Рабочая программа кружка "Добро пожаловать в экологию"
рабочая программа (средняя группа) на тему

Нечаева Анна Олеговна

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Именно на нас, педагогов дошкольного образования, возлагается начальное экологическое вопитание детей. Дошколное детство - наиболее сензитивный период для формирования экологической культуры детей, для воспитания у них чувства эмпатии к природе.

Экологическое воспитание детей особенно важно именно сейчас, когда у человека появляются неограниченные возможности воздействия на природу...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekol_kruzhok_-_kopiya.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» — это наука о доме, жилище («ойкос» — дом, «логос» — наука). Сейчас это направление называется биологической, или классической, экологией. Конечно, экология — наука непростая.

В настоящее время, в век научно-технического прогресса, когда у человека появляются неограниченные возможности воздействия на природу, экология приобретает особенно важное значение. Достижения её успешно применяются в сельском и охотничье-промысловом хозяйствах, медицине, ветеринарии, при проведении мероприятий по охране природы, рациональном использовании её ресурсов.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству.

Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.

Целью экологического воспитания дошкольников является формирование у детей экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Задачи экологического воспитания дошкольников:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника в возрасте 4 – 5 лет;
  • развитие у детей познавательного интереса к миру природы;
  • формирование у детей первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  •  формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями на уровне, доступном для детей 4 – 5 лет;
  •  формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразии значений природы, ценности общения с природой);
  • Формирование у детей элементарных норм экологически грамотного поведения, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  • Формирование у детей умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Ожидаемый результат:

  • у детей сформирована система элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника в возрасте 4 – 5 лет;
  • у детей развит активный познавательный интерес к миру природы;
  • у детей сформированы первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения;
  • у детей сформировано чувство эмпатии к объектам природы доступной для ребёнка в возрасте 4 – 5 лет;
  • у детей сформированы умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • у детей сформирована первоначальная система ценностных ориентаций в области экологического знания;
  • дети овладели элементарными нормами экологически грамотного поведения, у них сформированы навыки рационального природопользования в повседневной жизни, доступные детям 4 – 5 лет;
  • у детей сформированы навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении, доступные детям 4 – 5 лет;

Критерии результативности:

Дети должны знать:

  • элементарные основополагающие термины, необходимые для усвоения данной программы;
  • основные правила экологически грамотного поведения.

Дети должны уметь:

  • экологически грамотно взаимодействовать с окружающим миром;
  • проводить наблюдение за объектами живой и неживой природы.

Дети должны овладеть навыками:

  • элементарной природоохранной деятельности в своем ближайшем окружении;
  • делиться своими познаниями, наблюдениями, предположениями об объектах  живой и неживой природы.

Учебный план работы кружка «Добро пожаловать в экологию» для детей средней группы №4 на 2015 – 2016 учебный год

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Объекты неживой природы

Сентябрь

«Земля - наш дом»

(6, стр.11)

«Угадай правило»

(11, стр.31)

«В гостях у камня»

(6, стр.42)

«Камень – помощник человека»

(6, стр.45)

Октябрь

«Выбери правильно дорогу»

(4, стр.20)

«Как мы дышим?»

(2, стр.63)

«Ветер, ветер, ты могуч…»

(4, стр.23)

«Наблюдение за ветром»

(5, стр.30)

Ноябрь

«Удивительные

приключения

капельки»

(10, стр.125)

«Вода - друг человека»

(1, стр.35)

«Разноцветная вода»

(5, стр.31)

«Вода холодная и горячая»

(1, стр.40)

Декабрь

«Облака -

белогривые

лошадки»

(1, стр.42)

«Ручеек и океан»

(10, стр.38)

«Что такое осадки?»

(1, стр.38)

«В снежном королевстве»

(6, стр.39)

Январь

«А у нас под ногами… песок»

(2, стр.64)

«Песок - наш помощник»

(8, стр.29)

«А у нас под ногами.. земля»

(8, стр.18)

«Земля – кормилица»

(11, стр.5)

Объекты живой природы

Февраль

«Комнатные растения»

(5, стр.19)

«Как живут растения

зимой»

(2, стр.64)

«Как узнать ель»

(9, стр.126)

«Поможем ёлке»

(9, стр.127)

Март

«Козы! Кыш от берёзы!»

(3, стр.52)

«Наши помощники - домашние животные»

(3, стр.60)

«Зайчик в беде»

(4, стр.20)

«Знакомство с кроликом»

(4, стр.22)

Апрель

«По

экологической

тропе»

(3, стр.23)

«В гостях у деревьев»

(1, стр.70)

«Прогулка в лес»

(2, стр.62)

«Путешествие в весенний лес»

(9, стр.127)

Май

«Птичье царство»

(1, стр.59)

«Наши друзья – домашние птицы»

(1, стр.61)

«Наши друзья – дикие птицы»

(1, стр.63)

Игра – викторина «Птичка, как тебя зовут?»

(4, стр.23)

Дидактические игры для кружка «Добро пожаловать в экологию»

  1. Настольно-печатная игра экологического содержания «Кто где живет?»

Цель:

- закрепить знание о том, что каждое животное имеет свое место обитания;

Задачи:

- продолжать закреплять знания детей о названии жилища животных;

- активизировать речь детей по теме: жилище, будка, гнездо, кора, корневища и т. д. Учить отвечать полным ответом.

- учить детей производить логические операции, развивать логическое мышление и сообразительность.

Подготовка воспитателя:

Изготовить карту «Кто где живет» на каждого ребенка.

Предшествующая работа с детьми:

Беседа с детьми о том, что у каждого живого существа должен быть свой дом.

Оборудование:

Индивидуальные карты, карандаши

Ход игры:

- Ребята, сегодня я принесла вам необычную игру. Хотите поиграть в неё?

- Посмотрите, какие необычные карточки. Сейчас я познакомлю вас с заданием, которое необходимо выполнить в этой игре. Вам нужно внимательно рассмотреть иллюстрации и решить, кого куда поселить. Сегодня мы будем играть с животными, насекомыми, рыба и человеком. Но будьте внимательны, некоторые животные, например: жук и рыба – могут жить в воде. Будьте внимательны, а когда вы определитесь, кто где живет, то соедините эти объекты линией. Вам понятно задание? Выполняйте, а я буду смотреть, правильно ли вы догадались.

  1. Настольно-печатная игра экологического содержания «Времена года»

Цель:

• Формировать знания детей о временах года и состоянии природы в разные времена года;

Задачи:

1. Образовательные:

• Обогащать словарный запас;

• Обобщить и закрепить знания детей о временах года;

2. Развивающие:

• Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать;

• Развивать эстетическое восприятие красоты природы;

3. Воспитательные:

• Воспитывать любовь к природе;

• Доставить детям радость и удовольствие от игры;

Используемые методы:

• Словесные: беседа, логические вопросы;

• Наглядные: деревья, снежинки, цветы, яблоки, листья.

Ход игры:

Детям предлагаются для игры 4 дерева: белое – зима, бирюзовое – весна, зеленое – лето, оранжевое – осень. Для каждого времени года в конвертах лежит все, что нужно для каждого времени года – снежинки, цветы, яблоки, листья соответственно.

Детям необходимо соотнести:

Зима – снежинки.

Весна – цветы.

Лето – яблоки.

Осень – листья.

  1. Предметно-манипулятивная игра экологического содержания

«Угадай, что в руке»

Цель: 

Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Задачи:

  • активизировать внимание, память;
  • вырабатывать умение определять предметы на ощупь;
  •  формировать словарный запас по теме: Плоды.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

  1. Словесная игра экологического содержания

«Что это такое?»

Цель:

 Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.

Задачи:

  • учить детей определять признаки предметов;
  • расширять активный словарь детей.

Ход игры:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

  1. Словесная игра экологического содержания

«Кого чем угостим?»

Цель:

 Формировать знания о системе питания животных и птиц.

Задачи:

  • закреплять знания детей о домашних и диких животных и птицах;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным и птицам.

Ход игры:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например: воробей – крошки и семечки; синица  - сало; корова – сено; кролик – морковь; кошка – мышка, молоко, рыба; белка – шишка, ягоды и так далее.

 

  1. Словесная игра экологического содержания

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: 

формировать умение выделять единицу из обобщенной группы по определённым признакам.

Задачи:

  • упражнять детей в классификации животных и птиц по видовым признакам;
  • Расширять активный словарный запас детей.

Ход игры:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

  1. Сюжетно-ролевая игра экологического содержания

«Перелёт птиц»

Цель: 

Формировать знания о классификации птиц: перелётные, зимующие.

Задачи:

  • Закреплять понятия «зимующие птицы», «перелётные птицы»;
  • Стимулировать творческую активность детей;
  • Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

Ход игры:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

 

  1. Подвижная игра экологического содержания

«Цветы»

Цель:

 Формировать умение различать цветы по внешнему виду.

Задачи:

  • Упражнять детей в произношении названий цветов;
  • Воспитывать любовь и умение любоваться красотой цветов.

Ход игры:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

  1. Подвижная игра экологического содержания

«Сокол и лиса»

Цель:

 Расширять знания детей о диком животном  и хищной птице.

Задачи:

  • Тренировать умение быстро действовать по сигналу ведущего (воспитателя);
  • Упражнять детей в изображении (копировании) повадок хищников;
  • Активизировать словарный запас детей по теме: Хищники.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные  движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.