Рабочая программа кружка "Добро пожаловать в экологию"
рабочая программа (средняя группа) на тему
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Именно на нас, педагогов дошкольного образования, возлагается начальное экологическое вопитание детей. Дошколное детство - наиболее сензитивный период для формирования экологической культуры детей, для воспитания у них чувства эмпатии к природе.
Экологическое воспитание детей особенно важно именно сейчас, когда у человека появляются неограниченные возможности воздействия на природу...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekol_kruzhok_-_kopiya.docx | 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» — это наука о доме, жилище («ойкос» — дом, «логос» — наука). Сейчас это направление называется биологической, или классической, экологией. Конечно, экология — наука непростая.
В настоящее время, в век научно-технического прогресса, когда у человека появляются неограниченные возможности воздействия на природу, экология приобретает особенно важное значение. Достижения её успешно применяются в сельском и охотничье-промысловом хозяйствах, медицине, ветеринарии, при проведении мероприятий по охране природы, рациональном использовании её ресурсов.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству.
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.
Целью экологического воспитания дошкольников является формирование у детей экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Задачи экологического воспитания дошкольников:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника в возрасте 4 – 5 лет;
- развитие у детей познавательного интереса к миру природы;
- формирование у детей первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями на уровне, доступном для детей 4 – 5 лет;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразии значений природы, ценности общения с природой);
- Формирование у детей элементарных норм экологически грамотного поведения, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- Формирование у детей умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Ожидаемый результат:
- у детей сформирована система элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника в возрасте 4 – 5 лет;
- у детей развит активный познавательный интерес к миру природы;
- у детей сформированы первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения;
- у детей сформировано чувство эмпатии к объектам природы доступной для ребёнка в возрасте 4 – 5 лет;
- у детей сформированы умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
- у детей сформирована первоначальная система ценностных ориентаций в области экологического знания;
- дети овладели элементарными нормами экологически грамотного поведения, у них сформированы навыки рационального природопользования в повседневной жизни, доступные детям 4 – 5 лет;
- у детей сформированы навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении, доступные детям 4 – 5 лет;
Критерии результативности:
Дети должны знать:
- элементарные основополагающие термины, необходимые для усвоения данной программы;
- основные правила экологически грамотного поведения.
Дети должны уметь:
- экологически грамотно взаимодействовать с окружающим миром;
- проводить наблюдение за объектами живой и неживой природы.
Дети должны овладеть навыками:
- элементарной природоохранной деятельности в своем ближайшем окружении;
- делиться своими познаниями, наблюдениями, предположениями об объектах живой и неживой природы.
Учебный план работы кружка «Добро пожаловать в экологию» для детей средней группы №4 на 2015 – 2016 учебный год
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Объекты неживой природы | ||||
Сентябрь | «Земля - наш дом» (6, стр.11) | «Угадай правило» (11, стр.31) | «В гостях у камня» (6, стр.42) | «Камень – помощник человека» (6, стр.45) |
Октябрь | «Выбери правильно дорогу» (4, стр.20) | «Как мы дышим?» (2, стр.63) | «Ветер, ветер, ты могуч…» (4, стр.23) | «Наблюдение за ветром» (5, стр.30) |
Ноябрь | «Удивительные приключения капельки» (10, стр.125) | «Вода - друг человека» (1, стр.35) | «Разноцветная вода» (5, стр.31) | «Вода холодная и горячая» (1, стр.40) |
Декабрь | «Облака - белогривые лошадки» (1, стр.42) | «Ручеек и океан» (10, стр.38) | «Что такое осадки?» (1, стр.38) | «В снежном королевстве» (6, стр.39) |
Январь | «А у нас под ногами… песок» (2, стр.64) | «Песок - наш помощник» (8, стр.29) | «А у нас под ногами.. земля» (8, стр.18) | «Земля – кормилица» (11, стр.5) |
Объекты живой природы | ||||
Февраль | «Комнатные растения» (5, стр.19) | «Как живут растения зимой» (2, стр.64) | «Как узнать ель» (9, стр.126) | «Поможем ёлке» (9, стр.127) |
Март | «Козы! Кыш от берёзы!» (3, стр.52) | «Наши помощники - домашние животные» (3, стр.60) | «Зайчик в беде» (4, стр.20) | «Знакомство с кроликом» (4, стр.22) |
Апрель | «По экологической тропе» (3, стр.23) | «В гостях у деревьев» (1, стр.70) | «Прогулка в лес» (2, стр.62) | «Путешествие в весенний лес» (9, стр.127) |
Май | «Птичье царство» (1, стр.59) | «Наши друзья – домашние птицы» (1, стр.61) | «Наши друзья – дикие птицы» (1, стр.63) | Игра – викторина «Птичка, как тебя зовут?» (4, стр.23) |
Дидактические игры для кружка «Добро пожаловать в экологию»
- Настольно-печатная игра экологического содержания «Кто где живет?»
Цель:
- закрепить знание о том, что каждое животное имеет свое место обитания;
Задачи:
- продолжать закреплять знания детей о названии жилища животных;
- активизировать речь детей по теме: жилище, будка, гнездо, кора, корневища и т. д. Учить отвечать полным ответом.
- учить детей производить логические операции, развивать логическое мышление и сообразительность.
Подготовка воспитателя:
Изготовить карту «Кто где живет» на каждого ребенка.
Предшествующая работа с детьми:
Беседа с детьми о том, что у каждого живого существа должен быть свой дом.
Оборудование:
Индивидуальные карты, карандаши
Ход игры:
- Ребята, сегодня я принесла вам необычную игру. Хотите поиграть в неё?
- Посмотрите, какие необычные карточки. Сейчас я познакомлю вас с заданием, которое необходимо выполнить в этой игре. Вам нужно внимательно рассмотреть иллюстрации и решить, кого куда поселить. Сегодня мы будем играть с животными, насекомыми, рыба и человеком. Но будьте внимательны, некоторые животные, например: жук и рыба – могут жить в воде. Будьте внимательны, а когда вы определитесь, кто где живет, то соедините эти объекты линией. Вам понятно задание? Выполняйте, а я буду смотреть, правильно ли вы догадались.
- Настольно-печатная игра экологического содержания «Времена года»
Цель:
• Формировать знания детей о временах года и состоянии природы в разные времена года;
Задачи:
1. Образовательные:
• Обогащать словарный запас;
• Обобщить и закрепить знания детей о временах года;
2. Развивающие:
• Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать;
• Развивать эстетическое восприятие красоты природы;
3. Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• Доставить детям радость и удовольствие от игры;
Используемые методы:
• Словесные: беседа, логические вопросы;
• Наглядные: деревья, снежинки, цветы, яблоки, листья.
Ход игры:
Детям предлагаются для игры 4 дерева: белое – зима, бирюзовое – весна, зеленое – лето, оранжевое – осень. Для каждого времени года в конвертах лежит все, что нужно для каждого времени года – снежинки, цветы, яблоки, листья соответственно.
Детям необходимо соотнести:
Зима – снежинки.
Весна – цветы.
Лето – яблоки.
Осень – листья.
- Предметно-манипулятивная игра экологического содержания
«Угадай, что в руке»
Цель:
Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.
Задачи:
- активизировать внимание, память;
- вырабатывать умение определять предметы на ощупь;
- формировать словарный запас по теме: Плоды.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).
- Словесная игра экологического содержания
«Что это такое?»
Цель:
Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.
Задачи:
- учить детей определять признаки предметов;
- расширять активный словарь детей.
Ход игры:
Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.
- Словесная игра экологического содержания
«Кого чем угостим?»
Цель:
Формировать знания о системе питания животных и птиц.
Задачи:
- закреплять знания детей о домашних и диких животных и птицах;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным и птицам.
Ход игры:
Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например: воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковь; кошка – мышка, молоко, рыба; белка – шишка, ягоды и так далее.
- Словесная игра экологического содержания
«Птицы, рыбы, звери»
Цель:
формировать умение выделять единицу из обобщенной группы по определённым признакам.
Задачи:
- упражнять детей в классификации животных и птиц по видовым признакам;
- Расширять активный словарный запас детей.
Ход игры:
Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
- Сюжетно-ролевая игра экологического содержания
«Перелёт птиц»
Цель:
Формировать знания о классификации птиц: перелётные, зимующие.
Задачи:
- Закреплять понятия «зимующие птицы», «перелётные птицы»;
- Стимулировать творческую активность детей;
- Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.
Ход игры:
На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.
- Подвижная игра экологического содержания
«Цветы»
Цель:
Формировать умение различать цветы по внешнему виду.
Задачи:
- Упражнять детей в произношении названий цветов;
- Воспитывать любовь и умение любоваться красотой цветов.
Ход игры:
Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.
Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей.
По жребию выбранный цветок, например василёк, начинает игру.
Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.
Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.
- Подвижная игра экологического содержания
«Сокол и лиса»
Цель:
Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.
Задачи:
- Тренировать умение быстро действовать по сигналу ведущего (воспитателя);
- Упражнять детей в изображении (копировании) повадок хищников;
- Активизировать словарный запас детей по теме: Хищники.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.
Вспомнить повадки лисы.
Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.
Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.
Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.