Паспорт мини-музея "Истоки"
материал

Галушина Надежда Михайловна

Реализация музейной педагогики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_mini-muzeya_istoki.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» города Котовска Тамбовской области  

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ

«Истоки»

Авторы: Галушина Н.М.

Старший воспитатель МБДОУ

детский сад №14 «Красная шапочка»

г.  Котовска Тамбовской области

Содержание

Паспортные данные мини-музея…………..………..3

Аспекты музейной деятельности…...……………….4

План работы по созданию мини-музея…………..… 6

Характеристика мини-музея…………………........... 8

Тематический план занятий в мини-музее.…….......11

Перспектива развития мини-музея……….…..……..12

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея: мини-музей «Истоки»

«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,

наша любовь к Родине имеет своим истоком

тот «уголок земли», где мы родились и выросли»

(Н. Смирнов)

Профиль музея: познавательный.

Цели:

создание развивающей образовательной среды как средство

формирования разносторонней развитой личности воспитанника - социально

активного россиянина.

Задачи:

С детьми:

1. Реализация направления «Музейная педагогика». 

2. Знакомство с историей Котовска, его интересными местами, достопримечательностями.

3. Воспитание патриотических чувств, любви к своему городу
4. Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ. 
5. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами. 
6. Формирование у дошкольников представления о музее. 
7. Расширение кругозора у дошкольников. 
8. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. 
9. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. 
10. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. 
11. Развитие творческого и логического мышления, воображения. 
12. Формирование активной жизненной позиции.

С родителями:

1. Заинтересовать родителей в создании мини-музея.

2. Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в НОД, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
  • Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).
  • Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
  • Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
  • Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
  • Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
  • Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
  • Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
  • Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также формированию чувства патриотизма.

Руководители мини-музея: Перегудова Е.В., Лейченкова О.Ю.

Структура управления мини-музеем

Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, знакомства с историей города Котовска, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности:

    -   поисковая;

   -   научная;

   -   экспозиционная;

   -   познавательная.

Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Также представлены: литература о городе Котовске, подборки фотографий с достопримечательностями города; подборка экспонатов изделий предприятий города; символикой города, карта города; ЭОР: песни о родном городе, презентации об истории города, почетных граждан, предприятиях, достопримечательностях Котовск; подборка дидактических игр на тему «мой город» такие как: «Путешествие по городу», «Рыбаки»; а также консультация для родителей «Мой город Котовск».

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

«Истоки»

Подготовительный этап

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1.

Проведение консультации  с родителями: «Мини музей в детском саду»;

Август

Старший воспитатель

2.

Проведение бесед о создании музея в группе с  родителями

Август

Старший воспитатель

3

Создание картотеки выставок МБУК "Музейный историко-просветительный образовательный комплекс" для посещения родителей с детьми

Август

Старший воспитатель

5.

Совместные   экскурсии  родителей и детей  в музейный комплекс;

Август

Старший воспитатель

Рассматривание фотоматериалов, презентаций с детьми;

Август

Старший воспитатель

6.

Определение темы;                                                                         название мини-музея;                                                                  разрабатывание его модели;                                                          выбор места для размещения;

Сентябрь

Старший воспитатель

Практический этап (или этап реализации проекта)

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1.

Создание мини-музея в группе

Сентябрь - ноябрь

Старший воспитатель

2.

Сбор экспонатов для музея

Сентябрь - ноябрь

Старший воспитатель

3.

 Разработка экскурсий

Октябрь - ноябрь

Старший воспитатель

4.

Пополнение музея экспонатами

 В течение года

Родители, дети, воспитатель

Внедренческий этап

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1.

Открытие мини-музея «Истоки» в группе;

Сентябрь

Старший воспитатель

2.

Экскурсия в мини-музеи по группам ДОУ;

 В течение года

Старший воспитатель

3.

Приглашение гостей, родителей;

В течение года

Старший воспитатель

4.

Разработка различных видов экскурсий для музея;

В течение года

Старший воспитатель

5.

Проведение образовательной деятельности в мини-музее.

В течение года

Старший воспитатель

6.

Оформление мини – музея:

альбома;

 презентации;

 паспорта;

 картотеки экспонатов

Сентябрь - май

Старший воспитатель Галушина Н.М.;

ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ

Экспонаты мини-музея

Название экспоната

Дата поступления

Постоянное/

временное хранение

Ф.И.О. представившего экспонат

1

Портрет главы города Антоняна А.А. и главы администрации города Котовска Плахотникова А.М.

02.09.14.

постоянное

Ваня Т.

2

Флаг города Котовска

02.09.14.

постоянное

София П.

3

Герб города Котовска

03.09.14.

постоянное

София П.

4

Фотоальбом «Наш город»

04.09.14.

постоянное

Никита К.

5

Экспозиция «Изделия предприятий города»

05.09.14.

постоянное

Настя Е., Ваня С., Арсений К.,

6

Символ города Неваляшка

05.09.14.

постоянное

Владик З

7

Альбом «История города»

09.09.14.

постоянное

Перегудова Е.В.

Лейченкова О.Ю.

8

Фото города Котовска

10.09.14.

постоянное

Матвей Р.

9

Альбом «Почетные граждане Котовска»

11.09.14.

постоянное

Саша Б.

10

Книга «Котовск – город труженик и воин»

12.10.14.

постоянное

Даша Б.

11

Фотоальбом «Увлекательные путешествие с семьей по г. Котовску

14.09.14.

постоянное

 Фото всех детей с семьями

Портрет главы города Антоняна А.А. и главы администрации города Котовска Плахотникова А.М.

Описание: портрет с изображением главы города и главы администрации Котовска

Цель: познакомить детей с главой города и главой администрации

 нашего города.

Флаг города Котовска

Описание: фотография с изображением флага.

Цель: знакомить детей с символикой города Котовска

 

Герб города Котовска

Описание: фотография с изображением герба города Котовска

Цель: знакомить детей символикой города Котовска

Фотоальбом «Наш город»

Описание: фотографии города.

Цель: знакомить детей с достопримечательностями города.

Экспозиция «Изделия предприятий города»

Описание:  изделие Федерального казённого предприятия «Тамбовский пороховой завод» (ранее именуемый Котовский завод пластмасс) - музыкальная игрушка «Неваляшка»; тентовые материалы (ОАО «Искож»); керамическая посуда  (ООО «Тамбовская керамика)»; синтепон, холофайбер (ЗАО «Котовский завод нетканых материалов);

Цель: знакомить детей промышленностью города, основных предприятиях и производствах.

Символ города Неваляшка

Описание:  музыкальная игрушка «Неваляшка». 

Цель: знакомить детей  с символом Котовска.

Альбом «История города»

Описание:  презентация с историей города Котовска.

Цель: знакомить детей  с историей  Котовска.

Фото города Котовска

Описание:  фотографии города

Цель: знакомить детей с районами города.

Альбом «Почетные граждане Котовска»

Описание:  фотографии почетных граждан города

Цель: знакомить детей с почетными и знаменитыми гражданами города,

воспитывать чувство патриотизма к нашему городу.

Книга «Котовск – город труженик и воин»

Описание:   книга «Котовск – город труженик и воин».

Цель: знакомить детей с изданиями о городе, воспитывать чувство патриотизма к Котовску.

Увлекательное путешествие с семьей по г. Котовску.

Описание: фотоальбом с фотографиями детей и родителей.

Цель: знакомить детей с историей своей семьи.

Разделы мини-музея, особенности использования

        Символика города Котовска, альбомы на темы: «Наш город», «Почетные граждане города», фотографии с достопримечательностями города Котовска.

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности.      Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

 «Сами своими руками»        

Некоторые экспонаты, такие как: альбом «История города» выполнен воспитателем. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

 «Библиотека»

Здесь собраны загадки, стихи, фотографии и произведения о городе Котовске, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

«Игротека»

Игры и атрибуты для игр расположены в доступном для детей месте. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ

Тема цикла занятий

Образовательная область

Цель занятия

месяц

1.

День рождение города

«Познавательное развитие», «Развитие речи»

Закрепить знание о символике родного города, о возрасте города.

сентябрь

2.

  Создание аппликации «флаг города Котовска» (барельеф)  

«Художественно-эстетическое развитие»

 Закреплять знание символике города Котовска

октябрь

3.

История возникновения города

«Познавательное развитие», «Развитие речи»

Знакомить детей с историей города

ноябрь

4.

Мост через Цну

«Познавательное развитие»

Развивать творческое начало, учить применять различные игровые материалы в игре.

декабрь

5.

Рассматривание фотографий с изображением достопримечательностями города Котовска

«Познавательное развитие», «Развитие речи»

Формировать логическое мышление; вызвать желание посетить достопримечательности Котовска

январь

6.

Они прославили наш город

«Познавательное развитие», «Развитие речи»

Беседа о важности труда всех людей.

февраль

8.

Папа, мама, я – Котовская семья (викторина)

«Познавательное развитие», «Развитие речи»

Вызвать желание сделать город лучше; воспитывать любовь к близким.

март

9.

«Мой любимый город»

(рисование)

«Художественно-эстетическое развитие»

Развивать мелкую моторику руки, закрепить знание о городе Котовске.

апрель

10.

Боевая слава города

  «Познавательное развитие»

Знакомить детей с подвигами героев ВОВ Котовска.

май

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

- Проведение экскурсий для других групп детского сада

- На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить НОД по разным образовательным областям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорта комнатных растений.

В данной презентации представлен  готовый материал для составления паспорта растений для уголка природы  для каждой возрасной группы в детском саду.  Каждый файл посвящен одному р...

Социальный паспорт ДОУ

Социальный паспорт ДОУ общая информация....

методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья

использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья

использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

Экологический паспорт детского сада

Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...