Проект "Путешествие с Микрошей"
проект (старшая группа)

Филимонова Елена Викторовна

Проект для детей 5-7 лет по формированию естественнонаучных представлений, через использование цифрового микроскопа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Соловушка\Desktop\документы\СОЛОВЕЙ2-ЛОГО.jpgМуниципальное автономное дошкольное образовательное                                                        

             учреждение  города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Формирование естественнонаучных представлений

у детей 5 – 7 лет

через  работу с цифровым микроскопом

«Путешествие с Микрошей»

       Автор-составитель:

       Филимонова Елена Викторовна

                воспитатель МАДОУ ДСКВ № 61,

высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск, 2015г.

Содержание:

1.Краткая аннотация проекта……………………………………………

3  

2. Обоснование необходимости проекта……………………………….

4  

3. Концептуальные основы………………………………...……………

5

4. Принципы реализации проекта………………………………………

7

5. Этапы реализации проекта…………………………………………

9

9. Условия реализации проекта…………………………………………

15

10. Кадровое обеспечение проекта……………………………………

15

12.Методическое обеспечение проекта …………………………….…

15

11. Материально – техническое  обеспечение ……………………...…

15

13. Перспективы дальнейшего развития проекта……………………

16

14.Список литературы…………………...………………………………

17

Краткая аннотация проекта

Современные достижения цивилизации открывают новые возможности для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности связаны:

– с повышением ценностного статуса детства в современном обществе;

– с созданием новых форм и видов развивающих сред, способных мотивировать детей;

– с появлением коммуникационных и сетевых технологий;

– с расширением инновационных программ профессиональной подготовки педагогов.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов обеспечивает своевременное решение ряда проблем в системе дошкольного образования, оказывающих в дальнейшем существенное влияние. Перед образованием поставлены новые задачи, предусматривающие модернизацию дошкольных организаций и ведение деятельности по проектированию работы педагогических коллективов в новом режиме. Предложенный нами проект организации работы по развитию естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении имеет целью формирование у ребенка представлений об окружающем нас микромире.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. 

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Современные инновационные средства информационных компьютерных технологий позволяют проводить эту деятельность в активном взаимодействии и наглядном получении результата исследования.

Данный проект разработан на основе интегрированного подхода, содействия и сотрудничества детей и взрослых. В ходе работы над проектом дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Новая форма работы с родителями, введенная в рамках проекта, позволила увеличить количество родителей, активно участвующих в педагогическом процессе детского сада и своей группы.

Обоснование необходимости проекта

Проведенный опрос среди детей и родителей воспитанников нашего детского сада показывает:

  • К 5- 6 годам у 70% отсутствует познавательный интерес к естественно-научным представлениям.
  • 60% родителей не имеют возможности и затрудняются дать детям естественно-научные представления об окружающем мире.

На мой взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта

«Путешествие с Микрошей».

Я считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие и познавательные способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта: Формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира, расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности, развитие мышления воспитанников.

Задачи:

  • Познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством проведения опытов – микроскопом;
  • Учить элементарным навыкам работы с микроскопом;
  • Организовать детское экспериментирование с микроскопом;
  • Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;
  • Обогащать детей новыми, интересными знаниями;
  • Развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;
  • Активизировать и пополнять активный и пассивный словарь со словами и выражениями: связанными с экспериментальной деятельностью с микроскопом.

Инновационная направленность опыта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей для решения одной проблемы и применять их на практике.

     Практическая значимость проекта состоит в возможности совершенствования образовательного процесса в данном направлении с учетом предложенных мною методических рекомендаций по формированию естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста, повышения эффективности руководства данным процессом у детей 5-7 лет в дошкольных образовательных организациях.  

       Проблематика данного проекта требует повседневного взаимодействия с детьми, что доступно воспитателю.  Использование современных инновационных компьютерных технологий, разнообразных форм работы с учетом возрастных особенностей позволяет формировать у детей   интерес к ознакомлению как с окружающим миром, так и с собственным микромиром.

Новизна:      Проект  ориентирован на вступившие в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, работа в данном направлении обеспечивает  высокое  качество  дошкольного образования на основе использования  информационно - коммуникативных  технологий,  активизации познавательной и исследовательской деятельности детей  на основе проектного метода, как показатель сформированности предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Концептуальные основы

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Существует несколько  этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребенка.

Первый этап характеризуется проявлением любопытства.

А.Н. Леонтьев[25] отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». Ребенок – дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития.

Второй этап восприятия окружающего мира у дошкольников - резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.

Как отмечала Н.Г. Морозова[29]: «…на этапе раннего и дошкольного детства любознательность необходима и может быть достаточна для широкого ознакомления с окружающим предметным миром».

Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления.

Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л.А. Венгер[6], А.В. Запорожец[17], Г.В. Пантюхин[55], Н.Н. Поддъяков[46] и др.). На первоначальном этапе своего развития исследовательская деятельность ребенка характеризуется направленностью на особенности предметов, на выбор (поиск) предметов с заданными свойствами. Наблюдаются практические действия – ориентировочно-исследовательские.

Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретенные) способы действий, ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становятся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности. Именно в этот период, как отмечает Н.С. Пантина[35], главное противоречие в деятельности ребенка состоит в том, чтобы оторваться от ситуации, от старого стереотипа выполнения действия и учесть новые условия решения исследовательской деятельности: у ребенка развивается способность к обобщению явлений окружающей действительности и способность к преодолению трудностей.

Говоря о научной  логике познания в дошкольном возрасте, мы имеем в виду: овладением ребенком не только способностью выявлять особенности предметов, но и приобретения умения их сопоставлять, устанавливать сходства и различия, связи между ними, осуществлять многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений и пр. Для того чтобы эти знания привести в соответствии с научной логикой познания, необходимо осуществлять целенаправленный и педагогически-организованный процесс.

Таким образом, опираясь на  научно-педагогический опыт выдающихся ученых, педагогов, психологов, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, способствует развитию, познавательной потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового.

Принципы реализации проекта

1.Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

2.Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

3.Принцип интегративности – реализуется в сотрудничестве с семьей. Содержание материала определяется с учетом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с  микромиром.

Этапы реализации проекта

I этап - Организационно-подготовительный.

Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.

Содержание

Формы работы

Постановка проблемы.                        

Обогащение развивающей        

предметно-пространственной среды.                      

Подготовка программно-                    

методического обеспечения              

для реализации проекта.

Изучение опыта работы        

педагогов других ДОО по теме проекта.

Самообразование.

Оформление уголка «Юный исследователь», подборка дидактических игр (Что сначала, что потом; Части Тела и т.п.)

Подбор литературы, наглядного материала.

Приобретение   ИКТ.

Посещение библиотеки, использование интернет – ресурсов.

Модель

исследовательской деятельности

Подпись: Не подтвердилось

 II этап- Рефлексивно-диагностический.

Цель: выявление исходных показателей знаний обучающихся и их родителей по теме проекта.

   Содержание

Формы работы                         

Уточнение знаний детей о микромире.

Выявление уровня знаний родителей по данной теме.

Составление тематического перспективного планирования.

Беседы, наблюдения, рассуждения.

 Анкетирование, индивидуальные  и групповые консультации, тренинги.

Самообразование.

III этап- Практический.

Цель: организация образовательной работы по формированию естественно-научных представлений у детей 5-7 лет

   Содержание

Формы работы                         

Ознакомление с темой          проекта, постановка проблемной ситуации.

Реализация проблемы через                

активное внедрение цифрового микроскопа в   детскую  деятельность ознакомление с худ. литературой.

Приобщение к проблеме

в  развивающей предметно-пространственной среде (создание условий для детского экспериментирования: исследовательские центры, центры науки, уголок экспериментирования, уголок природы, стенды,  фотоколлажи )

Проведение циклов познавательных, эвристических бесед.

 «Путешествие в мой микромир», «Невидимки вокруг нас» (и т.д.)

Ознакомление в         досуговой деятельности.

Решение  проблемы во взаимодействии с родителями.

  • Беседы,
  • НОД,
  • Экскурсии
  • Опыты
  • Просмотр презентаций, клипов, мультфильмов;
  • Рассматривание книг, иллюстраций
  • Дидактические игры
  • Чтение художественной литературы, выставки детского творчества
  • Консультации,          беседы, папки-передвижки для родителей

 

                        

Формы реализации проекта:

  • Непосредственно образовательная деятельность.
  • Досуговая деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Экскурсии, встречи.
  • Исследовательская деятельность.
  • Продуктивная деятельность детей.

Формы реализации проекта в организованной образовательной

и совместной деятельности (3 под этапа)

В рамках проектной деятельности с детьми должны иметь место следующие мероприятия:

Важно выстроить взаимодействие с детьми  так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность.

Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитателю важно  придерживаться следующей последовательности этапов исследования:

  • актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;
  • обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
  • опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
  • предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия  нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Отправными моментами могут быть:  

  • реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).
  • специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.
  • воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей » или «Необыкновенные приключения Карика и Вали» из одноименного произведения Яна Ларри.)  и т. п.).
  • стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
  • Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
  • Отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

Формы реализации проекта в досуговой деятельности:

1.Развлечение на тему: «Увлечения моей семьи»

2. Блиц-турнир «Отгадай по фото, что за микромир»

3. Конкурс детских рисунков по мотивам прочитанных произведений

Формы реализации проекта в игровой деятельности.

Дидактические игры:

  • «Что такое хорошо, что такое плохо»,
  • «Как мы живем в детском саду»,
  • «Моя семья»,  
  • «Дарю подарки»,
  •  «Моя комната»,
  • «Найди предметы».

Формы реализации проекта в продуктивной деятельности детей.

  1. Организация выставки детских зарисовок «Я и мой Микромир »
  2. Фотоколлаж «Волшебное окно в микромир»
  3. Иллюстрирование сказок «Путешествие Карика и Вали», «Дюймовочка», «Мальчик с пальчик», «Путешествие Незнайки еа Луну»
  4. Оформление альбома детско-родительского творчества «Путешествие с невидимками».

5.Творческое рисование «Как я это увидел»

Формы реализации проекта посредством экскурсий, мини- проектов, опытов.

1. Экскурсии на огород.

2.Экскурсия по детскому саду.

3. Мини-проект  «Овощи» –

4. Мини-проект  «Фрукты» (такие разные растения)

5. Мини-проект  «Такие разные растения» (растения окружения ДОУ)

6. Мини-проект  «Такие разные растения» (комнатные растения)

 (бумага -  ткань)

7. Мини-проект  «Бумага» дерево - пластмасса)

8. Мини-проект  «Дерево» (камень - стекло)

9. Мини-проект  «Пластмасса» волосы)

10. Мини-проект  «Ткань» (ногти)

11. Мини-проект  «Стекло» кожа)

12. Мини-проект  «Камень» вода)

13. Мини-проект  «Песок - земля»

14. Мини-проект  «Вода»

15. Мини-проект  «Вода, Лёд, Снег»

16. Мини-проект  «Крупа»

17. Мини-проект  «Шерсть»

18. Мини-проект  «Ногти»

19. Мини-проект  «Волосы»

20. Мини-проект  «Кожа»

Этапы мини- проекта

  1. ознакомление
  2. опыты
  3. итог

Формы работы с родителями.

  1. Консультации из цикла экспериментирования и проведения опытов совместно с ребенком в домашних условиях:
  • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,
  • «Игра или   экспериментирование»
  • «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию»
  1. Создание предметно – развивающего образовательного пространства:
  • Детской библиотеки,
  • «Уголка природы»,
  • «Уголка экспериментирования»,
  1. Изучение семейного обучения детей дома:
  • Анкетирование родителей.

Папки-передвижки:

1. «Это интересно»

2. «Занимательно - познавательно»

6.Сотворчество детей и родителей «Твори, выдумывай, пробуй»

7.Выпуск газеты для родителей «Юные исследователи».

Мероприятия, совместные с родителями:

1. Родительское собрание «Юные экспериментаторы»

2. Конкурс  семейных работ «Волшебное окно в микромир».

3. Досуг «Экспедиция в микромир»

7. Создание фотофильма  «Путешествие с Микрошей»

IV этап- Итоговый.

Цель: осуществление рефлексии и определение дальнейших форм  реализации проекта.

   Содержание

Формы работы                         

Анализ знаний и умений  детей по теме проекта                

Анализ полученных  знаний и

умений родителей, их интерес              

к данной проблеме                              

Определение дальнейшей деятельности по формированию естественно-научных представлений чувств у детей        

Итоговые беседы.

Развлечения, викторины, анкетирование родителей Корректировка перспективного плана, форм работы по данной проблеме

Условия реализации проекта.

Проект реализуется на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детский сад № 61 «Соловушка», который расположен   по адресу: улица Дружбы народов 14а, город Нижневартовск Ханты-мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Россия.

Кадровое обеспечение проекта.

Наименование должности

Кол-во единиц

Заведующий МАДОУ

1

Заместитель заведующего по ВиМР

1

Заместитель заведующего по АХР

1

Воспитатель

1

Помощник воспитателя

1

ИТОГО

5

Методическое обеспечение проекта

  • опора на содержание:

- Программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2014–2020 годы»;

- Программы «Развития ДОУ»;

- образовательной программы ДОУ

  • Подборка мульмедийных презентаций.
  • Тематический план организованной - образовательной деятельности, бесед.
  • Подборка  художественных произведений.
  • Подбор методической литературы.

Материально – техническое  обеспечение:

  1. Цифровой микроскоп
  2. ТСО,
  3. групповое помещения,
  4. учебно-методические пособия,
  5. материал для экспериментирования и опытов

Перспективы дальнейшего развития проекта. Планирую систематизировать полученный в ходе реализации проекта теоретический и практический материал и организовать практико-ориентированный семинар на тему: «Формирование естественнонаучных представлений у детей 5-7 лет».

Список литературы

Сайты 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

книга ширма "Микроша"

laquo;Ширма-книга «Микроша» - современное авторское развивающее пособие как средство познавательного развития детей»Цель пособия – развитие и стимулирование познавательн...