Условия для развития художественного творчества детей при реализации НОД.
статья на тему

Наркевич Ольга Юрьевна

Условия для развития художественного творчества детей при реализации НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

                      Условия развития детского художественного творчества при реализации НОД.

    Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

    Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.

     Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. На занятиях я создаю новые ситуации так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т.С. Комарова обращает внимание: «Однако, внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)».

       Я считаю, что одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей моего подхода в работе с детьми является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

    Мне  важно, чтобы на моих занятиях были условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.

    Я убедилась, чем разнообразнее условия, в которых протекают занятия по изобразительной деятельности, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

      Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей я применяю занимательные занятия. Цель занимательных занятий – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

    Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии активизирую внимание дошкольника, побуждаю его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент, например, любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребят отправиться в путешествий;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- музыкальное сопровождение и  т.д.

     Кроме того, стараюсь живо, эмоционально объяснять воспитанникам способы действий и показывать приемы изображения.

   Особо стоит остановиться на так называемых комплексных занятиях, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыкальное (пение, танец, слушание), художественно-речевая.  Таких занятий не может быть много, это, скорее, праздник. В нашем детском саду занятия подобного рода стали традицией. В них задействованы не только воспитатели и изоруководитель, но и все педагоги: музыкальный работник, психолог, инструктор по физической культуре. Очень важно, чтобы у детей рождались эстетические чувства, радость от того, что они делают. Интегрированные занятия разных видов художественной деятельности строятся не только на основе единого тематического содержания, но и с учетом характера тех чувств, которые призваны вызывать занятия такого рода.

     Термин «нетрадиционный» (от. лат. traditio – привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.     Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

  Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как вместо готового образца демонстрируется лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем, анализируя результат, они сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.

     Работая руководителем изостудии, я убедилась, что на занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных методов рисования: нетрадиционных материалов, техник, занимательных и интересных занятий, дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая проектная работа "развитие художественного творчества детей"

Итоговая проектная работа на тему : "развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста"...

Итоговая проектная работа по вариативному модулю: «Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на тему: Новейшие педагогические технологии в обучении дошкольников» Составила: воспитатель Гомерова Татьяна Валерьевна

Мир детства светлый и огромный, со своими законами познания мира, языком общения. И роль рисования внём огромна. Каждая минута, час, день приносят деням много нового, интересного, радостного. Рисовать...

Презентация: "Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"

Презентация: "Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"...

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятель­ность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельно­сти, что ...

Клуб "Гармония" для родителей. Тема:"Развитие художественного творчества детей через тестопластику"

Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка-дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе –  продуктивная. Изготавливая поделки из солёно...

Технология ТРИЗ в развитии художественного творчества детей

Выступление на педагогическом совете.  Раскрываются задачи по развитию воображения детей дошкольного возраста в изодеятельности. Предлагается один из путей развития воображения через использовани...

"Создание условий для развития музыкального творчества детей дошкольного возраста"

«Создание условий для развития музыкального творчества на основе произведений народной музыки и песенного фольклора» (из опыта работы) Автор: Япончинцева Ирина Сергеевна муз. руководитель МБДОУ №15 ...