Деловая игра для воспитателей "Знатоки детской художественной литературы"
методическая разработка на тему

Климкина Наталья Дмитриевна

Данный мктериал может использоваться как часть педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра "Знатоки детской художественной литературы"

Цель: выявить уровень знаний воспитателей по детской художественной литературе.

Предварительная работа: 

- Подготовка вопросов к деловой игре;

- Создание презентации.

Оборудование:

- Проектор;

- Ноутбук;

- Карандаши и листочки бумаги;

-иллюстрации с изображением героев детских литературных произведений

Место проведения: музыкальный зал.

       

                                                 Ход игры:

Организационный момент

Для проведения игры формируется 3 команды. 

Педагоги разбиваются на 3 команды («Гуси-лебеди», «Теремок», «Бременские музыканты»), вытягивая из «Чудесного мешочка» изображения героев из детских литературных произведений.

Ведущий: Уважаемые коллеги, сегодня вам предлагается поиграть. Данная игра напрямую связана с детской художественной литературой. Главными действующими лицами будут 3 команды, для которых подготовлены специальные задания.

Мы желаем всем удачи и везения!  

Ведущий: Все готовы? Итак, начинаем!

                                                       Разминка

  1. Отгадайте загадки

А) - В воде купался - сух остался. (Гусь)

    - На цветке цветок

       Пьёт цветочный сок. (Бабочка)

            Б)    - Всех важней она в загадке

                      Хоть и в погребе жила:

                      Репку вытащить из грядки  

                            Деду с бабкой помогла. (Мышка)

                 -  Он разбойник, он злодей,

                    Свистом он пугал людей. (Соловей-разбойник)

            В)    - Ждали маму с молоком,

              А пустили волка в дом.

                       Кто же были эти Маленькие дети? (Семеро козлят)

                    - Сладкий яблок аромат

                      Заманил ту птицу в сад.

                       Перья светятся огнём,

                       И светло вокруг, как днём. (Жар-птица)

  1.  Вспомните, кто говорил такие волшебные слова

        А) - «Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели». (Женя из сказки «Цветик-семицветик».)

 - «Раз, два, три! Горшочек, вари!» (Девочка из сказки «Горшочек каши».)

Б)    - «Крекс, фекс, пекс!» (Буратино.)

        - По щучьему велению, по моему хотению... (Емеля.)

В)   - Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок.)

  - «Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная?» (Морозко)

  1. Продолжите название литературного произведения

А) – С. Маршак «Двенадцать……..» (месяцев)

     - К. Ушинский «Слепая………» (лошадь)

Б)  - Ш. Перро «Кот в……….» (сапогах)

      - Н.Носов «Живая…….» (шляпа)

В)   - В.Бианки «Как Муравьишка……….» (домой спешил)

       - С.Аксаков «Аленький………» (цветочек)

                                              1 задание

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже образовательные задачи по художественной литературе:

Развитие представлений об общественной и индивидуальной ценности книги и чтения. Развитие предпосылок к смысловому чтению (подготовительная к школе группа, седьмой год жизни)

Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи.

Формирование начал ценностного отношения к книге. Развитие понимания литературной речи, умения следить за развитием сюжета. (средняя группа, пятый год жизни) 

Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием текста.

Развитие у детей привычки к книге как постоянному элементу жизни, источнику ярких эмоций и поводу к позитивно окрашенному общению со взрослым (вторая младшая группа, четвертый год жизни)

Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

                        Общий вопрос для всех команд

Какие образовательные задачи по художественной литературе решаются в старшей группе?

Развитие интереса и потребности в постоянном чтении книг и их обсуждении со взрослыми и сверстниками 

Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения.

                                                2 задание

Для работы с детьми, какой возрастной группы используются следующие произведения:

А) А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…..»

«Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна-лягушка»

Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши-Косые Глаза-Короткий Хвост»

В. Одоевский «Мороз Иванович»       (старшая группа)

Б) «Колобок», «Маша и медведь»

К.Д. Ушинский «Васька»

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»

Е.Чарушин «Волчишко»

Л.Толстой «Три медведя»               (вторая младшая группа)

В) «Смоляной бочок», «Жихарка»

Д.Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров»

«У страха глазе велики», «Петушок и бобовое зернышко»

«Гуси-лебеди», «Заяц – хваста»               (средняя группа)

Общий вопрос для всех команд

С какими литературными произведениями воспитатель знакомит детей в подготовительной к школе группе?

                                           

3 задание

От имени кого и о ком ведется рассказ?

А) «Какая же она сердитая. Я ведь так много для нее сделала. А ей все мало. Да и старика все время обижает. Придется ее наказать»

(Золотая рыбка о старухе)

Б) «Он решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернется. Он думал, что все такие простаки, как его бабушка и дедушка. Сам оказался глупым хвастунишкой, вот и поплатился за это. А я его перехитрила!» (Лиса о Колобке)

В) «Она хорошая девушка. Добрая, заботливая. Но надо же знать себя. Чего тебе можно, а чего нельзя. Я вот горяч по натуре: согреваю, сжигаю, растапливаю… Зачем было через меня прыгать? Вот и поплатилась – растаяла!» (Огонь о Снегурочке)

4 задание

Записать вопросы беседы с детьми по данному произведению:

А) Агния Барто «Уехали»

Щенка кормили молоком.

Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком —

Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,

Совсем как взрослый пес,

И вдруг приехал грузовик

И всех ребят увез.

Он ждал: когда начнут игру?

Когда зажгут костер?

Привык он к яркому костру,

К тому, что рано поутру

Труба зовет на сбор.

И лаял он до хрипоты

На темные кусты.

Он был один в саду пустом,

Он на террасе лег.

Он целый час лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом,

Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нем —

Вернулись с полпути.

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души.

Б) Константин Дмитриевич Ушинский «Лиса и козел» 

Бежала лиса, на ворон зазевалась, - и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает: 
- Что ты там, лисонька, поделываешь? 
- Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса. - Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь. 

А козлу давно пить хочется. 
- Хороша ли вода-то? - спрашивает козел. 
- Отличная! - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет. 
Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему: 
- Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел - всю обрызгал. ' 
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. 

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

В) Лев Толстой  "Косточка":

 Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

 За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

 Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах

есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

 Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

 И все засмеялись, а Ваня заплакал.

5 задание

Аукцион: чья команда зачитает больше высказываний выдающихся людей о роли книг.

6 задание

Командам предлагается угадать о каком литературном герое идет речь (видеорубрика «Устами дошколят»)

7 задание

Кроссворд по теме педагогического совета для всех команд.

Если правильно разгадать кроссворд, то в выделенных окошках получится очень нужная и важная деятельность воспитателя с детьми («читаем детям»)

1.  Лирическая, короткая песенка, состоящая из 2-х или 4-х строк (частушка)

2. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)

3.  Небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, организованное по законам стихосложения (стихотворение)

4. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания  с выводом-моралью (басня)

5. Жанр устного народного творчества, развлекает и развивает малыша (потешка)

6. Вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства (музыка)

7. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)

8. Разговор, дискуссия (беседа)

9. Короткое рифмованное стихотворение, которое определяет ведущего в игре (считалка)

10. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)

11. Душа любого музыкального произведения, ее можно пропеть (мелодия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей «Знатоки детской художественной литературы».

Деловая игра для воспитателей «Знатоки детской художественной литературы».Цель:повысить профессиональный уровень  педагогов, активизировать  применение устного  народного творчеств...

Деловая игра для воспитателей "Знатоки детской художественной литературы"

Благодаря этой деловой игре появилась возможность повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми; развивать коммуникативные качес...

Деловая игра для воспитателей ДОУ «Знатоки детской художественной литературы»

деловая игра для воспитателей ДОУ "Знатоки детской художественной литературы"...

Деловая игра «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе...

Деловая игра "Ознакомление дошкольников с художественной литературой"

Деловая игра для воспитателей "Ознакомление ддошкольников с художественной литературой" позволяет повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного тво...

Деловая игра «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе...

Педагогический совет деловая игра №4: Тема: «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы» (из опыта работы).

1.Обучение трудовым умениям и навыкам 2.Воспитание интереса к труду и трудолюбия, ответственности и самостоятельности 3.Ознакомление с трудом взрослых, воспитание и уважение к труженик...