Выступление на педагогическом Совете «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»
материал (младшая группа) по теме

Байбикова Клара Растямовна

«Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»

 

 

                                Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. 

 

                                                                                                       Гордон Байрон

 

             В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы педагогов с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

 

           Следует отметить, что патриотические чувства не возникают сами по себе – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека с самого раннего возраста. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. В свою очередь, именно дошкольный возраст является сензитивным периодом становления личности и имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, в том, числе и чувства патриотизма.

 

          В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит, система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества. В настоящее время, принятый ФГОС ДО дает возможность (до 40 % )  включать в образовательный процесс национально-региональный компонент в программу дошкольного учреждения

         Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России.

Основными целями регионального компонента являются:

  • создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
  • ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;
  • обеспечение единства образовательного пространства.

Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:

  • развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг;
  • обновление содержания общего образования;
  • овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;
  • воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

             В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Все понимают, что человек не любящий Отечество не многого стоит. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные личностные качества. Но также все прекрасно понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем любить Родину. Встает вопрос, как научить ребенка, любить свою Родину?

         Ребенку нужно донести, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Познакомить его с районом, в котором он живет, с улицей по которому он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

           Мы живем в Мордовии. Это Республика со своим историческим прошлым, богатой и прекрасной природой – обширными полями, реками.

Основное  богатство  Республики - люди. В Мордовии проживают люди разных национальностей. Более всех здесь проживает мордвы, татар, русских. Поэтому важно с детства воспитывать в детях чувство толерантного отношения друг к другу. Безусловно, чувство толерантности формируется под влиянием родителей и педагогов.

           

Национально-региональный компонент ведется по следующих направлений деятельности дошкольных учреж­дений:

■   приобщение к истокам национальной культуры народов, насе­ляющих Республику Мордовия. Предоставление возможности  каждому ребенку  обучения и воспитания на родном языке, формирова­ние у детей основ нравственности на лучших образцах националь­ной культуры, народных традициях и обычаях;

■   знакомство с  русским, мордовским и татарским языками в дошкольных образо­вательных учреждениях в равных объемах;

■    ознакомление с историей, географией Республики Мордовия, расширение знаний детей о своем родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толе­рантной личности — привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

■    ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры. 

           Содержательная сторона деятельности педагогов по приобщению детей к мордовской  национальной культуре предусматривает реали­зацию  программы «Мы в Мордовии живем» О.В.Бурляевой

           О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь, написано много, поскольку обращение к его наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатства страны.

 

       Столица Республики Мордовия город Саранск, его памятники, музеи, архитектура всегда имели большое значение в духов­ном,  нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения. Вос­хищение памятниками архитектуры, трудовым и нравственным подвигом народов, населяющих Республику, воспитывает у детей чувство любви к родным местам, людям, проживающим на ее территории, которое с годами крепнет, рас­ширяется и перерастает в одно из самых прочных и возвышенных  человеческих чувств — любовь к Родине.

 

Использованная литература:

1.Региональный модуль программы «Мы в Мордовии живем»  - О.В. Бурляева.

2.Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание» – М.: ЦГЛ, 2004.

3. ФГОС дошкольного образования, 2014 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovaklara_avtosohranennyy.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»

                                Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. 

                                                                                                       Гордон Байрон

             В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы педагогов с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

           Следует отметить, что патриотические чувства не возникают сами по себе – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека с самого раннего возраста. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. В свою очередь, именно дошкольный возраст является сензитивным периодом становления личности и имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, в том, числе и чувства патриотизма.

          В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит, система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества. В настоящее время, принятый ФГОС ДО дает возможность (до 40 % )  включать в образовательный процесс национально-региональный компонент в программу дошкольного учреждения

         Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России.

Основными целями регионального компонента являются:

  • создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
  • ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;
  • обеспечение единства образовательного пространства.

Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:

  • развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг;
  • обновление содержания общего образования;
  • овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;
  • воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

             В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Все понимают, что человек не любящий Отечество не многого стоит. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные личностные качества. Но также все прекрасно понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем любить Родину. Встает вопрос, как научить ребенка, любить свою Родину?

         Ребенку нужно донести, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Познакомить его с районом, в котором он живет, с улицей по которому он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

           Мы живем в Мордовии. Это Республика со своим историческим прошлым, богатой и прекрасной природой – обширными полями, реками.

Основное  богатство  Республики - люди. В Мордовии проживают люди разных национальностей. Более всех здесь проживает мордвы, татар, русских. Поэтому важно с детства воспитывать в детях чувство толерантного отношения друг к другу. Безусловно, чувство толерантности формируется под влиянием родителей и педагогов.

           

Национально-региональный компонент ведется по следующих направлений деятельности дошкольных учреждений:

■   приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Мордовия. Предоставление возможности  каждому ребенку  обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

■   знакомство с  русским, мордовским и татарским языками в дошкольных образовательных учреждениях в равных объемах;

■    ознакомление с историей, географией Республики Мордовия, расширение знаний детей о своем родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности — привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

■    ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры. 

           Содержательная сторона деятельности педагогов по приобщению детей к мордовской  национальной культуре предусматривает реализацию  программы «Мы в Мордовии живем» О.В.Бурляевой

           О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь, написано много, поскольку обращение к его наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатства страны.

       Столица Республики Мордовия город Саранск, его памятники, музеи, архитектура всегда имели большое значение в духовном,  нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения. Восхищение памятниками архитектуры, трудовым и нравственным подвигом народов, населяющих Республику, воспитывает у детей чувство любви к родным местам, людям, проживающим на ее территории, которое с годами крепнет, расширяется и перерастает в одно из самых прочных и возвышенных  человеческих чувств — любовь к Родине.

 

Использованная литература:

1.Региональный модуль программы «Мы в Мордовии живем»  - О.В. Бурляева.

2.Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание» – М.: ЦГЛ, 2004.

3. ФГОС дошкольного образования, 2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

               Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и регионал...

Деловая игра «Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Презентация для деловой игры «Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Актуальность проблемы патриотического воспитания в ДОУ"

Конспект разработан с учетом актуальности данного направления в дошкольной педагогике. Педсовет проводится в виде командной игры, участвуют 2 команды педагогов....

«Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».

Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа. ...

Отчет по самообразованию на тему: «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников» в подготовительной группе за 2022-2023г.

Отчет  о проделанной работе по самообразованию на тему:«Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»в подготовительной группе...

обобщающий опыт по самообразованию : «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»

ТЕМА ОПЫТА: «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников» ИДЕЯ    ОПЫТА: создание   педагогических    условий ...