Лекция "Пальчиковые шаги"
статья (средняя группа) на тему

Пальчиковые игры дают возможность играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

.
Маленький ребенок.
Как он познает мир? Каждый из нас когда-то был маленьким и  уже наверно забыл, как хотелось познавать мир через окружение. Как хотелось потрогать все новое и особенно кем-то запретное.
Ребенок видит предмет, берет, он внимательно его изучает, трогает  ручками.  Потому что, пока формирование  речи восприятия мира идет через ощущение руки.
Для развития памяти, внимания мышления и речи необходимо развитие мелкой моторики.
Мария Монтессори разработала программу развития мелкой моторики рук. Так как тактильные ощущения связаны напрямую с мыслительными и эмоциональными процессами.
Российский физиолог В.М. Вехтерев, в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь.

Моя задача - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Пальчиковые игры дают возможность играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, между взрослым и ребёнком, а также помогают подготовиться  к школе.

2 слайд.

Проводя развивающие занятия с малышами, я обнаружила, что весёлых и разнообразных пальчиковых игр для постоянных занятий много.
Предлагаемые пальчиковые игры провожу со своими маленькими учениками, но, надеюсь, пригодятся родителям и другим педагогам.

И так давайте совершим сегодня путешествие в мир игры, в мир детства.

3 слайд. Начиная с потешек, переходим в мир сказок «Цветик – семицветик».

Тактильное рисование на ладони. Выполнение пальчиковой гимнастики. Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу.

4 слайд. «Царевна – Несмеяна»

Обыгрывая поведение этой героини, дети изображают, как капают слёзы.

Работая над сказкой, выполняя то же самое хватательные движения, выкладывают мозаику.

5 слайд. «Золушка»

А из этой сказки я взяла элемент работы с крупой. Рисование по крупе. Работая с гречневой крупой, идёт и массаж пальчиков.

6 слайд. «Колобок»

Рассказывая сказку Колобок, катаем ладонью, пальчиками шарики, получая круглые предметы.

7 слайд. Массаж.

Физминутка со зрителями.

8 слайд.  «Царь Кащей»

В массе мелких предметов ребята должны найти заданный предмет. Чем больше мелких предметов  попадает в руки ребенку, тем более ловкими становятся их пальцы.

9 слайд. «Царевна – лягушка»

Героиня в сказке вышивала для царя рубаху. Работа со шнуровкой  на занятиях ассоциируем с вышиванием. Игры на шнуровки развивают сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху», "внизу", "справа", "слева"; В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи.


10 слайд. «Паучок»

Физминутка со зрителями.

11 слад. «Двенадцать месяцев»

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц…

12 слайд. «Пойди туда не знаю куда, найди - то не знаю что».

Рисование по клеткам учит ребёнка ориентироваться на листе бумаги, что важно будет в школе для размещения текста на странице.

Дети с закрытыми глазами, на ощупь,  должны определить рисунок выложенный палочками. Они внимательно его изучают и воспроизводят его на листке бумаги. Идёт восприятие мира через ощущение руки.

13 слайд. «Марья – искусница»

Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности.