Современные концепции организации развивающей среды.
консультация на тему

Современные  философы  трактуют  понятие  « среда»  как систему, включающую  взаимосвязи  предметного и  личностного  характера. Через среду воспитание адаптирует личность  к  обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью  социума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsylt_razvsreda.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

Современные   концепции   организации    

развивающей среды.

Современные  философы  трактуют  понятие  « среда»  как

Систему, включающую  взаимосвязи  предметного и  личностного  характера. Через среду воспитание адаптирует личность  к  обстоятельствам, а образование

Выступает при этом моделью  социума.

Модель образовательного процесса мы  представляем в единстве трех факторов:

-  специально - организованной  деятельности;

- предметно пространственной  среды;

- эмоционально и  нравственно  обоснованного  личностно-

го взаимодействия  взрослых  и детей.

Мы  ищем оптимальную организацию  среды в двух уровнях; духовно – пространственном, что обеспечивает не

Только отношение ребенка к среде, но и влияние на него среды. Создание специальной среды обеспечивает психологический комфорт ребенка, предупреждает развитие

негативных проявлений, обуславливает его творческую активность.

Осознавая значимость среды в становлении и оздоровлении

Личности, мы определяем требования к  ее организации.

На наш взгляд она должна представлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущения, самочувствие, здоровье. Среда должна быть целесообразной, удобной, информированной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать

гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром.

Выполнение этих требований позволяет нам:

-способствовать познанию ребёнком ценности своего «я»

физического, эмоционального коммуникативного, идеального реального возможного будущего;

-заниматься физической  культурой ,сохранить здоровье ребёнка;

-создавать условия для социально-эмоционального благополучия и адаптации ребёнка социуме взрослых и сверстников;

- воспитывать потребность и готовность войти в мир людей, культуры, знаний;

-инициировать творческие проявления ребёнка в совместном социальном действии;

-развивать личность ребёнка через познания ценности жизни;

-организовать экологически чистое пространство.

Особое внимание мы уделяем пространству организованное

при помощи предметов. Предметно – развивающая среда.

-это средство педагогического воздействия, позволяющие добиться положительных изменений в развитии игровой деятельности детей.

                        Развивающая среда включает:

1.Объекты для наблюдения и исследования, они способствуют развитию у детей навыков самостоятельной деятельности , концентрации внимания и интуиции, формируют образное мышление.

                                Объекты.

-комнатные растения.

-обитатели аквариумов и террариумов.

-домашние животные.

К объектам для наблюдений могут относиться специально подобранные наборы любых объектов окружающего мира.

Например: вода если есть специально обустроенный уголок.  

2. Средства  изобразительной деятельности способствуют

развитию образного видения окружающего мира.

Объекты

-карандаши, фломастеры, краски

-цветные мелки

-альбомы с художественными иллюстрациями произведения искусств

-различные образцы бумаги

3. конструкторы и другие средства моделирования окружающего мира знакомят детей с основами конструирования, развивают творческие способности, позволяют исследовать устройство рукотворных конструкций. Они способствуют развитию мелкой и крупной моторики рук и их координации.

                Объекты:

- лего (конструктор различной величины)

- кубики

- строительные наборы

- пазлы

- мозаики

- пластилин и глина

- ножницы и бумага

4. Народные игрушки способствуют формированию у детей универсальных психических   способностей, а также приобщают их к истокам национальной культуры.

5. Спортивные модули и игрушки служат наиболее полному проявлению двигательной активности детей, снимают напряжение и стрессы, укрепляют психическое и физическое здоровье.

В помещении групп это могут быть:

-кегли, детский теннис, детские дротики

-горки, сухие бассейны

- мячи, прыгалки

-качалки

- спортивные уголки и тренажеры.

6. Сюжетно-ролевые игрушки и принадлежности способствуют овладению ролевым поведением в различных жизненных ситуациях и развивают коммуникативные навыки.

К ним относятся:

- куклы

- машинки

- резиновые игрушки

- принадлежности для игр.

7. Дидактические игры не являются самодеятельными, так как требуют знания правил. В этих играх дети развивают коммуникативные навыки. Игры могут носить познавательный характер и способствовать расширению

 кругозора.

Все дети с удовольствием играют в ,,свободные,, игры при наличии в группах подходящих игрушек. При этом  они не всегда нуждаются в том, чтобы взрослые учили их играть.

Дети испытывают потребность не в новых дорогих игрушках, а в разумно организованном игровом пространстве.

Правильный подбор игрушек, пособий для каждой группы с учетом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность   внесения создает ту необходимую окружающую предметно-развивающую среду, которая стимулирует деятельность, вызывает интерес к искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содействие семьи в организации развивающей среды для формирования мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи

Материал о проводимой работе с семьёй в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Организация развивающей среды на участке детского сада - важное условие воспитания познавательной активности детей

Наш педагогический коллектив уделяет большое внимание созданию познавательно-развивающей среды на участке детского сада. Ежегодно облагораживается территория детского сада силами сотрудников и родител...

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП

Презентация для воспитателей-тематическое планирование для самостоятельной деятельности детей....

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП созданной на базе МДОУ № 5

Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему:Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП созданной на базе МДОУ № 5 «Сказка».«Ве...

Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования

Каким мы хотим видеть дошкольное учреждение. Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования (по Петровскому В.А.)....

«Особенности формирования современной качественной предметно-развивающей среды в условиях разновозрастной группы дошкольной организации в свете требований ФГОС ДО»

Предметная развивающая среда - это:-система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с тре...

Доклад на тему: «Современный подход предметно – развивающей среды»

Какая должна быть предметно - развивающая среда в ДОУ...