патриотическое воспитание
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

занятия по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание

Конспект занятие: «Моя  семья».

Цель:

Формировать  представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи.

Задачи:

*Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью;

*Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

*Развитие умения рассуждать и доказывать, развитие мышления.

Словарная работа: семья, дедушка, бабушка, тётя, дядя.

Материал: рисунки на тему «Моя семья», дидактическая игра «Кто какую работу в доме выполняет», персонажи сказки «Репка», сюжетные картины.

Музыкальный ряд: песня «Неразлучные друзья».

Предварительная работа: чтение рассказов – Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Как Вовка бабушек выручал», Л. Толстой «Старый дед и внучек»; совместные рисунки родителей и детей «Герб семьи»; рисунки детей на тему «Моя семья»; совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.

Ход занятия.

Дети стоят в кругу.

- Собрались все дети в круг.

 Я - твой друг и ты – мой друг.

 Крепко за руки возьмёмся

 И друг другу улыбнёмся.

- Здравствуйте, милые дети, вы  всех прекрасней на свете. Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся ними.

Дети садятся на места.

• Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодня на занятии мы с вами совершим путешествие в сказку.   Хотите?

- Её название вы узнаете, ответив на вопрос: «Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось собрать большой урожай этого овоща?» (показывается репка).

- Это сказка про дружную семью. Назовите её членов. (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.)

• Беседа. Рассказы детей.

- Как вы  понимаете, что такое семья?

- Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.

- Репка хочет познакомить вас с семьёй, которая её растила, рассказать про них сказку.

 - «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Ста  дед репку и земли тащить: тянет-потянет - вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. А бабка говорит: «Я тебе обязательно помогу, но уж очень мне интересно, что это за рисунки у ребят?»

- Дети, расскажем бабке?

- Сегодня у нас на занятии открыта выставка рисунков «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети по желанию выходят к своим рисункам, рассказывают, кто изображён.)

Наводящие вопросы:

- С кем ты живёшь?

- Кто самый старший в вашей семье?

- Кто самый младший?

- Как ты заботишься о членах своей семьи?

- Ты любишь своих близких? Почему?

 Психогимнастика.

- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение?

- А если они хмурятся?

- Слушаем сказку Репки дальше.

- «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, а внучка говорит: «С удовольствием, а потом с ребятами поиграю».

 Игра «Кто какую работу выполняет».

Дети выходят к доске. Каждому участнику раздаётся карточка с названием того или иного задания, которое выполняет кто-то из членов семьи. Дети ставят эту карточку рядом с иллюстрацией члена семьи, произнося при этом фразу, например: «брат катается на коньках». И т. д.

Внучка с детьми участвует в игре.

 Физ. минутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый  делает  зарядку.

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).

Папа бодро приседает (приседания).

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).

А я сам бегу трусцой

И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).

- Сказка продолжается: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку. Та охотно прибежала на помощь». Потом она увидела иллюстрации на доске, и ей захотелось у нас остаться. Разрешим Жучке?

 Работа над иллюстрациями.

Воспитатель предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи животных.

- Рассмотрите иллюстрации. Как можно назвать каждую из них? (Семья кошки с котятами; семья коровы и быка с телятами).

- Можно сказать, что на каждой картине изображена семья?

- Почему?

- Что чувствует кошка рядом со своими котятами? Корова и бык с телятами?

- Правильно и животные испытывают чувство радости, когда находятся в окружении семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся новому в жизни. А детёныши радуются тому, что родители их согревают, защищают.

- Понравилось жучке вместе с вами иллюстрации рассматривать, но репку надо дальше тянуть.

- Кого позвала Жучка?

- Кошка прибежала, хочет с вами поиграть.

 Пальчиковая гимнастика «Дружная семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

- Сказка продолжается. «Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку».

- Мышка прибежала не с пустыми руками, принесла для вас загадки.

1. Мне она тётя, а моей маме…(сестра).

2. Моем папе он папа а мне…(дедушка).

3. Моему папе он  жена, а мне…(мама).

4. Папе он родной брат, а мне…(дядя).

- Вот какие интересные задания приготовила для вас мышка. Взялись они все  вместе за репку и вытянули её из земли.

- Как вы думаете, почему они вытащили репку? (Тянули все вместе, дружно).

Итог.

- Как хорошо, что у всех у вас есть семьи. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

- Что вы хотите пожелать своей семье?

Исполнение песни «Неразлучные друзья».

- Закончить наше игровое занятие я предлагаю песней, которая называется «Неразлучные друзья».

 

Конспект занятие: « Родословная – старинная русская традиция»

Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.

Задачи:

Закреплять имеющиеся знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях.

Воспитывать уважительное отношение к старшим.

Иллюстративный материал: рисунки из серии «Славянская семья» - «Кузнец», «Славянская семья».

Предварительная работа: повторение терминов родства (бабушка, дедушка, мать, отец, племянник, сын, внук, дочь, муж, жена), ласковых, уважительных  старинных обращений  к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).

( в скобках даны примерные ответы детей)

Ход занятия:

Воспитатель:

 - Ребята, мы с вами много говорили о семье, рассматривали иллюстрации, репродукции картин, выучили много стихов. Сегодня мы вновь поговорим о семье, но только теперь о людях, которые жили в старину. ( Показывает рисунок «Славянская семья»)

- Что изображено на рисунке? (ответы детей)

- Этот рисунок отображает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом? (рассказывает о прошлом)

- Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое? (одежда людей необычная, старинная)

- Какую одежду носили в старину люди? (мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины надевали рубахи, сарафаны, сверху на голову повязывали платочки)

- Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке живут в современной квартире?  (нет, они живут в избе)

- Как вы догадались, что они живут в старинной  избе? (В избе стены деревянные, есть русская печь)

- Да, в каждой крестьянской избе была печь, она согревала избу, в ней готовили еду, на лежанках отдыхали.

- Какие старинные предметы вы видите на рисунке? (деревянные ложки, кубки, ухват с глиняным горшком,  прялка)

- Прялка – удивительный предмет! Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено.

Воспитатель:

- Итак, благодаря рисунку мы  с вами можем представить, как жила раньше семья. Мы как бы попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу ? (Родные) Как можно назвать их одним словом? (Семья).

-Мы знаем, что эта семья жила давно. Видим, что это большая семья.

-Пожалуйста, подумайте и скажите: кто кем кому приходится в этой семье?

- Посмотрите на рисунок и скажите, кто здесь самые старшие члены семьи? (Дедушка и бабушка)

- Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится дедушке и бабушке? (Он их сын).

 - Кто стоит возле отца? (Его сыновья, внуки дедушки и бабушки).

- Как вы думаете, почему молодые люди стоят? (Они выражают уважение к старшим членам семьи).

- Да, в старину в семьях почитали, очень уважали старших, во всем их слушались, не смели им перечить, не перебивали, не капризничали. Родители учили своих детей и внуков всему, что умели сами, передавали свой жизненный опыт. Посмотрите, как внимательно слушают сыновья отца. Наверное,  он рассказывает им что-то очень важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением и уважением. Дети во всем помогали родителям. Посмотрите, художник показал, как дочь помогает своей матушке готовить еду. С детства воспитывали любовь к труду, трудолюбие.

Воспитатель:

- А чем в это время занята сама матушка? (Она прядет пряжу и присматривает за маленькой девочкой – своей племянницей)

- А кто такие племянники? (Это дети братьев и сестер)

- Как вы думаете, у этой девочки есть родители? (да, на этом рисунке в избу входит ее отец).

Воспитатель:

- Семьи в старину были большими и дружными, родственники всегда помогали друг другу. Пока брат отца со своей женой  были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали его родные. Люди были очень гостеприимными, хлебосольными, гостей встречали хлебом и солью. Любили веселье, игры,  пляски, хороводы. Такие были в старину обычаи.

(Проводится народная подвижная или хороводная игра)

Воспитатель:

- Обычай- это то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день.

Обычаи передавались от отцов, и дедов детям и внукам и со временем становились традицией.

- Давайте еще раз повторим, какие были обычаи в старину (Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращались  друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу)

- Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, отца, других членов семьи? ( Матушка, батюшка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).

Воспитатель:- Какие хорошие, замечательные обычаи! Мы тоже  постараемся им следовать, будем поддерживать традиции.

- В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки – это наши родственники, которые жили до нас, перед нами.

Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, о своих дедушках и бабушках, о своих предках, о своих родных, об истории своей семьи. Так создавалась родословная семьи, где знали имена, отчества и фамилии всех своих родных, знали, чем они занимались, где жили.

- Давайте и мы придумаем имена  членам этой дружной семьи (Дети предлагают и обсуждают: дедушка – Петр Васильевич, бабушка – Тамара Ивановна, отца назовем Иваном  Петровичем, а мать -  Екатериной, дядю – Алексеем, сыновей – Михаилом, Данилой, и Ильей, дочь –Софьей, а маленькую племянницу – Аннушкой).

Воспитатель:

- Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто, а чтобы было понятно, о ком идет речь, люди использовали отчества и прозвища. Например Иван – сын Петра (Петров сын), внук кузнеца – Кузнецов внук. Так и появились фамилии.

Так, предком этой семьи был кузнец ( выставляется рисунок), и фамилия у них  произошла от кузнеца – Кузнецовы. Так появился род Кузнецовых.

- А родословная идет от дедушки и бабушки, потому что они самые старшие члены семьи.

Воспитатель раздает детям заранее приготовленные листочки с именами рода Кузнецовых и на доске дети с помощью воспитателя строят родословную семьи.

Воспитатель:

 - Посмотрите, имена выстроились тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколение: бабушек и дедушек, мамы и папы и поколение детей. У нас получилось ТРИ поколения Кузнецовых. Дома вы с родителями можете составить родословную своей семьи и узнать историю своей семьи: ее корни, ее обычаи и традиции.

А наше занятие окончено. Спасибо всем.

Сценарий семейного праздника «Цветок семейного счастья»

Цель: Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях.

Задачи:

  1. Закрепить понятие «генеалогическое древо».
  2. Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи
  3. Побуждать детей открыто, искренне выражать свои чувства.
  4. Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений.

Предварительная работа:

*  изготовление цветка с 7 лепестками, на лепестках надписи:

*  родство;

*  любовь;

*  забота;

*  здоровье;

*  веселье;

*   дружба;

*  увлечение;

*  создание генеалогического древа семьями - участниками;

*   подготовка материала к изготовлению картин (клей, бумага, природный бросовый материал, салфетки, кисти).

Ход праздника.

Ведущий. - Здравствуйте, дорогие взрослые и дети! Мы собрались сегодня все вместе, чтобы поговорить о самом дорогом, о самом главном, что есть у человека - о его семье.

Давайте вместе произнесем слово «Семья». Семь - я. Что оно означает?

Давайте послушаем, что об этом думают дети? (рассказы детей). Действительно, семья – это (сделать вывод из высказываний детей).

Счастливая семья похожа на красивый цветок, лепестки которого сейчас расскажут нам о том, какой она должна быть.

(Ведущий прикрепляет к мольберту серединку цветка.)

Ведущий. -  Дети, я думаю, что каждому человеку интересно побольше узнать о своих предках. Кем они были, чем занимались, как жили? У каждой семьи своя история. Свою связь с предками и родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется генеалогическим древом. (Показывает образец). Он и в самом деле похож на дерево, у которого есть корни, ствол, ветки и листья. И сегодня (перечислить) познакомят нас с происхождением своей семьи.

(Представление родословных).

Ведущий. Итак, мы сейчас доказали с вами, что первый лепесток нашего цветка обозначает родство, связь разных поколений.

(Прикрепляется первый лепесток - «родство»). А сейчас немного отдохнем - дружно песенку споем.

Ведущий. В хорошей дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают и самое главное - любят друг друга.

А когда любят друг друга, то свою любовь выражают ласковыми словами. У нас есть волшебная шкатулка, которую мы сейчас заполним ласковыми добрыми словами.

(Шкатулка передается по кругу)

Теперь мы знаем, что любовь и уважение к своим близким наши семьи выражают добрыми и ласковыми словами.

(Прикрепляется второй лепесток - «любовь»).

Ведущий. Но любовь нужно и делами своими доказывать: помогать друг другу, заботиться друг о друге. И сейчас мы узнаем, какие замечательные помощники живут в наших семьях.

Конкурс «Помощники» (совместное приготовление салата).

Ведущий. Вот мы и выяснили, что в счастливой семье все заботятся друг о друге, помогают во всем.

(Прикрепляется третий лепесток - «забота»).

Ведущий. Самые старшие и уважаемые члены семьи - это бабушки и дедушки. Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас. Но вы всегда должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим мамам и папам, а значит и вам. И когда ваши папы и мамы были совсем маленькими, бабушки пели им колыбельные. Хотите послушать?

Звучат колыбельные в исполнении бабушек.

Ведущий. А сейчас я предлагаю поблагодарить бабушек и спеть для них веселую песню.

В старину на Руси говорили «Где много песен поётся - там и весело живется».

(На цветке появляется четвертый лепесток, обозначающий веселье).

Ведущий. Я думаю, что вы очень любите свой родной дом. Не важно - большой он или маленький, в городе или в деревне. И, наверное, каждый из вас хочет, чтобы в вашем доме было красиво и уютно. Сейчас я предлагаю участникам нашего праздника сделать свой дом еще краше. (Из предложенных материалов участникам предлагается сделать красивую картинку для украшения интерьера дома).

Пока семьи - участницы трудятся, вас ждет музыкальный сюрприз.

Ведущий. Вы все дружно работали, поэтому у всех картины получились очень красивыми, яркими. И мы узнали еще один секрет счастливой семьи - она должна быть дружной.

(Крепится пятый лепесток - «дружба»).

Ведущий. Есть такая пословица «В здоровом теле - здоровый дух». Если человек здоров - он бодр, весел, радуется жизни и у него все ладится. Поэтому мы должны заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье своих родных. И я предлагаю семьям - участникам нашего праздника поделиться своими рецептами здоровья.

(Презентация напитков).

- Дети, оказывается, счастливая семья - это здоровая семья.

(Крепится   шестой лепесток - «здоровье»).

Ведущий. Славно мы сегодня вечер проводим, и я, кажется, знаю, что еще необходимо для того, чтобы семья была счастлива. Может, кто-нибудь подскажет мне? Да, дети, это всем вместе отдыхать, интересно и увлекательно проводить свое свободное время. Кто умеет отдыхать, тот хорошо трудится и учится. О своем отдыхе и увлечениях нам сейчас расскажут и покажут участницы нашего праздника.

(Представление семейных газет).

Вот и седьмой лепесток раскрылся на нашем цветке - «увлечение» Расцвел наш красивый цветок - цветок «Семейного счастья». Берегите его. Оказывается, что семья счастлива тогда, когда она имеет много родственников, и все они любят, заботятся, помогают друг другу, дружат и умеют интересно и увлекательно отдыхать с пользой для своего здоровья. И в конце нашего праздника я предлагаю всем спеть песню «Взрослые и дети».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...