«Создание развивающей среды в группе с учетом гендерного построения»
материал (средняя группа) на тему

Лаврова Светлана Николаевна

«Создание развивающей среды в группе с учетом гендерного  построения»В возрасте 4 лет вначале у девочек, а несколько позже у мальчиков встречается явление называемое «детским романтизмом»- склонность к романтическому обожанию, и настоящей влюбленности.В поведении девочек появляется кокетство- излюбленным занятием становится рассматривание себя в зеркале.

Девочки охотнее берут «в дочки» куклу с красивой и разнообразной одеждой.  Мальчики больше склонны играть в подвижные игры. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтения большим компаниям.

У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                     Доклад на тему:

«Создание развивающей среды в группе с учетом гендерного  построения» 

                                                         Воспитатель дошкольной группы «Непоседы»

                                                         Гора –Подольская СОШ  

                                                        Лаврова Светлана Николаевна

                                                               2015г.

       На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род, который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

СЛАЙД2. Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек , чтобы его определяли как женщину или мужчину .

Основная цель процесса гендерного воспитания состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Воспитание детей с учетом полоролевых особенностей задача сложная, но посильная.

Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.

СЛАЙД3. Актуальность гендерного воспитания
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик .

Все это приводит к тому, чтобы организовать воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом.

СЛАЙД4. В возрасте 4 лет вначале у девочек, а несколько позже у мальчиков встречается явление называемое «детским романтизмом»- склонность к романтическому обожанию, и настоящей влюбленности.

СЛАЙД5. В поведении девочек появляется кокетство- излюбленным занятием становится рассматривание себя в зеркале.

Девочки охотнее берут «в дочки» куклу с красивой и разнообразной одеждой.  

СЛАЙД6. Мальчики больше склонны играть в подвижные игры. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтения большим компаниям.

У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.

СЛАЙД7. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации (А какое у нас следующее занятие?), а девочки для установления контакта со взрослыми (А вы к нам еще прийдете?).

Мальчики нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах.

Девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики раскачиваются долго.

СЛАЙД8. Девочки все прекрасно воспринимают и во второй, и в пятый раз. Мальчику меньше подходит прием «повторения и закрепления» материала. Его мозг не воспринимает повторов и автоматически «выключается».

Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата.

СЛАЙД9. Три направления работы в ДОУ по осуществлению гендерного воспитания:

1.Учет полоролевой принадлежности при осуществлении непосредственно

образовательной  деятельности.

2. Организация предметно-развивающей среды.

3.Работа с родителями.

СЛАЙД10 1.Образовательный процесс.

Модель педагогического процесса осуществляет дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. При осуществлении совместной деятельности мною учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам- ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговаривают инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщают лишь принцип их выполнения. Цели образовательной деятельности формулируются с учетом половой принадлежности детей .

  • (на физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений;

СЛАЙД11.

на музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола детей; на занятиях по математике используется разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики - о машинках и т.д.)

СЛАЙД12.2.Организация предметно-
развивающей среды.

Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.

На дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками женского, мужского туалета.

Уголок ряженья располагает как нарядами для девочек, так и костюмами для мальчиков разных мужских профессий и т.д.

• Режимные моменты: утренняя гимнастика,

одевание: мальчики одеваются медленнее, поэтому они одеваются

первые, а потом помогают девочкам.

дежурство: девочки раздают вилки, а мальчики ложки.

СЛАЙД13. Конспект непосредственной образовательной деятельности «Социализация» в  группе на тему:      "Мальчики и девочки«

Программное содержание:

1. Расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку.

2. Формировать представления о социальных функциях мужчин и женщин, воспитывать стремление подражать положительным качествам мужественного или женственного поведения.

3. Продолжать формирование представлений о родственных связях, понимания роли мужчины и женщины в семье. Учить детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра.

4. Развивать классификационные умения, умение сравнивать и различать индивидуальные особенности других детей.

5. Воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов, адекватную полу модель поведения.

6. Воспитывать доброжелательное отношение между мальчиками и девочками, учить быть внимательными друг к другу.

7. Воспитывать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола.

СЛАЙД14.Проводим беседы: с мальчиками «Мальчики – защитники слабых»;

.беседа с девочками: «Девочки – маленькие хранительницы и утешительницы»;

.рассматривание картин с изображением женщин и мужчин, мальчиков и девочек;

.знакомство с мужскими и женскими профессиями;

Дидактические игры: «Одежда», «Дом добрых дел», «Пожелание», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Портрет», «Благородные поступки», «Волшебный цветок», «За что нам нравятся мальчики (девочки)?», «Как я дома помогаю?», «Вежливые слова», «Отгадай профессию», «Назови имена мальчиков», «Назови имена девочек», «Подарки», «Море любви», «Карусель».( слайд 15)

И девочкам и мальчикам очень нравится  дидактическая игра
«Одень куклу-мальчика и куклу-девочку»(бумажные и деревянные) (Слайд 16)

СЛАЙД17.Так же  играем в подвижные игры. совместные игры: «Поездка в магазин» - девочки - пассажиры, мальчики – шоферы, «Отправляемся в путешествие» - сумки несут мальчики, девочки накрывают на стол. Организация игр с учетом гендерного воспитания.

 Например: «Дружная карусель». Участники образуют два круга: внешний (мальчики) и внутренний (девочки). Девочки стоят спиной в круг, лицом к мальчикам. По сигналу воспитателя под музыку оба круга начинают движение в противоположные стороны. По следующему сигналу (когда музыка остановится) дети останавливаются и образуют пары.  Детям нужно подружиться так, как скажет ведущий (коленками, щечками, носочками, плечами, носиками и др.). Упражнение проводится несколько раз подряд, чтобы каждый мальчик поприветствовал каждую девочку.

СЛАЙД18. 3этап моей работы- это работа с родителями.

  • В первую очередь ответственность за воспитание будущего мужчины или будущей женщины лежит на семье.
  • Созерцая гармоничную семью, ребёнок учится уважать индивидуальность каждого родителя. Мама почитаема и уважаема как женщина; она не повышает голос и не критикует мужа в присутствии детей; она внимательна к старшим, а детей окружает теплом и заботой. Папа же авторитетен и силён; уверен и спокоен; преисполнен ответственности и в меру строг с домочадцами. И если семья - это модель мира, то папа - это воплощение бога: справедливого и несущего ответственность за семью.
  • Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего ориентированы на равенство полов. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих детей гендерная устойчивость формируется без участия мужчин.

СЛАЙД19.Отец занимает важную роль  в воспитании сына,повышает социальную активность, приобщает к мужской субкультуре, Формирует сексуально-ролевую ориентацию ,дает свою оценку важных для сына ситуаций.

Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери - прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов.

СЛАЙД20. И конечно очень важна роль отца в воспитании дочери- создает эталон будущего мужа ,дает уверенность в ее привлекательности, значимости, позволяет усвоить способы поведения мужа и жены, любящий отец дает чувство защищенности.  Поэтому образцом поведения для девочки служит мать, прообразом будущего избранника - отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка - наличие в семье обоих родителей, т. е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола.

К сожалению, в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию: дома – мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин.

Поэтому важной неотъемлемой частью работы воспитателей в ДОУ по гендерному воспитанию является вовлечение в эту работу родителей, и самое главное - мужчин!

Проводим также родительские собрания по данной теме и анкетирование родителей. При проведение анкетирования,  я выяснила, что некоторые родители даже не понимают что такое полоролевое воспитание и не придают этому значение, в связи с этим я разработала планы работы с родителями через участие в различных выставках, разработках различных буклетов, через различные виды деятельности.

Не смотря на проделанную мною работу и повышения уровня компетентности у родителей, остаётся процент отцов и матерей, которые попрежнему не проявляют заинтересованности в полоролевом воспитании ребёнка.

Слайд21. Для того чтобы привлечь этих родителей к сотрудничеству мною была разработан проект –«Семейное проектирование»

Мною Скорректирован план дальнейшей работы с детьми с учётом гендерного подхода. Также планирую в подготовительной группе использовать элементы гендерного подхода к воспитанию и обучению в каждой НОД по мере возможности.

Работая по данной теме, я надеюсь найти подход к родителям и детям, создать атмосферу доверия, изучить их запросы и ожидания, определить проблемы детей и родителей.

СЛАЙД22. Подвести итог своей работы я хотела бы словами:

«Ребенок – это зеркало семьи;

как капля воды отражается в солнце,

Так в детях отражается

нравственная чистота матери и отца»

В. А. Сухомлинский