детей дошкольноговозраста через нетрадиционные техники рисования»....

    План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

    Данный материал по самообразованию будет полезен воспитателям ДОУ, руководителям дополнительного образования - кружок. Здесь представлен перспективный план работы с детьми второй младшей группы по нет...

    Самообразование по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

    «… Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать.На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)1.Актуальность. «Истоки способностей и дарования...

    План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику художественно-эстетического воспитания"

    Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позоляет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиионное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает ...

    Самообразование воспитателя на 2019-2020 уч.год. Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительного искусства.

    Самообразование воспитателя группы «В» компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР Кузнецовой Натальи Владимировны на 2019-2020 уч.год. Тема: Развитие мелкой моторики...

    План самообразования Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

    laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...