использование элементов кооперативного обучения в детском саду.
статья (подготовительная группа) на тему

Гаффарова Ильхамия Фазыловна

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление44.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: использование элементов кооперативного обучения в детском саду.

КООПЕРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ направлено на то, чтобы процесс учебы сделать более эффективным.  Так как обучения грамоте начинается с детского сада, то некоторые элементы кооперативного обучения можно использовать и в детском саду.

Сейчас  мы живем в насыщенном информационном пространстве, когда каждую минуту происходит обновление информации. Если современный учитель или воспитатель будет  брать на себя роль традиционного учителя (воспитателя), как  основного источника информации для детей, он не справится, поскольку у человечества появились более мощные источники, такие как Интернет, различные поисковые системы: Google, Yandex, Ramblerитд.

Кооперативное обучение предполагает:

  • работу в команде (работают вместе, сообща)
  • эффективное обучение независимо от уровня знаний, умении и навыков
  • максимальную занятость каждого участника

Следует учитывать и тот факт, что во время занятия дети способны эффективно воспринимать и запоминать информацию лишь в течение нескольких минут, затем их внимание теряется, поэтому очень важно скоординировать  деятельность детей так, чтобы удержать их внимание. В этом легко могут помочь структуры, которые дают возможность и подвигаться, и сконцентрироваться на материале. Структуры могут использоваться как на Тимбилдинге, так и на Классбилдинге.

Тимбилдинг – процесс, при котором группа из 4 человек с разным происхождением и опытом становятся скооперированной и заботливой командой. Тимбилдинг носит развлекательный характер и может проводиться 2 раза в неделю.

Классбилдинг – процесс, при котором комната, полная индивидуумов с разным происхождением и опытом становятся скооперированной и заботливой командой. Классбилдинг – это работа со всем классом или группой. Для развлечения может использоваться 1-2 раза в неделю, в качестве обучения – сколько необходимо.

«Сигнал Тишины» (HighUp!- Поднять руку!)

Очень важно в группе или в классе установить тишину. Для этого удобно использовать какой-либо сигнал. Например, поднять руку.

РАССТАНОВКА ПАРТ

- Вначале необходимо приготовить места, где будут сидеть дети.

- Пронумеровать столы.

- Расстановка столов по принципу солнечных лучей.

«ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНД»

При формирование команд:

  • Никогда не сажайте непоседливых детей вместе
  • Не должно быть враждующих между ними
  • Необходимо учитывать половой признак

Подумайте, как нужно распределить детей в команды так, чтобы процесс обучения в классе протекал эффективно? 

Например, используем «МИКС-ПЕА-ШЕА» ИЛИ «МИКС-ФРИЗ-ГРУПП»

Воспитатель просит учеников смешаться (под музыку). Найти  пару, ответить на вопрос, а затем выполнить «пары в пары» - соединиться с самой близкой парой.

«РАЗНЫЕ ОБЩНОСТИ»

Воспитатель объясняет, что каждый участник сначала должен про себя подумать, например, что он любит делать, а затем озвучить всем остальным. Если участники 2, 3 и 4 тоже любят этим заниматься, то 3-й участник записывает посередине, если не все согласны, то записывает под номером 1. Затем по кругу отвечает 2-й участник и тд. На данный процесс дается определенное время.

В результате у каждой группы получится свой список, который будет объединять всех участников. Отталкиваясь от этого списка, участники должны составить название и придумать формацию команды – это действие, при котором участники на каком-то этапе должны объединиться и дотронуться одновременно какой-то одной частью тела.

- Какими качествами должен обладать современный учитель?

- Выберите одно слово, которое характеризует Вас.

- Какое качество вы больше всего цените в людях?

«MIX-PAIR-SHARE» («СМЕШАТЬСЯ-НАЙТИ ПАРУ-ПОГОВОРИТЬ»)

Дети танцуют, передвигаясь по классу. Учитель объявляет: «ПАРЫ»

Ученики встают в пары с наиболее близко стоящим к ним учеником и «дают пять» (подняв руку, хлопают ладонью о ладонь партнера). Ученики без пары поднимают руки, чтобы найти друг друга.

Учитель задает вопрос и дает на размышление 3-5 сек.

Ученики делятся с партнерами, используя: ”Timed-Pair-Share” или “RallyRobin”

«RALLY ROBIN»

Воспитатель задает проблему с множеством вариантов ответов или решений и дает время подумать.

Дети по очереди называют ответы и решения.

- Подумайте, Как можно поднять настроение другому человеку?

- Работаем в парах с партнерами по плечу. Начинают участники группы А.

- Благодарим друг друга: партнеры гр. А скажите вашему партнеру по плечу: «Огромное спасибо, я обязательно воспользуюсь твоими советами!» А теперь другой партнер ответьте ему: «Мне очень понравились Ваши идеи, я когда-нибудь ими воспользуюсь!»

«TIMED-PAIR-SHARE»

Отличается от «Релли Робин» тем, что каждому дается на ответ определенное время, так как вопрос предполагает длительный ответ.

Воспитатель называет тему, объявляет, как долго каждый ученик будет делиться информацией, и дает время подумать. Он объявляет, кто будет начинать. Например:

  • Начинает тот, у кого больше пуговиц;
  • Чьи волосы ближе к потолку;
  • У кого больше ладонь.
  • У кого светлее глаза итд.

Дети благодарят друг друга:

«Спасибо, что поделились», «Я получил удовольствие, слушая Вас!», «Мне понравилось слушать Вас, потому что…», «Слушая Вас, я узнал, что…» итд.

Следует обратить внимание, что при выполнении структур:

  • Все участники оказываются задействованными;
  • Учитель всегда может проверить, насколько правильно отвечают ученики, попросить ответить вслух после выполненного задания.
  • Структуры дают возможность проговориться каждому и получить признательность от другого, что очень важно для детей.
  • Дети обучают и сами учатся друг у друга.

«CHEERS» («ВЫРАЖАЕМ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ!»)

  1. «Феерверк»
  2. «Отлично»
  3. «Похлопать»
  4. «HIGHfive!» («Дай Пять!»)
  5. Зарядка с утра:

- Здравствуй друг! (встречают, руки в стороны)

- Как ты тут? (за уши)

- Где ты был? (за плечо)

- Я скучал (руки у себя на груди)

- Ты пришел! (руки в стороны)

- Хорошо! (обнимаются)

 «THINK-WRITE-ROUNDROBIN» («Подумайте-Запишите-Проговорите»)

Воспитатель дает задание и время подумать. Ученики по очереди проговаривают свои ответы.

- Выберите из представленных фигур ту, которая больше всего Вам подходит. Определите несколько причин того, почему Вы выбрали именно эту фигуру.

- Начинает участник №…

-Квадраты: честные, зависимые, трудолюбивые.

Треугольники: умные, вербалы, аналитики.

Круги: эмоциональные, чувственные, теплые.

Зед: креативные, творческие, инновационные визуалы.

NB! Это задание позволяет также побольше узнать об участниках. Воспитатели должны обратить внимание на то, что иногда бывают дети, с которыми никто не хочет общаться. Если же такого ребенка посадить рядом с кругами, то они не отвернутся от него и между ними будут добрые, теплые отношения.

«ВСТАТЬ-СЕСТЬ» - упр. на Классбилдинг (развлекат. и академ.)

Воспитатель задает вопрос, если он относится к кому-то из участников, то он встает, если же не относится, то участники продолжают сидеть на месте. Например:

- Встаньте те, у кого есть домашние животные.

- У кого есть брат или сестра.

- У кого варежки красные и т.д.

Выражаем признательность.

 «RALLYCOACH»

Используется только с партнерами по плечу (на двоих). Между А и Б лежит листок и ручка, листок разделен на 2 части.

А решает, рисует, объясняя ее вслух. – А В смотрит и слушает. Если верно – одобряет, если нет – учит, как должно быть правильно.

А получает одобрение – В благодарит. Потом меняются ролями.

Необходимо учитывать, чтобы между ними было соотношение: сильный – средне-слабый, средне-сильный – слабый.

 «STANDUP- HANDUP- PAIRUP» (ВСТАТЬ- ПОДНЯТЬ РУКУ – НАЙТИ ПАРУ)

Воспитатель говорит: «Когда я скажу «Начали!», вы встанете, поднимете руку и найдете себе пару». Она делает паузу и затем говорит: «Начали!»

Дети встают, держат руку поднятой, пока не образуют пару с наиболее близко стоящим ребенком не из их команды, «дают пять» и опускают руки.

Воспитатель дает задание  и время подумать. Ученики взаимодействуют, используя: Раунд Робин или Тайм ПеаШеа.

«ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ КРУГ»

Воспитатель просит участников запомнить своих партнеров по лицу. Затем объявляет, что партнеры группы А будут составлять внешний круг. Она просит их выйти на открытое пространство и встать в круг. Оставшиеся участники должны подойти к своим партнерам по лицу, встать напротив них и составить внутренний круг. Все участники поворачиваются правым плечом к друг другу.

Учитель на выбор называет определенную цифру, эта цифра будет обозначать количество хлопков с другими участниками. Ученики поднимают правую руку и начинают передвигаться по кругу, начиная с последующего человека из противоположного круга, «дают пять» и делают столько шагов, какую цифру назвал до этого воспитатель. Затем они встают напротив друг друга с противоположным участником. Воспитательница проверяет, у всех ли есть пара, затем задает вопрос академического или развлекательного характера, в зависимости от цели. Он также указывает, кто будет начинать. Участники проговаривают ответы, используя РЕЛЛИ РОБИН или ТАЙМ-ПЕА-ШЕА. После ответа участники благодарят друг друга. Учитель снова может назвать цифру, дождаться, когда участники поменяются друг с другом и затем задать вопрос.

УПРАЖНЕНИЕ НА ТИМБИЛДИНГ: «СЛЕДУЙ ЗА ЛИДЕРОМ»

Включается музыка, участники в команде идут за лидером и повторяют его движения. Когда музыка останавливается, лидер меняется, тот, кто был лидером уходит назад, а второй участник становится лидером и снова показывает свои движения.

PBL (ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ)

Структуры в кооперативном обучении выступают инструментом. PBL – это не инструмент, а подход к обучению.

Отличие PBL от традиционного урока:

Характеристики традиционного урока

Характеристики урока PBL

Учитель стремится передать знания и заинтересовать

Учитель направляет и помогает процессу получения ЗУН самими учащимися

Обучение строится на передаче и получении знаний

Обучение характеризуется развитием всех учеников

Лидирующая роль учителя и у тех, кто отвечает

Лидирующая роль каждого ученика

Маленький опыт и неполное рассмотрение темы

Каждый набирается опыта по своей работе и по работе других, при этом максимальное изучение темы

Учитель контролирует работу

Каждый контролирует свою работу

Цели и план составляются учителем

Каждый выдвигает цель и выстраивает свей план работы.

Особенности:

  • Проблемы являются сложноструктурированными, межпредметными, соединяют теорию и практику.
  • Фокус скорее на процесс, чем на продукт
  • Роль учителя – фасилитатор (помощник, направляющий, куратор), а не инструктор
  • В основе лежат взаимопомощь, взаимообучение, межличностные навыки общения.
  • Пересмотр и размышление в конце процесса
  • Подходящие методы оценки.

PBL – это всегда работа, которой необходимо посвятить несколько занятий (2-3 урока).

ЭТАПЫ:

  1. ВВЕДЕНИЕ
  • Ученики формируются в группы
  • Знакомство и сплочение друг с другом – Тимбилдинг
  • Основы PBL и ожидания (если ученики делают впервые)
  • Практика таблицы ИФЛА
  • Роли учителя и учеников
  • Устанавливаются базовые правила работы в команде

  1. ЗАПУСК ПРОБЛЕМЫ  

Ученики вместе с учителем зачитывают проблему и уделяют время, чтобы вникнуть

  • Уточняют значение непонятных слов
  • Учитель описывает итоговый продукт (презентация, ролик, устная презентация, схема итд)
  • Учитель объясняет методы и критерии оценки

При оценивании нужно выделить несколько критериев, по которым будет оцениваться их работа: участие, содержание, творческий подход итд. Можно также попросить учащихся, чтобы они сами оценили свою работу.

  1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
  • Ученики заполняют таблицу IFLA (Идеи, Факты, Вопросы для изучения, План действий)

I

Идеи, гипотезы

F

Факты

L

Вопросы для изучения

A

План действий

Предположения учеников о проблеме, гипотезы  –  причины, эффект, решение

Сбор данных, полученных через опрос; важно для сгенерированных гипотез

Список вопросов для исследования о том, что необходимо знать ученикам или принимать и завершить проблемное задание

Задания, которые учащимся необходимо выполнить для завершения проблемного задания

  1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА
  • Ученики презентуют  продукт работы
  • Извлечение знаний и краткое изложение
  • Оценивание себя и других.

ВАЖНО ДЛЯ PBL:

  1. Для запуска процесса PBL и особенно для заинтересованности учеников необходима очень хорошо продуманная структурированная проблема.
  2. Сценарий проблемы должен быть сложным и не должен иметь заранее определенного «правильного ответа, и он должен обеспечивать фокус на обучении.

ШАБЛОН СЦЕНАРИЯ

  1. Выберите тему
  2. Определите продукт обучения (результат)
  3. Каким образом данный продукт применим в реальной жизни?
  4. Опишите ситуацию (коротко и просто)
  5. Выберите героя/ персонажа из ситуации
  6. Выберите другого героя из ситуации
  7. Определите одного из персонажей какому-либо ученику (можно всем ученикам)
  8. Опишите сценарий
  9. Дополните сценарий основным вопросом и предполагаемыми финальными результатами
  10.  Пересмотрите созданный сценарий – какие результаты обучения свойственны этой проблеме? Добавьте их к результатам.
  11.  Являются ли результаты частью другой темы или другого предмета? Если да, то посоветуйтесь с коллегами, чтобы сделать из этого урока междисциплинарный урок PBL.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»

Консультация «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»...

"Использование технологии проблемного обучения в детском саду"

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения....

«Использование элементов проблемного обучения на занятиях по математике в старшей группе детского сада»

Основная цель образования – в том числе и дошкольного – это развитие личности каждого. Для этого необходимо человеку научиться развивать себя самому, т.е. научиться ставить перед собой зад...

Методическая разработка на тему «Использование элементов проблемного обучения на занятиях по математике в старшей группе детского сада»

Основная цель образования – в том числе и дошкольного – это развитие личности каждого. Для этого необходимо человеку научиться развивать себя самому, т.е. научиться ставить перед собой зад...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ

В статье рассматриваются наиболее эффективные и интересные интерактивные технологии и методы обучения дошкольников, содержание интерактивной игры, лэпбука, опытов и экспериментов, способствующие быстр...

Доклад "Использование технологии проблемного обучения в детском саду".

Выступление на данную тему способствует  повышению профессиональной компетентности педагогов в применении технологии проблемного обучения. Напоминает педагогам специфику использования проблемного...