Консультация в рамках работы по профилактике безнадзорности детей дошкольного возраста «Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ДОУ»
материал на тему

Галушкина С.А.

Консультация

 в рамках работы по профилактике безнадзорности детей дошкольного возраста

«Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ДОУ» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68»

Консультация

 в рамках работы по профилактике безнадзорности детей дошкольного возраста

«Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ДОУ»

 

                                                      Подготовила: старший

                                                                  воспитатель Галушкина С.А.

Саранск- 2015

Человеческое достоинство — это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок — личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.

Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личности.

При формировании правосознания ребенка, для облегчения его социализации: вхождение в социум, расширение кругозора и формирование устойчивой  привычки (потребности) в получении жизненно необходимых знаний ДОУ решает следующие задачи: 

  • Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
  • Развивать Я-сознание ребенка, свободу самовыражения и самопрезентации.
  • Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
  • Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
  • Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. 

В системе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений используются следующие формы: 

  • просветительская (оформление информационного стенда,  выступления на родительских собраниях и др.);
  • консультативная (оказание помощи семье по вопросам правового воспитания);
  • практическая (анкетирование, организация совместных выставок, привлечение родителей для участия в деятельности ДОУ, моделирование и анализ ситуаций, беседы по правовому воспитанию старших дошкольников и др.).

 

Условия для успешной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений:

  • Профессионально и психологически подготовленный педагогический коллектив.
  • Достаточная материальная база и научно-методическое обеспечение.
  • Принятие и понимание педагогом личности ребенка. 

 

 Используемые методы обучения при работе с детьми:

  • Игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные).
  • Моделирование и анализ ситуации.
  • Импровизации.
  • Тематическое рисование.
  • Беседы.
  • Продуктивная деятельность: аппликация, конструирование, лепка.
  • Использование технических средств.
  • Творческие задания с применением образца.
  • Использование произведений искусства.
  • Использование наглядных пособий.  Театрализации.
  • Внесение и обыгрывание игрушки.
  • Дидактические игры ( н – р, «Я имею право», «Я не должен», «Помоги себе сам», «Колобок» и др.)

 

Роль воспитателя в развитии детского самосознания заключается в следующем:

  • сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях;
  • оценка его деятельности и поведения;
  • разъяснение различий между правами и обязанностями;
  • формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;
  • побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями других людей.

 

Воспитание гармонично развитой личности — задача не только педагогов, но и родителей. Главная задача взрослых - научить ребенка соблюдать закон, не оставаться равнодушным к происходящему.

 

Правила позитивного общения с ребнком.

  • Безусловно принимайте и уважайте ребнка.
  • Если вы рассержены на ребнка, нужно выражать своѐ недовольство. Но не ребнком в целом, а его отдельными действиями.
  • Можно осуждать действия ребнка, но не его чувства. Раз чувства у него возникли, значит, для этого есть основания.
  • Недовольство действиями ребнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастт в неприятие ребнка.
  • Активно выслушивайте его переживания и потребности.
  • Будьте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе.
  • Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется.
  • Помогайте, когда он просит. Поддерживайте успехи.
  • Делитесь своими чувствами.
  • Конструктивно разрешайте конфликты.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
  • Обнимайте не менее 4 –х, а лучше по 8 раз в день. 

 

Советы родителям.

  • Ребнок ни в чм не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.
  • Ребнок - не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  • Ваш ребнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
  • Во многих капризах и шалостях ребнка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.
  • Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребнке. В то лучшее, что в нм ещ будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

 

Ребнок учится тому, чему его учит жизнь.

  • Если ребнок живт в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.
  • Если к ребнку относятся враждебно, он учится драться.  Если ребнка высмеивают, он учится быть застенчивым.
  • Если ребнка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если ребнок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.
  • Если ребнка поощряют, он учится уверенности в себе.
  • Если ребнка хвалят, он учится благодарности.
  • Если к ребнку относятся честно, он учится справедливости.
  • Если ребнок растт в безопасности, он учится доверять.
  • Если к ребнку относятся с одобрением, он учится любить себя.

 

Семь правил для взрослых.

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным.
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».
  • За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за вс сразу, а не по одному за каждый. Наказание – не за счт любви, что бы ни случилось, не лишайте ребнка заслуженной похвалы и награды.
  • Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребнку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
  • Наказан – прощн. Инцидент исчерпан. Страница переврнута, как ни в чм не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
  • Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребнком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребнок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
  • Ребнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

 

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.