Материалы тренинга для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"
учебно-методический материал на тему

Иванчикова Юлия Геннадьевна

Сценарий семинара-тренинга для педагогов по проблеме профилактики эмоционального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_profilaktika_emotsionalnogo_vygoraniya.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ

«ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

1. Вступительное слово

Наш сегодняшний семинар будет проходить в несколько нетрадиционной форме: в форме тренинга (минимум теории, максимум – практических упражнений). Мы затронем тему эмоционального выгорания в профессиональной деятельности учителя.  

Несколько слов о том, что же такое «эмоциональное выгорание». Эмоциональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Эта реакция проявляется в виде физического, эмоционального и умственного истощения.

Эмоциональное «выгорание» – не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его профессиональной деятельности. Однако существует ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску эмоционального «выгорания». Профессия педагога относится именно к этой категории, поскольку учитель работает в системе «человек – человек» (работа с людьми) и использует в работе ресурсы своей психики.

Любая профессия, связанная с общением с людьми связана с необходимостью контролировать собственные эмоции, слова и поступки. Такая работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение.

Профессия учителя является еще более сложной, поскольку в процессе работы педагог взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно. Даже если конкретная встреча, разговор, мероприятие заканчивается с положительным результатом, через какое-то время «копилка» эмоций педагога может оказаться переполненной, и любое взаимодействие в системе «человек-человек» будет восприниматься как нежелательное и травмирующее.

Кроме того, современное общество предъявляет высокие требования к системе образования, и педагоги постоянно повышают уровень профессиональной компетентности (посещают различные семинары и курсы), что, в свою очередь, ведет еще и к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряженные ситуации на работе (нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, коллегами) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога.

Если не уделять должного внимания своему эмоциональному состоянию, возможен вариант возникновения таких эмоциональных нарушений, как тревожность, раздражительность, беспокойство и депрессия.

Сегодня мы с вами отработаем («проиграем») некоторые приемы, которые помогут справиться с отрицательными эмоциями (поскольку именно «неотработанные» отрицательные эмоции вызывают стресс). Кроме того, эти приемы вернут вас в состояние эмоционального равновесия.

А сейчас мы непосредственно переходим к нашим играм  и упражнениям.

2. Упражнение «Шумовой квадрат»

Материалы: карточки формата А4 с номерами команд, карточки со стихотворениями.

Инструкция: «Для выполнения упражнения Вам необходимо рассчитаться на первый – второй – третий – четвертый.

А теперь я попрошу Вас объединиться в команды в соответствии с Вашими номерами и занять место в зале рядом с соответствующими цифрами. Теперь постройтесь в одну линию так, чтобы у нас получился квадрат.

Сейчас каждому участнику я дам листок с текстом стихотворения. У каждой команды тексты будут разные. По моей команде «Начали!» команды начинают одновременно читать свои стихотворения. Помимо этого Вы должны постараться услышать, какие стихотворения достались другим командам.

Повернитесь спиной к центру фигуры. Начали!

А теперь прошу Вас сесть в круг по командам.

Обсуждение. Вопрос к 1-ым номерам: какое стихотворение читала 3-я команда? И т.д. Какие чувства Вы испытывали в ходе выполнения этого задания? Сложно ли было одновременно рассказывать стихотворение и слушать другие команды?

Вывод: «При выполнении этого упражнения некоторые из Вас испытывали состояние тревоги, беспокойства о том, что не справитесь с предложенным заданием. Подобные чувства мы периодически испытываем и в профессиональной деятельности. Их постепенное накопление, проживание внутри себя постепенно приводит к эмоциональному выгоранию».

3. Диагностика состояния стресса (К. Шрайнер)

Материалы: бланки анкет, ручки.

Инструкция: «Сейчас я попрошу заполнить вас небольшую анкету. Она позволит узнать, насколько вы подвержены стрессу, и насколько успешно умеете справляться со своими негативными эмоциями и переживаниями. Результаты анкеты будете знать только вы. Обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы отвечаете положительно».

Вопросы анкеты

1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден(а) наверстывать упущенное.

2. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.

3. На работе и дома – сплошные неприятности.

4. Я упорно борюсь со своими привычками, но у меня не получается.

5. Меня беспокоит будущее.

6. Мне часто необходим алкоголь, сигареты или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного рабочего дня.

7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом.

8. Я люблю свою семью и друзей, но часто вместе с ними я испытываю скуку и пустоту.

9. В жизни я ничего не достиг(ла) и часто испытываю разочарование в самом(ой) себе.

Инструкция: «Подсчитайте количество положительных ответов. Каждому ответу «да» присваивается 1 балл. Сложите получившиеся баллы. А теперь переверните лист и посмотрите свой результат».

Обработка результатов и интерпретация

0-4 балла. Вы ведете себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеете регулировать свои эмоции.

5-7 баллов. Вы не всегда конструктивно ведете себя в стрессовой ситуации. В целом, вы умеете сохранять самообладание, но бывают такие случаи, когда вы «заводитесь» из-за пустяка и потом об этом жалеете. Вам необходимо познакомиться с приемами самоконтроля в стрессе.

8-9 баллов. Вы переутомлены и истощены. Вы часто теряете самоконтроль в стрессовой ситуации. Вследствие такого поведения страдаете и вы, и окружающие вас люди.

Вывод: «Сейчас вы посмотрели, насколько легко (или не очень легко) вы можете справляться со стрессовыми ситуациями».

4. Упражнение «Аукцион»

Материалы: листы бумаги формата А4, планшеты, ручки.

Инструкция: «Двигаемся дальше. Я попрошу вас разбиться на группы по 4 человека. Для этого рассчитайтесь на первый – второй – третий – четвертый. Первый четыре человека – это первая команда, следующая четверка – вторая, еще одна – третья. В течение 2 минут вам нужно записать на листок как можно больше причин, которые вызывают стресс учителя в школе».

Работа в группах.

Продолжение инструкции: «А теперь каждая группа по очереди будет называть по одной причине. Сначала говорит первая команда, затем вторая, затем третья, потом – опять первая (и так по кругу). Причины повторяться не должны. Те причины, которые называют другие команды, вы можете вычеркивать (если они у вас есть). Если какая-либо команда затрудняется назвать причину, я буду считать до трех. Если в это время команда молчит, то выступить может любая другая группа. Побеждает та команда, которая последней назовет причину стресса в школе».

Вывод: «Как мы видим, существует огромное количество причин, которые могут вызвать стресс. Зачастую подобные стрессовые ситуации возникают не поодиночке, а комплексно, и, естественно, влекут за собой отрицательные эмоции. К сожалению, свои негативные эмоции мы часто оставляем без внимания, т.е. они остаются «неотработанными», что влечет за собой риск возникновения эмоционального выгорания».

5. Упражнение «Вавилонская башня»

Материалы: газеты.

Инструкция: «А теперь давайте наглядно посмотрим, к чему приводит накопление отрицательных эмоций. Упражнение выполняем в командах. Сейчас каждая группа получит по одинаковой пачке газет. Из этих газет Вам нужно будет построить максимально высокую башню, не используя какие-либо скрепляющие материалы.

Для выполнения упражнения Вам будет дано 3 минуты.

Победит та команда, башня которой будет максимально высокой».

Обсуждение. Какие чувства Вы испытывали в ходе выполнения упражнения?

Вывод: «Подобно тому, как Вы воздвигали башни, слой за слоем, в каждом из нас накапливаются отрицательные негативные эмоции. Это истощает энергетические и личностные ресурсы. Происходить это будет до тех пор, пока не будет достигнуто пиковое, критическое значение.

А как выйти из этих критических ситуаций, как помочь себе избавиться от негативных эмоций Вы узнаете из следующего упражнения, в ходе которого обменяетесь своими «рецептами», способами избавления от негативных эмоций».

6. Упражнение «Порой я балую себя»

Материалы: лист ватмана с изображением цветка, «лепестки» цветка, вырезанные из цветной бумаги (по количеству участников), ручки.

Инструкция: «На самом деле, вы все прекрасно знаете способы избавления от отрицательных эмоций. Сейчас я попрошу каждого из вас вспомнить и записать на «лепестке» самый действенный способ, который помогает вам избавиться от отрицательных эмоций. Кто будет готов, прикрепите, пожалуйста, свой «лепесток» на этот ватман».

После того, как каждый участник прикрепит свой «лепесток», зачитываются все способы снятия психоэмоционального напряжения.

Вывод. Разграничить конструктивные и неконструктивные способы.

Необходимо выбирать те способы, которые не влекут за собой дальнейшего возникновения отрицательных эмоций.

Способы снятия отрицательных эмоций:

1. Не блокировать физиологические механизмы разрядки, в виде плача, смеха, желания ударить, выговориться: 

– чувство раздражения и агрессии можно снять, сделав несколько ударов ногой по воображаемому предмету, разорвав лист бумаги, газеты;

– разрядить эмоции – выговориться кому-то до конца, т.к. после снятия возбуждения человек может осознать свои ошибки и принять правильное решение. Когда человек анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается, или этот процесс не так явно выражен;

– дать себе усиленную физическую нагрузку (приседания, бег на месте, подъем пешком на несколько этажей);

– найти место, где можно проговорить, прокричать, выплакать (например, пустая комната);

– техника «пустой стул». Представьте, что на этом стуле сидит человек, который вас обидел. Излейте ему все свои чувства, скажите ему все, что хочется.

2. Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок (например, прогулка в парке, поход в гости).

3. Принятие горячей (теплой) ванны. Горячая вода восстанавливает циркуляцию крови, как бы давая понять организму, что он находится в безопасности и что уже можно расслабиться. Можно просто подержать руки под струей горячей воды из крана до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит. Проточная вода «смывает» накапливающуюся в человеке «отрицательную», вредную для его здоровья энергию.

7. Упражнение «Передай эмоцию» 

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Инструкция: «А теперь, уважаемые педагоги, наступило время поработать с нашими эмоциями. Для этого я прошу Вас построиться в колонну друг за другом. Сейчас последний участник получит от меня карточку, на которой будет написано название эмоции. Он должен с помощью мимики и жестов показать указанную эмоцию тому, кто стоит впереди него. И так Вы будете передавать до конца колонны. А последний участник сообщит нам, какую эмоцию он получил».

Обсуждение. Какие чувства Вы испытывали? Трудно ли было распознавать и передавать эмоции? Почему произошел сбой?

Вывод: «Некоторые из Вас испытывали трудности при приеме и передаче полученной информации. Порой они возникают из-за того, что мы сами не можем правильно и точно выразить свое эмоциональное состояние, а также адекватно оценить состояние своего собеседника.

Поэтому иногда для полноценного выражения наших чувств нам необходимы слова для того, чтобы окружающие смогли понять наше эмоциональное состояние, а также для предотвращения ситуаций недопонимания».

8. «Толстое стекло»

Материалы: карточки с описанием ситуаций.

Инструкция: «Я попрошу вас разбиться на группы (по 3-4 человека). Каждая группа получит карточку с описанием той или иной ситуации. Вам нужно без помощи слов донести информацию, которая написана на вашей карточке, участникам других групп. Для этого представьте, что вы общаетесь друг с другом через толстое стекло, т.е. вы прекрасно видите друг друга, но не слышите. В течение 5 минут в своей группе вы должны будете придумать, как донести информацию до других участников (это может быть сценка, пантомима). Количество участников вашей сценки также определяете вы. Задача остальных – догадаться, о чем идет речь. Предположения высказываются только после того, как группа закончит сценку».

Обсуждение. Легко ли было донести информацию до окружающих? Легко ли было понять то, что вам пытаются сообщить?

Вывод: «Бывают ситуации, когда мы пытаемся донести до окружающих какую либо информацию, но они нас не понимают. Очень часто это происходит из-за того, что мы не говорим открыто о своих чувствах и переживаниях».

Карточки:

1. Я ходила на балет «Лебединое озеро». Я просто в восторге!

2. Завтра я улетаю на юг. Я очень счастлива!

3. Мой кот разбил вазу. Я очень расстроена.

4. Приходи ко мне на чай, я буду рада.

5. Вчера я опоздала на поезд. Очень злюсь на себя.

6. Я поругалась с мужем. До сих пор на него обижаюсь.

9. Упражнение «Австралийский дождь»

Инструкция: «Давайте все встанем со своих мест и немного отодвинем стулья назад.

Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас  к каждому из вас по очереди я буду подходить и показывать движение, которые вы должны будете повторять до тех пор, пока я не подойду и не покажу новое.

Следите внимательно!»

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Обсуждение. Поделитесь своими впечатлениями от этого упражнения.

10. Упражнение «Лучшее о себе»

Материалы: планшеты, листы бумаги, ручки.

Инструкция: «Я попрошу каждого из вас вспомнить и записать три своих сильных качества, достоинства. На эту работу у вас будет 2 минуты».

Продолжение инструкции: «А сейчас озвучьте, пожалуйста, перед всей группой свои сильные качества и хорошие поступки. Сделайте это громко, гордо, уверенно. А группа не забывает наградить каждого участника после выступления аплодисментами».

Обсуждение. Легко ли было говорить о своих достоинствах? Если сложно, то с чем это связано?

Вывод: «В нашей жизни бывают разные ситуации. Даже в самые сложные моменты мы должны помнить о том, что у нас с вами есть наши внутренние ресурсы – наши сильные качества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий «В гармонии с собой»

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «...

Семинар, с элементами тренинга на тему "Эмоциональное выгорание воспитателей"

Представлена презентация опыта работы с воспитателями ДОУ. Приведены методические рекомендации - как избежать эмоционального выгорания....

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов...

Тренинг профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОО

Тренинг профилактики  синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДООЦель: Профилактика  и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с ...

Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности"

Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренинга...

Тренинг: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания».

Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его причинами, стадиями, способами профилактики....

тренинг для профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление с приемами саморегуляции...