Диагностика сформированности у старших дошкольников нравственных чувств, представлений, навыков поведения.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Материал включает. Диагностика чувств сострадания и сорадования., направленная на выяснение приоритетов, представлений и суждений о дружбе и дружеских взаимоотношений, на проявление альтруизма, выявление представлений о послушаниивзрослым и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика сформированности у старших дошкольников нравственных чувств, представлений, навыков поведения.

(консультация для родителей и воспитателей ДОУ)

                                                                                Белова Людмила Викторовна,

воспитатель детей дошкольного возраста  ГБДОУ №120,

                                                                                г. Санкт- Петербург.

Серия 1 – Диагностика чувств сострадания и сорадования.

Диагностика чувства сострадания.

Предложить детям ответить на вопросы:

  • Если ты увидел, что твой друг (подруга) плачет, что ты будешь делать?
  • Твой друг (подруга) очень расстроился, у него не получился на занятии рисунок, что ты ему скажешь?

Вопросы задаются в личной беседе или в подгрупповой игре (2 чел.- 2 ребенка+1 педагог) по технологии «Здравствуйте» (Т.А Берсенев).

Предложить детям картинку, на которой изображены 2 персонажа:

  • Мама лежит на кровати с грустным лицом, а рядом стоит сын (дочь).

На картинке надпись, которую дети могут прочитать сами или им читает педагог: «У меня высокая температура и очень болит голова».

Инструкция: педагог обращается к ребенку: «Представь, что слова, которые говорит заболевшая мама, обращены к тебе. Чем ты можешь помочь ей? Какие слова сказать?»

Диагностика чувства сорадования.

Задать вопрос в личной беседе или в игре по технологии «Здравствуйте»

  •  Если твой друг выиграет у тебя игру «Кто быстрее?» и раньше тебя будет на финише, что ты ему скажешь?

Предложить детям поиграть в игру «Кто быстрее выдернет скакалочку?».

Описание игры: Ставятся 2 стула на расстоянии, под ними протянута скакалка. Из группы детей выбираются 2 ребенка. Дети под музыкальную запись бегают вокруг стульев; когда музыка заканчивается, дети должны сесть и выдернуть скакалку; кто выдернет скакалку, будет победителем и получит символический приз: дети аплодируют победителю. Педагог должен создать ситуацию, когда один и тот же ребенок оказывается победителем 2-3 раза. После  каждой игры педагог наблюдает за поведенческой реакцией остальных детей.

Детям предлагались картинки, на которых изображены 2 персонажа.

Инструкция: вопрос педагога: « Представь, что слова, которые говорит девочка (мальчик), обращены к тебе, что ты ей (ему) скажешь?». На картинке изображена девочка (мальчик), которая держит в руках альбом; улыбаясь, она говорит: «Посмотри, как на этот раз я красиво нарисовала лес. Воспитательница сказала, что мой рисунок ей очень понравился».

Серия 2 – Диагностика, направленная на выяснение приоритетов детей в выборе игрушки.

Предложить детям нарисовать свою любимую игрушку, затем объяснить, почему они ее любят.

Предложить поиграть в игру «Добрые игрушки». Для этого детям дается лист бумаги, на котором нарисованы игрушки: кукла барби, монстр, пушистый зайчик, клоун, кораблик, самолет - трансформер, кукла-пупс.

Инструкция: зачеркни те игрушки, которые ты считаешь злыми.

Серия 3 – Диагностика представлений и суждений детей о дружбе, дружеских взаимоотношениях.

Детям в личной беседе задаются вопросы:

  •  С кем ты дружишь? Почему?
  • Что значит быть верным другом?

Раздать детям специально подобранные картинки с изображениями детей, которые читают, играют, работают, помогают упавшей старушке, ссорятся, ухаживают за больным, ломают дерево, выручают другого ребенка, бросают камни в птиц. Затем задать вопросы:

  • С кем из этих детей ты хотел бы дружить? Почему?
  • Если твой друг (подруга) тебя нечаянно задел, а потом попросил прощения, как ты поступишь? Почему?
  • Если твой близкий друг, не поделив с тобой игрушки, очень сильно тебя ударит, простишь ли ты его?
  • Если твоего друга (подругу) наказали, а тебе так хочется с ним поиграть, как ты поступишь?
  • Твой близкий друг доверил тебе свой секрет, кому ты его расскажешь?

Серия 4 –Диагностика проявления альтруизма.

Задать детям в личной беседе следующие вопросы:

  •  Если бы у тебя был большой волшебный апельсин, с кем бы ты поделился?
  •  Если бы у тебя была  волшебная палочка, какие бы желания ты загадал для мамы, папы?

 После работы в фольклорной студии детям предложить не забирать своих рождественских ангелочков домой, а украсить ими зал, чтобы гости могли полюбоваться ими.

Предложить  детям нарисовать свои «добрые дела».

Серия 5 – Выявить представления детей о послушании взрослым, определить мотивы послушания.

В личной беседе задать вопрос:

  • «Как ты поступишь, если мама купила твое любимое мороженое, положила его в холодильник и сказала, что съесть его можно только после обеда, затем она ушла в другую комнату заниматься домашними делами, а ты остался один?»

Предложить нарисовать сюжетный рисунок: «Непослушный мальчик».

Спросить: «Почему в сказке Иванушка превратился в козленочка?»

Обсудить с детьми ситуацию, когда ребенком не выполнена просьба или требование воспитателя, и из-за этого произошел неприятный (опасный) случай. Почему это произошло?

Предложить нарисовать детям то, чем они любят заниматься, когда остаются одни.

Серия 6 – Выявить представления детей о нравственных качествах, поступках людей. Выявить личностные нравственные качества детей.

Предложить поиграть детям в игру «Кулачок – ладошка».

 Игра проводится с двумя детьми, которые сидят спиной друг к другу. Инструкция: детям поставлена задача:

«Если вы услышите доброе слово, то покажете ладошку, если злое – кулачок». Слова для игры: дразнить, угощать,  разрушать, ругать, пугать, утешать, защищать, строить, верить, любить, охранять, думать , лечить, хитрить , запугать, спасать, верить, отдавать, показать, завидовать, мириться, украсть, простить.

Попросить детей назвать слова – «неприятели».

  • Говорить-…(молчать).
  • Лениться-…(трудиться).
  • Печаль-…(радость).
  • Добрый-…(злой).
  • Война-…(мир).
  • Друг-…(враг).
  • Крик-…(шепот).
  • Больной-…(здоровый)

Спросить в личной беседе:

  • Твой друг принес в группу новую игрушку, и многим детям очень хочется с ней поиграть. Они просили у него эту игрушку, но он  не давал да?»

(Выяснить представления детей о жадности – причине многих детских конфликтов.)

Спросить в личной беседе:

  • Кто такой ябеда?
  • Ты когда-нибудь обманывал?
  • Ты брал чужие игрушки без спроса?
  • Если у детского сада ты нашел игрушку, о которой мечтал, что ты сделаешь?
  • Почему лису называют хитрой?
  • В каких сказках есть ленивые герои?
  • Как ты думаешь, за что был наказан колобок?
  • В каких сказках герои обманывают родителей?
  • Что бы хотел спросить у волшебного зеркала?

Серия 7 – Выявить элементарные представления детей о стране, в которой живут.

В личной беседе спросить:

  • Как называется наша страна?
  • Почему так называется наш город?
  • Какие праздники, которые отмечают все жители нашей страны, ты знаешь?
  • Кто родился в праздник «Рождества»?
  • Нарисуй флаг нашей страны.
  • Выбери среди 3-х разных народных костюмов русский костюм.