Консультация (для педагогов) по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»
консультация на тему
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства, и оказывает значительную роль в речевом развитии ребёнка. Театрализованная деятельность доступна и понятна детям раннего возраста, вызывает у них эмоциональный отклик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost_kak_sredstvo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozratsa.docx | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 95 г.Братска
КОНСУЛЬТАЦИЯ
(для педагогов)
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста »
Подготовила воспитатель
I квалификационной категории
Злобина Т.В.
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства.
Возможность проявить свою творческую активность важна для эмоционального благополучия ребёнка. На основе творчества мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребёнка. Очевидно, что в будущем не каждый ребёнок становится актёром. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности.
Театральной деятельности принадлежит особая роль в формировании позитивного отношения к творчеству, к труду. Конечно, дети – не профессиональные актёры. Они не могут хорошо владеть сценическим мастерством, не могут радовать зрителей в той степени, как это делают профессиональные актёры. Но на занятиях в детском саду это не главное. Главное же – помочь детям поверить в свои силы.
Играя роль, ребёнок не только представляет, но и эмоционально переживает поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Известный детский психолог А.В.Запорожец утверждал, что театрализованным играм принадлежит особая роль в формировании у ребёнка умения мысленно действовать в воображаемых ситуациях, без чего невозможна никакая творческая деятельность. При этом ребёнок даже в роли зрителя не хочет занять позицию стороннего наблюдателя. Он вмешивается в ход событий, пытается помочь героям. Такая форма активности представляет собой как бы первую ступень в развитии эстетического восприятия. Запорожец называл её «содействие», по аналогии с известным термином «сопереживание». Осуществляя эту своеобразную деятельность, ребёнок мысленно становится на позицию героя, прослеживает ход его действий, сочувствует его неудачам, радуется успехам, вместе с героем он стремится достичь определённых целей.
Исполняя роль, ребёнок приобретает опыт различного рода взаимоотношений, что важно для социального развития.
Стоя вместе со сверстниками на сцене, ребёнок не чувствует себя одиноким.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное, ищут способы и средства для выражения индивидуальности. Особенно заметна эта тяга в среднем и старшем дошкольном возрасте. Наряду с этим всё более набирает силу и другая тенденция. При подготовке спектакля дети учатся выделять цель, средства её достижения, планировать и координировать свои действия, а в результате нарастает произвольность их действий.
Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребёнка.
Исследование по логопедической ритмике, проведенное Г.А.Волковой, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи: словаря, грамматического строя, диалога, монолога - совершенствованию звуковой стороны речи и др.
При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию способствует именно самостоятельная театрально – игровая деятельность. Ведь она включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но так же и художественно – речевую деятельность (передача знакомого содержания, сочинительство, инсценирование, исполнение песен от лица персонажа, приплясывание, напевание и т.д.).
Театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития. В период с 4 до 7 лет происходят серьёзные изменения в личностном развитии дошкольника, требующие от взрослых пристального внимания. Раньше малыш верил взрослым, которые говорили: «Молодец! Ты хорошо танцуешь, поёшь, исполняешь свою роль.» В старшем дошкольном возрасте появляется самооценка, ребёнок начинает сам оценивать себя, свои действия. Прежде всего его самокритичность направлена на оценку тех результатов, которые ему приходится демонстрировать другим (выступление на празднике и т.п.).
Театрализованная деятельность является эффективным способом преодоления у ребёнка застенчивости, неуверенности в себе, тревожности, страхов. А возраст 4 лет – наиболее благоприятным периодом для начала оказания такой помощи.
Наблюдения показали, что в коллективной театральной деятельности даже самым робким легче справится с волнением при выходе на сцену.
Ребёнок податлив и доверчив, ему проще повторить действия педагога, чем самостоятельно создавать образы героев. Репетиции вызывают у детей переутомление, гасят искренность чувств, лишают ребёнка свойственной ему образности и импульсивности. Абсолютно недопустимы всяческое «натаскивание», перегрузка детей информацией, психологическая напряжённость во время репетиций и выступлений.
Театральная деятельность строится на основе игры. Ведь ребёнок дошкольного возраста не профессиональный актёр, он «играет в театр». Театральная деятельность носит творческий характер и должна осуществляться в свободной, лёгкой форме. Репетиции необходимо вводить только в старшем дошкольном возрасте. Не всегда нужно точно следовать тексту, наоборот, можно и нужно отступать от него, прибегать к импровизациям. Пусть в содержание постановки войдут фантазии, знания ребёнка о жизни.
Как лучше начать и чем закончить спектакль? Лучше наградой для детей является торжественное представление каждого участника спектакля зрителям. В заключительной части спектакля педагог объявляет: «В нашем спектакле роли исполняли заслуженные актёры нашей группы Маша Михалёва…..» и далее перечисляет имена и фамилии всех детей. Зрители награждают каждого исполнителя бурными аплодисментами. Педагогу важно помнить, что в инсценировании художественного произведения дети должны участвовать независимо от их способностей. При повторном показе можно произвести замену участников.
Глубоким огорчением для детей является лишение их возможности выбора героя. В этом театрализованная деятельность предоставляет больше возможности для инициативы и самостоятельности детей.
Зрителями спектаклей могут быть не только дети своей группы, но и дети других групп, родители.
Участвуя в театральном действии повторно, ребёнок чувствует себя более свободно, легче преодолевает волнение.
Родителей можно привлечь к участию в постановке спектакля. Они так же могут помочь в изготовлении костюмов, декораций к спектаклю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая ...
Консультация для педагогов на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников»
Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медве...
Консультация для педагогов на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему:«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ (для воспитателей) Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»
КОНСУЛЬТАЦИЯ(для воспитателей)Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов на тему «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»
В театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и...