Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам
картотека (младшая группа) на тему

Москалева Наталья Юрьевна

Развивать мелкую моторику рук нужно  с самого раннего детства.Ловкость малентьких пальчиков напрямую связана с мозговой деятельностью малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovoy_gimnastiki_po_leksicheskim_temam.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

        Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

       Развивать мелкую моторику рук нужно с самого раннего возраста. Ловкость маленьких пальчиков напрямую связана с мозговой деятельностью малыша. Малыши, у которых лучше развита координация, лучше осваивают речь, учатся рассказывать и пересказывать. Поэтому детям полезна ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА, которую дети очень любят и с удовольствием выполняют нетрудные упражнения.

        Их очень легко и просто можно провести в домашних условиях. Здесь не требуется специальное оборудование или педагогическое образование. Вспомните какое-нибудь стихотворение или песенку, и начинайте заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой. Здесь можно использовать любые движения и жесты рук малыша. Держите их и помогайте отображать какие-либо движения.

           Увлекательные пальчиковые игры можно проводить с различными предметами. Можно катать между ладошками маленький мячик или то же самое проделывать с палочкой либо с карандашом.

           Ваш малыш станет внимательнее, если вы во время игры будете изменять тембр голоса: то выше, то ниже, тише или громче. Все слова стихотворения или песенки следует говорить четко, при этом смотрите на ребенка, чтобы он мог видеть ваше лицо и считывать вашу речь. Такие занятия должны длиться от пяти до семи минут ежедневно. Не забывайте хвалить ребенка за любое достижение!

ВЕСЁЛАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

 

Тучка

Тучка солнце повстречала,  Поочерёдное сжимание в кулак («тучка») и разжимание (пальчики растопырены – «солнышко») ладоней обеих рук.

Погостить его позвала.  «Приглашающий» жест пр.рукой. Показать ладошку лев. руки (пальчики растопырены «солнышко»)

«Нет!» - ей солнышко в ответ.  Погрозить указательным пальцем пр.руки.

Тучка закрывает свет.  Соединить кулачок пр. руки («тучка») с ладошкой лев. руки (пальчики растопырены – «солнышко»).

 

   

Кораблик

Плывёт кораблик по волнам.  Волнообразные движения кистями обеих рук вперёд от себя.

Дельфины слева, справа там.  Волнообразные движения лев. кистью, затем пр. кистью перед       собой.

Волна кораблик догоняет  Лёгкие движения кистями от себя.

И ветер с парусом играет.  Помахать обеими руками влево- вправо над головой.

 

 

   

Ёжик

По тропинке, по дорожке  «Рисуем» соединёнными ладонями обеих рук на столе тропинку. Разъединяем ладони - рисуем дорожку.

Топают к нам чьи-то ножки.  «Пошлёпать» ладошками по столу.

Это ёж – колючий бок,  Движения вправо-влево соединёнными ладонями (пальчики растопырить).

По грибам большой знаток!  Указательным и большим пальцами пр.руки «нанизываем грибочки» на пальчики лев. руки.

 

 

Паучки

Паучки ползут по стенке.  «Перебирающие» движения пальчиками обеих рук снизу-вверх перед собой.

Вот так сгибаются коленки.  Быстро слегка сжимать пальчики обеих рук.

Паутину наплетут,  Круговые «наматывающие» движения кулачками обеих рук.

В неё мухи попадут.  Попеременные соединительные движения обеими руками: кулак («муха») – ладонь (пальчики растопырить «паутина»).

 

 

 

Рыбки

Рыбки в салочки играют.  И друг друга догоняют. Поочерёдные «волнообразные» движения правой и левой рукой перед        собой.

Осьминог плывёт, пылит.

Рыбки все за камень – шмыг.  Колебательные движения кистями перед собой (пальчики  растопырены).

                                                             Соединить ладони перед собой.

 

 

 

Капли

Тучка по небу летала,  Движения руками над головой влево- вправо.

Ну и капли потеряла.  «Волнообразные» движения ладонями сверху- вниз.

Значит, дождь пойдёт - мы знаем.  «Побарабанить» пальчиками по столу.

Все под зонтиком гуляем.  Ладони соединить над головой («зонтик»). Повороты головой влево -вправо.

 

 

 

Уточки

Утки в озере ныряют,  «Волнообразные» движения кистями обеих рук вперёд от себя.

Ряску клювом подбирают.  Быстро сжимать «в щепотку» пальчики на обеих руках

А потом на бережок,  Положить ладони на стол.

Друг за другом шлёп, да шлёп.  «Пошлёпать» ладонями обеих рук по столу.

 

Пальчиковая гимнастика.

Тема: ОСЕНЬ

«Осенние листья»

  Раз, два, три, четыре , пять.          

  Будем листья собирать.

  Листья березы,

  Листья рябины,                                           Загибают пальчики, начиная с   большого

   Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба,                                                    Сжимают и разжимают кулачки.

мы соберём,                                                       Загибают пальчики, начиная с большого.                                                                                                                                          

 Маме осенний букет

отнесём.                                                                             «Шагают» по столу.

 

***

  Пять весёлых капелек по земле стучат,

 Пять весёлых капелек земле говорят:

 Том – том – том – том!

 Тим – тим – тим – тим!

 Тик – тик – тик – тик!

 Тип – тип – тип – тип!  

 

                                                                                         Дети повторяют движения и  слова.

                                                                                               Постукивают по коленям:

                                                                                              пальцами обеих рук, большими

                                                                                                пальцами, указательными,

                                                                                              средними, безымянными,

                                                                                               мизинцами. Повторяют движения

                                                                                                           на полу, в воздухе.

                                                                                              Можно постукивающие движения

                                                                                              пальцами обеих рук по плечам,

                                                                                                        по ногам, по полу.

 

***

«Вышел дождик погулять»

  Раз, два, три, четыре, пять,

  Вышел дождик погулять.

  Шел неспешно, по привычке,

  А куда ему спешить?

  Вдруг читает на табличке:

  «По газону не ходить!»

  Дождь вздохнул тихонько:

  — ОХ!

  И ушел.

  Газон засох.                                                                        Удары по столу пальчиками.

                                                                                                    «Шагают»

                                                                                             Удары ладонями по столу.

                                                                                                         Хлопок.

                                                                                                    Хлопки по столу.

***

«Осенний букет»

 

  Пошли пальчики гулять

  Стали листья собирать:

  Красный листик, желтый

                                 Листик…

   А потом давай считать:

   Один, два, три, четыре, пять!

   Сколько листиков собрали?

   Пять!

   С листьями осенними

   Будем мы играть.

                                                                   «Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям.

                                                                         Поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная

                                                                                                                              с указательного, к большому.

                                                                                          Поочередно загибают пальцы

                                                                                                                                     на одной руке.                                        

                                                                         Протягивают вперед ладошки.

                                                                                    Поднимают вверх одну руку,

                                                                                 широко раздвинув пальцы.

***«Осень»

  Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот березки золотой,

Вот последний лист осинки

Ветер бросил на тропинку.

Плавные волнообразные

движения ладонями.

Загибают пальчики на обеих

руках.

Спокойно укладывают ладони на

стол

Тема: ГРИБЫ

              «Грибок» 

 Вот грибок, какой,

 Вот грибок большой.

 Вот грибочек маленький,

 Сидит, как на завалинке,

 Шляпкою качает,

 С ребятами играет.

         Левую ладонь ставят на указательный палец правой руки.

Меняют местами .Показывают указательным и

большим пальцами.

Качают головой.

Хлопают в ладоши.

 

***            Утром гномы в лес пошли,

 По дороге гриб нашли,

 А за ним – то, раз два, три,

 Показались ещё три.

 А пока грибы срывали,

 Гномы в школу опоздали.

 Побежали, заспешили,

 И грибы все уронили.        

Энергичный шаг на месте.

Наклон вперёд, выпрямиться.

Наклоны туловища в стороны.

Руки в стороны, затем вниз.

Наклоны вперёд, руки к полу.

Руки к щекам, горестно покачать.

Головой из стороны в сторону.

Бег на месте. Присесть.

 ***

 «Этот пальчик»

  Этот пальчик в лес пошел,

   Этот пальчик гриб нашел,

   Этот пальчик чистить стал,

   Этот пальчик жарить стал,

   Этот пальчик все съел,

   Оттого и потолстел.

                                                                                      Массируют поочередно пальчики,

                                                                                                                                         начиная с мизинца.

 

 

Тема: ОВОЩИ

«У Лариски — две редиски»

   У Лариски –

   Две редиски.

   У Алешки –

   Две картошки.

   У Сережки – сорванца –

   Два зеленых огурца.

   А у Вовки –

   Две морковки.

   Да еще у Петьки

   Две хвостатых редьки.           По очереди разгибают пальчики   из кулачка, начиная с большого,

                                                                   на одной, а затем на другой руке.

***

                         «Хозяйка однажды с базара пришла»

  Хозяйка однажды с базара пришла,

  Хозяйка с базара домой принесла.

  Картошку, капусту, морковку,

  Горох, петрушку и свеклу. ОХ!

  Вот овощи спор завели на столе –

  Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

  Картошка, капуста, морковка,

  Горох, петрушка и свекла. ОХ!

  Хозяйка тем временем ножик взяла

  И ножиком этим крошить начала

  Картошку, капусту, морковку,

  Горох, петрушку и свеклу. ОХ!

  Накрытые крышкой, в душном горшке

  Кипели, кипели в крутом кипятке

  Картошка, капуста, морковка,

  Горох, петрушка и свекла. ОХ!

  И суп овощной оказался не плох.                       «Шагают» пальчиками по столу.

                                                                                       На каждое название

                                                                                                                           загибают пальчик.

                                                                                       Удары по столу кулачками и

                                                                                                                                            ладонями

                                                                                       На каждое название загибают

                                                                                                                                           пальчик.

                                                                                       Стучат ребром ладони по столу.

                                                                                       На каждое название загибают

                                                                                                                                          пальчик.

                                                                                       Стучат ребром ладони по столу.

                                                                                       На каждое название насекомого

                                                                                                                             загибают пальчик.

***

Чищу овощи для щей,

 Сколько нужно овощей?

 Три картошки,

 Две морковки,

 Луку полторы головки.

 Да петрушки корешок,

 Да капустный кочешок.

 Потеснись – ка, ты, капуста,

 От тебя в кастрюле густо.

 Раз, два, три, огонь зажжён,

 Кочерыжка, выйди вон!         Вертикальные движения рук, словно отряхиваем землю.

                                                        Загибаем  три пальца левой руки.

                                                         Плюс ещё два пальца.

                                                       Загибаем постепенно три пальца на правой руке.

                                                       Раздвигаем руки в стороны.

                                                       Выставляем из кулаков большой, указательный и средний пальцы.

 

***          «Капуста»

Мы капусту рубим – рубим,

Мы капусту солим – солим

Мы капустку трем – трем,

Мы капусту жмем – жмем.

 Попробовали… Пересололи…

 Солим снова…

        Движения прямыми ладонями

вверх-вниз, поочередное погла

живание подушек пальцев.

Потирать кулачок о кулачок.

Сжимать и разжимать кулачки

 

                                           

Тема: ЯГОДЫ

«За ягодами»

  Раз, два, три, четыре, пять,

  В лес идем мы погулять.

  За черникой,

  За малиной,                                                              

  За брусникой,

  За калиной.

  Землянику мы найдем

  И братишке отнесем.                                         Пальчики обеих рук здороваются,

                                                                                    начиная с большого.  Оби руки идут по столу.

                                                                                   Загибают пальчики, начиная с большого.        

***

  Здравствуй, полянка большая!

  Здравствуй, трава – мурава!

  Здравствуй, ягодка лесная!

  Ты поспела и вкусна.

  Мы корзиночку несём –

  Всю тебя мы соберём.                                     Пальцы правой руки по очереди

                                                                                     здороваются с пальцами левой,

                                                                                            похлопывая друг друга

                                                                                                                 кончиками.

                                                                                                                   

Тема: ФРУКТЫ

«Компот»

  Будем мы варить компот,

  Фруктов нужно много вот:

  Будем яблоки крошить,

  Грушу будим, мы рубить.

  Отожмем лимонный сок,

  Слив положим и песок.

  Варим, варим мы компот.

  Угостим честной народ.

                                                                                    Левую ладошку держат

                                                                                      «ковшиком» пальцем правой

                                                                                           руки мешают.

                                                                                          Загибают пальчики по одному,

                                                                                             начиная с большого.

                                                                                          Опять варят и мешают

***

 

 На базар ходили мы,

 Много груш там и хурмы,

 Есть лимоны, апельсины,

 Дыни, сливы, мандарины,

 Но купили мы арбуз –

 Это самый вкусный груз!

                                                                  Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев,

                                                                       по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;                                                                      

                                                                       При этом ладони не соприкасаются.

                                                                        —мизинцы

                                                                        -безымянные

                                                                             -средние

                                                                           -указательные

                                                                                  -большие

                                                                -пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх .

***        

                        

 «Апельсин»

  Мы делили апельсин;

  Много нас, а он один.

  Эта долька – для ежа,

  Эта долька – для стрижа,

  Эта долька – для утят,

  Эта долька – для котят,

  Эта долька – для бобра,

  А для волка – кожура.

  Он сердит на нас беда!!!

  Разбегайтесь кто куда!!!

                                                                        На каждое слово сжимают

                                                                                пальцы рук в кулачок.

                                                                               Загибание пальчиков, начиная с

                                                                                         большего.

                                                                             Бросательное движение правой

                                                                                                       рукой.

                                                                             Сжимают кулаки и прижимают

                                                                                                           их к груди.

                                                                                Бегут пальцами по столу.

***          «В сад за сливами»

 Палец сильный и большой

 В сад за сливами пошёл,

 Указательный с порога

 Указал ему дорогу,

 Средний палец самый меткий –

 Он срывает сливы с ветки!

 Безымянный подбирает,

 А мизинчик в землю косточки сажает.        

Поднять большие пальцы правой и левой рук.

Указательным сделать указывающий жест.

Средний оттянуть и отпустить.

Безымянный «подбирает»

Мизинцем показать как сажают.

 

Тема: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.

 Прилетайте, птички!

 Сала дам синичке.

 Приготовлю крошки

  Хлебушка немножко.

  Эти крошки – голубям,

  Эти крошки – воробьям.

  Галки да вороны,

  Ешьте макароны!

                                                                                  «зовущие» движения пальцев

                                                                                      4раза-«режущие» движения одной ладони по другой

                                                                   пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев

                                                                                                                                        друг о друга

                                                                    вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью

                                                                                                                то же – левой рукой

                                                                                тереть ладонью о ладонь,

                                                                                 «катая из хлеба макароны»

***

«Кормушка»

 

  Сколько птиц к кормушке

                                       нашей.

  Прилетело? Мы расскажем.

  Две синицы, воробей,

  Дятел в пестрых перышках.

  Всем хватило зернышек.

                                                                                 Ритмично сжимают и разжимают

                                                                                                                                                кулачки.

                                                                                Загибание пальчиков, начиная с

                                                                                                                                                большего.

                                                                                  Ритмично сжимают и разжимают

                                                                                                                                               кулачки.

***

        

  Мы распахнём пошире дверь

  И выпустим на волю голубей.

  И, крыльями взмахнув легко,

  Они взлетают высоко.

  Вернувшись из полёта,

  Воркуют друзья:

  Жить без свободы птицам нельзя!

                                                                 Руки скрестить на груди, потом резко развести их в стороны,

                                                                                                                                                         ладонями вверх.

                                                                      Махи руками – имитация полёта голубей.

                                                                      Выполняют «птичку»: ладони повёрнуты к себе,

                                                                      большие пальцы выпрямлены и переплетены – головка,

                                                                     остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.

 

 ***

Пять воробьёв на заборе сидели,

 Один улетел, а другие запели.

 И пели, пока не сморила усталость,

 Один улетел, а четверо осталось.

Сидели вчетвером и немного устали,

 Один улетел, а трое остались.

 Сидели втроём и немного устали,

 Один улетел, а двое остались.

 Сидели вдвоём и снова скучали

 Один улетел и остался один.

 Один посидел, да и взял улетел.         Показать пять пальцев, а затем загибать их по одному.

 

Тема: ЗИМА

«Снежок»

  Раз, два, три, четыре,

  Мы с тобой снежок слепили.

  Круглый крепкий, очень гладкий

  И совсем-совсем не сладкий.

  Раз подбросим.

  Два поймаем.

  Три уроним

  И сломаем.                                                     Загибают пальчики, начиная с

                                                                                                                                 большого.

                                                                         «Лепят» меня положение

                                                                                                                                ладоней.

                                                                          Показывают круг, сжимают

                                                                                                                               ладони.

                                                                          Грозят пальчиком.

                                                                         Смотрят вверх, подбрасывая

                                                                                                               воображаемый снежок.

                                                                          Роняют воображаемый снежок.

                                                                                                               Топают ногой.

***

 «Мы во двор пошли гулять»

 

  Раз, два, три, четыре,

                                     пять,

  Мы во двор пришли

                                 гулять.

  Бабу снежную

                               лепили,

  Птичек крошками кормили,

  С горки мы потом

                                 катались,

  А еще в снегу

                                 валялись.

  Все в снегу домой пришли.

  Съели суп, и спать легли.              

                                                                     Загибают пальчики, начиная с

                                                                                                                         большого.

                                                                     «Идут» по столу указательным и

                                                                                                              средним пальчиками.

                                                                     «Лепят» комочек двумя

                                                                                                                ладонями.

                                                                   «Крошат хлебушек»

                                                                     Ведут указательным пальцем

                                                                     правой руки по ладони левой.

                                                                      Кладут ладошки на стол то

                                                                      одной, то другой стороной.

                                                                     Движения воображаемой ложкой.

                                                                     Руки под щеку.

 

*** «Мороз»

 

 Ой, сердит мороз!

Ветки снегом занес.

Хватает за нос.

Щиплет до слез.

Ребятишки не испугаются

И на лыжах,

И на саночках катаются,

Над морозом сердитым

Потешаются.

         Качают головой, взявшись за нее руками.

Взмахивают кистями рук.

Хватают себя за нос.

Щиплют себя за щеки.

Грозят пальчиком.

«Едут на лыжах».

«Едут на санках».

Прыгают, одновременно хлопая в

ладоши.

***  Чтоб на льду не растянуться,

  Лёг Андрюшка на живот.

  Ведь не может поскользнутся

  Кто не ходит, а ползёт.

         Ладони перед собой,

 пальцы сжаты.

Положить ладони на стол.

Ладони тихо скользят – ползут по

столу, то сжимаясь, то

разжимаясь.

 

***

  Наши ручки замерзают.

  Поиграем – ка немножко

  Да похлопаем в ладошки.

  Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

  Пальчики, чтоб их согреть,

  Сильно надо растереть.

  Пальчики мы согреваем,

  Их сжимаем – разжимаем!        

Кулачки крепко прижать друг к другу

Разжать кулачки, хлопать в ладони.  

Прижать ладони друг к другу, тереть

ладонь о ладонь.

Греем руки круговыми движениями,

сжимаем и разжимаем кулачки.

 

 

 

 *** Тема: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

 Мы лепили снежный ком,

 Ушки сделали потом.

 Вместо глаз –

 угольки нашлись для нас.

 Кролик вышел как живой:

 И с хвостом, и с головой.

 За усы не тяни –

 Из соломинки они.

 Длинные, блестящие,

 Точно настоящие.

        Имитация лепки комочка.

 Указательным и большим пальцем делаем прищепы.

Щепоть из пальчиков – угольки.

Имитация поглаживания кролика,

указательные пальчики

«трепещут».

Имитация движения: щепотью

тянем усики.

 

Тема: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

«Коготочки» 

 У Кошкиной дочки

 На лапках коготочки.

 Ты их прятать не спеши,

 Пусть посмотрят малыши!         Указательный палец резким движением о большой палец делает щелчок в воздух(3 раза),  

по аналогии щелчки средним, безымянным

пальцами и мизинцем.

 

 

 

Поджать подушечки пальцев правой

руки к верхней части ладошки.

Большой палец прижать к

указательному.

Произносить громко «мяу!»

несколько раз. Можно играть со

второй рукой и двумя руками.

***          «Кот — царапка»

 Кот сибирский,

 Кот – царапка,

 Учит деток танцевать.

 Ну – ка, детки,

 По команде,

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Грациозно, незаметно,

 Надо лапки поднимать,

 Левой – правой, левой – правой,

 Раз, два, три, четыре, пять,                                             Правая ладонь в кулак.

                                                                                              Левая ладонь в кулак.

                                                                                              Сжимать и разжимать кулаки.

                                                                                              Правую ладонь поднять вверх и

                                                                                               сжимать кулак.

                                                                                              Левую ладонь поднять и в кулак

                                                                                              Сжимать и разжимать кулачки.

                                                                                             Поочерёдно гладить руки.

                                                                                             Поочерёдно махи кистями рук.

                                                                                              Пальцы собрать в кулаки.

***

Повстречались два котёнка:

 Мяу-мяу!

 Два щенка: ав-ав!

 Два жеребёнка: иго-го!

 Два тигрёнка: р-р-р!

 Два быка: му- у!

 Посмотри, какие рога!                                На каждую строчку соединять

                                                                                  поочерёдно пальцы правой и

                                                                                 левой рук, начиная с мизинца.

                                                                                 Показать «рога», вытянув

                                                                                 указательные пальцы и мизинцы.

***«Коготки»

 

   Точит кошка коготки,

Сидя на окошке.

Ах, какие же они

Острые у кошки.

Ах, какие у нее

Маленькие лапки.

В этих лапках до поры

Дремлют цап — царапки.                               Пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки.

                                                                                Поглаживают ладони друг о

                                                                                                                                      друга.

                                                                               Сжимают пальцы в кулачки,

                                                                               поворачивают вправо-влево.

***

У овечек на шубках колечки,

 Те овечки пасутся у речки,

 Их пасут две собаки лохматые,

 Что виляют хвостами мохнатыми.

 А пастух на пригорке у дерева,

 На свирели играет затейливо.

 Быстро бегают ловкие пальчики.

 На поляне цветут одуванчики,

 Колокольчик под ветром колышется,

Нам мелодия чудная слышится.         Пальцами по очереди делать колечки. Пальцами обеих рук сделать собак. Кистями помахать, как хвостами

Гору изобразить руками, потом пальцами обеих рук.

Пальцами обеих рук играть на воображаемой свирели.

Обеими руками изобразить цветок

Покачать кистями рук.

Кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться.

 

*** «Коза и козленок»

 Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

За  ней козленочек бежит,

Колокольчиком звенит.

                                              «Руки в стороны»

                                                Руки в стороны, в кулачок,

                                                   Разожми и на бочок.

                                                 Руки вверх, в кулачок,

                                                 Разожми и на бочок,

                                                   Руки вниз, в кулачок,

                                                 Разожми и на бочок.        

                                                 Указательным  и мизинцем изображают рога.

                                                 На последней строчке – пальцы соединяют в

                                                 щепотку и звонят в колокольчик.

 

*** Еду, еду на лошадке Еду, еду —  путь не гладкий.

Скок,

Скок

Пере-

Скок!

Через речку на мосток.

          Пальцы рук в «замке».

Четыре «щелчка» запястьями на сильную долю.

То же«щелчок», руки перед собой

«щелчок» —  руки вверху

«щелчок» —  руки внизу

«щелчок» —  руки вверху

«щелчок» на каждый слог,

постепенно вытягивая руки вперёд.

***

«Ириски от киски»

В гости к нам явилась киска,

Всем даёт она ириски:

Мышке, лебедю, жуку,

Псу, зайчонку,петуху.

Рады, рады, все гостинцам!

Это видим мы по лицам.

 Все захлопали в ладошки.

Побежали в гости к кошке.        

 Из пальцев сделать «киску».

Указательным пальцем правой руки

 положить на подушечки пальцев левой руки «ириски»

Из пальцев сделать указанных в тексте «персонажей»

Из обоих кулаков одновременной и энергично «выбросить» пальцы.

Показать раскрытые ладони.

Хлопать в ладоши.

Пальцами пробежаться по столу.

 

***  

 «Про кошку»

   Подставляй ладошку,

   Расскажу про кошку.

   Будем пальчики считать?

   Будем пальчики считать!

   Раз – два – три – четыре — пять!

   Вот — кулак,

   А вот – ладошка.

   На ладошку села кошка!

   И крадется потихоньку,

   И крадется потихоньку…

   Видно мышка там живет!

           Вытягивают вперед руку ладошкой вверх.

Гладят ладонь другой рукой.

Шевелят пальчиками.

Сжимают пальцы в кулак и

разжимают их.

Поочередно загибают пальчики на

руке.

Сжимают пальцы в кулак.

разжимают их.

Ставят на ладонь пальцы, пальцы

второй руки.

«Пробегают»  пальчиками по руке

до плеча

Прячут кисть другой руки в

подмышечную впадину.

 

Тема: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

 Раз, два – шли утята.

 Три, четыре – за водой.

 А за ними плёлся пятый,

 Позади бежал шестой.

 А седьмой от них отстал,

 А восьмой уже устал.

 А девятый всех догнал,

 А десятый напугал.

 Громко, громко запищал:

 Пи – пи – пи! Не пищи,

 Мы тут рядом, поищи.                          Поочерёдно сгибать все пальцы

                                                                       правой, затем левой руки, начиная

                                                                                                                                с большого.

                                                                        Ритмично сгибать и разгибать

***  Где ладошки? Тут? Тут.

На ладошке пруд? Пруд.

Палец большой – это гусь молодой.

Указательный поймал,

Средний – гуся ощипал!

Безымянный – суп сварил,

Самый маленький – печь истопил

Полетел гусь в рот,

А оттуда — в живот. Вот!

         Сначала дети показывают раскрытые

ладошки. Затем указательным

пальцем рисуют на ладошке пруд.

Показывают поочерёдно все пальцы.

И в конце – поглаживают себя по

животу.                                                                                                

Тема: НАСЕКОМЫЕ

          «Улитка»

 

 Улитка, улитка, высуни рога.

 Улитка, улитка, высуни рога.

Дам тебе,  я пирога.                                         Кулачки лежат на столе, локти чуть разведены.

                                                                    Большие пальцы обеих рук«появляются» их кулачков и ложатся на стол.                                        

                            Затем мизинцы, указательные…

                                          Все пальцы убегают и прячутся в кулак.

                          Повторить на слова текста.

***«Улей»

 Вот маленький улей, где

пчелы спрятались.

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья

Одна, две, три, четыре, пять.

З-з-з-з-з-з-з-з-з-з.          

Пальцы сжать в кулак, затем

отгибать по одному.

 

 ***

          «Паучок» 

 Пау – пау – паучок,

 Паутиновый бочок,

 Паучок всё вверх ползёт,

 Паутинку он плетёт.

 Паутинка хоть тонка –

 Крепко держит мотылька.               Образовать пальцами рамку.

                                                               Затем соединить пальцы обеих рук   в замок.

                                                              Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как        

                                                              крылышками.

***

«Пчела»

 

  Прилетела к нам вчера

  Полосатая пчела.

  А за нею шмель- шмелёк

  И веселый мотылек,

  Два жука и стрекоза,

  Как фонарики глаза.

  Пожужжали, полетали,

  От усталости упали.              

Машут ладошками.

На каждое название насекомого

загибают пальчик.

Делают кружочки из пальчиков

подносят к глазам.

Роняют ладони на стол.

***

«Осы»

 

     Осы любят сладкое,

     К сладкому летят,

     И укусят осы,

     Если захотят.                                     Сжать кулачок. Указательный

                                                                       палец и мизинец развести в стороны

                                                                      («усы»).Шевелить «усами»

                                                                      Выставить средний палец, зажать его

                                                                       между указательным и безымянным,

                                                                        вращать им в разные стороны.

***

 Божьей коровки папа идёт,

Следом за папой мама идёт,

За мамой следом детишки идут,

Вслед за ними малышки бредут.

Красные юбочки носят они,

Юбочки с точками чёрненькими.

На солнышко они похожи,

Встречают дружно новый день.

А если будет жарко им

То спрячутся все вместе в тень.        

 Всеми пальцами правой руки шагать по столу.

Всеми пальцами левой руки шагать по столу.

Шагаем обеими руками

одновременно.

Поджать ладони, пальцы плотно

прижаты.

Постучать указательными

пальцами по столу.

Изобразить пальцами солнышко.

Спрятать пальцы обеих рук в кулачки.

Тема: РЫБЫ

Щука хищная, зубастая,

 Для лещей, плотвы опасная,

 Ищет, чем бы поживиться?

 Кто-то там, в воде резвится?

 Чей-то рядом хвост мелькает?

 Хвать? Тут щука не зевает!

 Но попалась на крючок –

 Тащит щуку рыбачок!

Двумя руками изобразить пасть щуки.

Щука щёлкает    зубами – пальцами.

Ладонь сложить лодочкой.

Руками имитировать движения рыб.

Помахать кистями рук, как хвостом.

Пасть щуки захлопывается.

Указательным пальцем изобразить

крючок, перебирать руками

воображаемую леску, тащить из воды

щуку.

 

***

Плыли, плыли осьминожки,

Опустились на дорожку,

Быстро, быстро побежали

И три ножки потеряли.

Но зато осталось пять –

Можно всё пересчитать!        

Резко и ритмично выбрасывать

пальцы из кулачка.

Поставить подушечки пальцев на

колени.

Пальцы бегают по коленям.

 

На слово «пять» показать

раскрытые ладони.

Поочерёдно загнуть снова все

пальцы в кулак.

*** Рыбка»

 

  Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком вильнула.

Рыбка быстро уплыла.

           Ладони сложены вместе дети

изображают, как плывет рыбка.

Грозят пальчиком.

Медленно сближают ладони.

Делают хватательное движение.

Снова «плывут».

*** 

«Жил да был один налим» 

  Жил да был один налим,

  Два ерша дружили с ним.

  Прилетали к ним три утки

  По четыре раза в сутки

  И учили их считать:

  Раз, два, три, четыре, пять.

           Движения имитирующие

  движения плавников.

  Взмахи ладонями.

  Сжимать и разжимать кулачки.

  Загибать пальчики.

 

 

 

Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

 

  На лужок пришли зайчата,

  Медвежата, барсучата,

  Лягушата и енот:

  На зелёный, на лужок,

  Приходи и ты, дружок.                                              

« Зайчик-кольцо»

  Прыгнул заинька с крылечка

  И в траве нашел колечко.

  А колечко непростое-

  Блестит, словно  золотое.

Сгибание пальцев в кулак в ритме

потешки.

При перечислении животных

считать пальцы на обеих руках

поочерёдно

Упражнение основано на переходе из

одной позиции в другую:

а) пальцы в  кулачок, выдвинуть

указательный и средний пальцы

и развести их в стороны;

б) большой и указательный

соединить в  кольцо.

***«Разминаем пальчики»

 

  Разминаем пальчики, раз, два, три!

Разминаем пальчики ну-ка, посмотри!

Вот бежит лисичка, раз, два, три!

Хитрая сестричка, ну-ка, посмотри!

Лепим, лепим личико, раз, два, три!

Что же получилось? Ну-ка, посмотри!

Хитрая лисичка – вот она!

Рыжая сестричка хороша!

Вот лисичка злая, ой-ой-ой!

От нее, скорее убегу домой.

У лисички нашей грустный вид,

Сидит одна лисичка и грустит.

Улыбнись лисичка, погляди на нас,

Тебя мы не оставим ни на час!        

  Сжимать и разжимать кулачки«Бегут

 по столу

Выражения лица очень хитрое.

«Лепят» и тд.

***

Раз, Два, Три, Четыре,

 Жили мыши на

 Квартире

 Чай пили,

 Чашки били,

 По – турецки говорили,

 Чаби,

 Чиляби,

 Челяби,

 Чаби – чаби.        

 Хлопок в ладоши.

Левая – перед лицом, ладонь вправо;

Правая – в кулак, упирающийся в ладонь левой;

локоть правой на уровне плеча.

Хлопок в ладоши.

Наборот.

Хлопок в ладоши.

Кулачок правой руки упирается в ладонь левой.

Наоборот.

Кисти обеих рук соединены в чашечку.

Ладони резко в стороны, лицевой  -вниз

Руки плавно, волнообразно скрестить

Соприкасаются подушечки больших

и указательных пальцев

… подушечки больших и средних

… подушечки больших и безымянных

встречаются подушечки больших пальцев и мизинцев обеих кистей 2 раза

***«На водопой»

 

  Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок,

За мамой лисицей крался лисенок,

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамой медведицей шел медвежонок,

За мамою белкой скакали бельчата,

За мамой зайчихой косые зайчата,

Волчиха вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.

           «шагают» по столу.

На каждое двустишие разгибают

по одному пальчику, начиная с

мизинца.

Делают «ушки»

«шагают» по столу.

 

 Тема: ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

«Птички»

  Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка!

Эта птичка  — соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка свиристель,

Это птичка коростель.

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко,

Это зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну а это —  злой орлан.

Птички, птички по домам.

        Загибают пальчики на обеих

руках.

     ***    «Грачи»

 

  Мы лепили куличи.

Прилетели к нам грачи.

Первый грач испек пирог,

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять,

Выходи грачей считать.        

  «Лепить пирожок»

«Помахать крыльями»

Загибать пальчики  по очереди на одной руке.

Загибать пальчики на другой руке.

 Машут крыльями.

                                                                                                                                 

*** 

« Птички»

 

   Птички полетели,

   Крыльями махали,

   На деревья сели,

   Вместе отдыхали.

           Большой палец отгибают в горизонтальное положение,

сверху присоединяют сомкнутые

прямые остальные пальцы.

Машут ладонями с широко

раскрытыми пальцами.

Руки вверх, все пальцы широко

расставлены.

Большие пальцы отгибают

(как движения в первой строчке)

Тема: ЦВЕТЫ

 АХ! Какие хризантемы!

Мы сорвём их без проблемы.

Ух! Охапку мы набрали,

Эх! Прихватим и для Вали!

Эхе – хе… цветов не стало,

Их и раньше было мало.

Ох, зачем мы их сгубили?

Ведь не мы же их растили.

        Пальцами показать,

 как цветок распускается.

Обеими руками срываем цветы.

Обеими руками показать охапку.

Махнуть рукой и рвать цветы

дальше.

Удивленно пожать плечами.

Развести руки в стороны.

Прижать к щекам обе руки и

горестно покачать головой.

 

 *** На пригорке вырос мак,

 

Он склонил головку так.

 

Бабочка над ним порхает,

 

Быстро крыльями мелькает.

          Кисти рук перекрестить,

помахать,

как бабочка, крылышками.

***

    Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

          Медленно разжимать пальцы из кулачков,

покачивать кистями рук вправо – влево,

 медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать

кулаки вперёд – назад.

***

 «Цветок»

 

   Утром рано он закрыт,

   Но к полудню ближе

   Раскрывает лепестки, красоту

                                      их вижу.

   К вечеру цветок опять закрывает

                                      венчик,

   И теперь он будет спать

   До утра, как птенчик.

        Кисти рук плотно сомкнуты.

Ладони отходят друг от друга, подушечки

больших пальцев прижаты к концам

указательных кисти рук напоминают бутон.

Кисти рук у запястья соединены, а пальцы

плавно расходятся в разные стороны,

напоминая раскрывшийся цветок.

Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся

цветок.

Кисти рук возвращаются в исходное

положение.

Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Методические рекомендации для родителей по развитию речи....

Картотека пальчиковых гимнастик по лексическим темам для детей дошкольного возраста

Вашему вниманию предлагается картотека пальчиковых гимнастик, которые можно использовать для развития мелкой моторики, как часть занятия, а также в режимных моментах....

Картотека пальчиковых гимнастик по лексическим темам

Картотека пальчиковых гимнастик по лексическим темам...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам будет полезна воспитателям логопедических групп, учителям-логопедам. ...