Логоритмика в работе с детьми имеющими нарушения речи. ( опыт работы)
статья (старшая группа) по теме
занятие по логоритмики структурировано, привязано к лексической теме, построено с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 192.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Лескова Галина Владимировна учитель-логопед,
Логоритмика в работе с детьми имеющими нарушения речи. ( опыт работы)
У большинства детей, посещающих группы для детей с нарушениями речи
отмечается недоразвитие внимания, памяти, пространственного гнозиса, трудности в установлении временных и причинно-следственных связей и т.д. Их речь характеризуется бедностью, ограниченностью словарного запаса, множественными нарушениями в грамматическом строе и произношении. Нарушен фонематический слух и фонетическое восприятие.
Безусловно, страдают и разные стороны музыкальной деятельности. В то же время музыкальная деятельность очень важна для развития детей с нарушениями . Нередко музыке удается сделать то, чего не могут сделать лекарства и сеансы психотерапии.
Совместно с музыкальным руководителем сформулированы задачи логоритмических занятий:
1. Развить у детей двигательно – образные навыки: умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве.
2. Расширить лексический запас детей с общим нарушением речи и с задержкой психического развития.
3. Учить детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.
4. Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память.
5. Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
6. Обучать детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому, при произношении изучаемого звука.
7. Развивать мелодико – интонационные компоненты, творческую фантазию и воображение.
На основе этих задач разработана структура логоритмического занятия :
1. Вводная часть ( 3 минуты)
Двигательная разминка: включает в себя разминку в виде различных видов ходьбы, бега.
2. Основная часть ( 15-20 минут )
Состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений: муз.- ритм. движений, развитие психических функций и компонентов деят.-ти, на развитие способности ориентироваться в пространстве.на развитие эмоц.-волевой сферы, (т.е все задачи представленные выше), кроме того в основную часть включены упражнения, способствующие развитию функции дыхания.
3. Заключительная часть ( 5 минут)
Включает в себя подвижную или речевую игру
( зависит от двигательной нагрузки основной части)
При планировании занятии мы учитываем конкретный материал той или иной лексической темы , подбирая для музыкальных занятий репертуар, который позволил бы закрепить тот или иной речевой материал.
Развивая мелодико-интонационную сторону речи., используем распевки на определенный звук (“У”--- воет волк, ухает филин; “АУ”---- играем в игру “Прогулка в лесу”, музыка Ломовой Т. , Тарасовой К.В., и другие); упражнения, развивающие силу выдоха и голоса (“завывание ветра” - усиление и ослабление силы голоса, не прерывая дыхания); или звукоподражания в разных ритмах, с разной интонацией.
Рассмотрим использование речевого и музыкального материала на примере темы “Дикие животные”. Эта тема очень обширна, интересна, так как позволяет решать разнообразные задачи. Занятие строится как развернутая ролевая игра или музыкально- литературная композиция, объединенная общей канвой. Дети учатся передавать в движениях под музыку разнообразные игровые образы: волк - сердитый и злой, лисичка - хитрая и кокетливая, медведь - неуклюжий, но добрый, белочка - маленькая и быстрая, а зайчишка - подвижный, но трусливый. Дети с удовольствием перевоплощаются в зверюшек, этому способствуют различные “превращалки”, которые настраивают на передачу образа, мобилизуют внимание, вызывают желание играть:
1) “ Эй, малышки-ребятишки, приглашаю поиграть. Ставьте ушки на макушке, я вас буду превращать”;
2) “Мы сейчас все дружно хлопнем, мы сейчас все вместе топнем. Вправо-влево поклонились и в Мишуток превратились;”
3) “Вокруг себя повернись, в кого хочешь - превратись”.
Все коррекционно ритмическое занятие подчинено одному сюжету, где дети играют на “лесной полянке”, “встречаются” с различными дикими животными. Танцуют образные танцы, например, “Зайчики и белочки”, муз.Вересокиной Т. (“Гармония”, 6 год жизни );
“Медвежата”, муз.Красева М. Данные игры, танцы и упражнения позволяют детям чувствовать себя более раскрепощенно, раскрыться в образе и почувствовать свою индивидуальность.
Очень любят дети исполнять песенки о животных: “Вот какие чудеса”, муз. Филиппенко А.; “Рукавичка”, муз. Тугаринова Ю.; “Белочка” Котляровского Р. и др. Исполняем звукоподражания: “У------------” (вой волка), “Э----------- (рычание медведя)”, “Пых-пых” (пыхтит ежик). Очень нравится ребятам надевать маски различных животных, каждый может выбрать себе маску по желанию.
Развитию ритмического слуха на музыкальных занятиях способствуют такие ритмические игры:
1) “Догони белочку”: дети встают по кругу и “передают” хлопок (“ловят” хвостик белочки).
Эта игра также направлена и на развитие ориентировки в пространстве, так ка
2) “Зайчик”: быстрые, равномерные хлопки или хлопки в определенном ритме. Дети стараются четко и правильно повторить заданный ритм;
3) “Мишка”: неторопливые переступания с одной ноги на другую в определенном ритме.
Также на логоритмических занятиях у детей развивается динамический слух, например, через игру “Зайцы и медведь”, муз.Финкельштейн Ф. Медведь - громкая музыка, звучит в низком регистре; зайчишки - маленькие, подвижные, музыка звучит тихо в высоком регистре . Эта игра также развивает и ориентировку в пространстве : домик мишки и зайцев находятся в разных углах зала.
Подбирая музыкальные произведения для слушания, учитываю недостаточную концетрацию и малый объем внимания у детей. Поэтому произведения подбираю небольшие по объему и достаточно интересные и динамичные. Прослушивание сопровождается красочным, доступным по содержанию рассказом педагога, показом иллюстраций и произведений художников. (“Почему медведь зимой спит” Книппера Л., “Колыбельная медведицы” Крылатова Е., “Зайчику холодно” Окунева А., “Белка” Римского-Корсакова Н.).
Таким образом, достигается эффект “погружения” детей в изучаемый лексический материал, соблюдается принцип многократности его повторения в разных видах деятельности. Вокруг каждого ребенка создается речевая среда, содержащая в себе игровую ситуацию и яркий эмоциональный фон.
Учитывая быструю утомляемость детей, в разных частях занятия я использую приемы релаксации (отдых на ковре, сидя или лежа, самомассаж различных частей тела), что помогает снять напряжение, усталость и восстановить внимание и работоспособность.
Мы учитываем структуру речевого нарушения каждого ребенка, подбираем и разучиваем с детьми стихи, закрепляем тексты песен, одновременно осуществляя контроль за автоматизацией звуков.
В подготовительной логопедической группе, когда дети знают буквы и умеют произносить правильно звуки, мы играем в такие подвижные музыкальные игры, как
- “Чики- чок , не стесняйся язычок” (на произношение различных звуков)
- “Буквы волнуются” (на изображение букв в позе) и др.
Результатом нашего взаимодействия является то, что дети постепенно преодолевают трудности в развитии, учатся слушать, анализировать, научаются средствам познания, у них развиваются координация движений, слуховая и ритмическая память, речь, фонематический слух
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»
Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...
Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....
Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".
Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....
«Использование логоритмики при работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздор...
Логоритмика: взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
В данной статье описывается совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи на занятиях по логори...