Методики для изучения уровня развития его внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения ребенка 4 лет.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Рягузова Оксана Николаевна

Методики для изучения уровня развития его внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения ребенка 4 лет.

Методика «Нелепицы»

Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; Целостность зрительного восприятия. Кроме того, это задание ориентировано на выявление у ребенка чувства юмора как одного из аспектов развития эмоционально-личностной сферы. Для детей от 4 лет.

Стимульный материал: картина с изображением большого количества нелепостей.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.

Критерии анализа:

  1. возможность узнавания конфликтных изображений;

  2. понимание нелепости изображенных объектов;

  3. стратегия восприятия (направление зрительного восприятия; тенденция работы слева направо или справа налево);

  4. стратегия анализа изображения;

  5. наличие и специфика чувства юмора.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Автор: Немов Р. С.

Цель: выявление уровня развития восприятия детей с 4 лет.

Стимульный материал: 3 рисунка с изображением наложенных друг на друга контуров реальных объектов.

Инструкция: «На рисунке спрятались предметы. Найди как можно больше предметов и назови их». Время обследования – 1 минута.

Критерии анализа:

  1. - количество правильно узнанных стимулов;

  2. стратегия восприятия

  3. стратегия анализа изображения.

  4. время, затраченное на каждую картинку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_metodika_razvitiya.odt20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методики для изучения уровня развития его внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения ребенка 4 лет.

Методика «Нелепицы»

Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; Целостность зрительного восприятия. Кроме того, это задание ориентировано на выявление у ребенка чувства юмора как одного из аспектов развития эмоционально-личностной сферы. Для детей от 4 лет.

Стимульный материал: картина с изображением большого количества нелепостей.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.

Критерии анализа:

  1. возможность узнавания конфликтных изображений;
  2. понимание нелепости изображенных объектов;
  3. стратегия восприятия (направление зрительного восприятия; тенденция работы слева направо или справа налево);
  4. стратегия анализа изображения;
  5. наличие и специфика чувства юмора.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Автор: Немов Р. С.

Цель: выявление уровня развития восприятия детей с 4 лет.

Стимульный материал: 3 рисунка с изображением наложенных друг на друга контуров реальных объектов.

 Инструкция: «На рисунке спрятались предметы. Найди как можно больше предметов и назови их». Время обследования – 1 минута.

Критерии анализа:

  1. - количество правильно узнанных стимулов;
  2. стратегия восприятия
  3. стратегия анализа изображения.
  4. время, затраченное на каждую картинку

Методика "Узнай фигуры"

Цель: Выявление уровня развития памяти. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

Стимульный материал: 5 картинок, расположенных рядами. Картинка с лева отделена.

Инструкция: «Перед тобой 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Критерии анализа:

  1. количество правильных ответов;
  2. затраченное время;
  3. стратегия запоминания;

Методика Придумай игру

Цель: Выявить способность воображения ребенка 4 лет.

Материал: Заранее подготовить вопросы.

Инструкция: Сейчас я буду задавать тебе вопросы, а ты должен придумать ответы.

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Критерии анализа:

  1. Оригинальность и новизна.
  2. Продуманность условий.
  3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.
  4. Наличие в игре определенных правил.
  5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.

Методика определения внимания.

Цель: выявить внимательность ребенка.  

Стимульный материал: 2 картинки с изображение разных фигур, на первой запоминаем, через несколько минут на другой показываем. Разные предметы 7-8 шт.(кубик, машина, кукла, кастрюлька и тд.)

Инструкция: Вариант 1 Посмотри на первую картинку и запомни изображённые фигуры.  Теперь можешь поиграть. Теперь посмотри на вторую картинку и покажи фигуры которые запомнил.

Вариант 2 Посмотри на предметы, лежащие перед тобой и запомни форму, цвет, и место где лежит. Отвернись, сейчас я поменяю их местами и возможно что-нибудь уберу. Твоя задача разложить все по местам и определить, чего не хватает.

Критерии анализа:

  1. устойчивость внимания;
  2. концентрация;
  3. переключаемость;
  4. интерес;

Во всех выбранных методиках присутствует стимульный материал это вызывает у детей 4 лет интерес тем самым дает возможность без конфликтно провести эксперименты. Так же их можно проводить в форме игры и ребенок не догадывается что его тестируют.  Так как уже конец учебного года у них наступает период перехода из средней группы в старшую соответственно необходимо знать уровень познавательного развития для выявления плюсов и минусов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, для детей 3-7 лет

Дети  дошкольного возраста активно познают окружающий мир. С момента рождения ребенок постоянно познает незнакомый ему мир.  Если новый предмет вызывает у ребенка эмоциональные пережива...

Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи

Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи...

Игры на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления и речи

Игры на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления и речиРисование на спине (для детей с 4 лет)Цель: развитие умения концентрироваться на тактильном контакте, распознавать свои ощущения.Дети...

Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.

Консультация для родителей "Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи."...

Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи

В современном мире мы постоянно получаем, обрабатываем , храним и используем знания об окружающем мире. В этом процессе  постоянно участвует весь спектр психических процессов и сферы поведения. Д...