Консультация «Познавательно-речевое развитие дошкольников во взаимосвязи устного народного творчества и экспериментальной деятельности»
консультация (старшая группа) по теме

Азарова Инна Петровна

Главное достоинство экспериментов  в том, что они позволяют ребёнку взглянуть на мир, окружающий его, под другим углом, несколько с другой стороны. Увидеть новое в уже известном и ,возможно, поменять свою точку зрения. Это расширяет границы познавательной деятельности. Задача воспитателя состоит в том, чтобы придать нужное направление в поисковой деятельности детей. В процессе экспериментирования   идёт активное развитие речи, обогащение памяти, активация мыслительных процессов, т.к. постоянно идут процессы синтеза и анализа, классификации, сравнения и обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_ekperimentirovaniyu.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 95»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема: «Познавательно-речевое развитие дошкольников во взаимосвязи устного народного творчества и экспериментальной деятельности»

Подготовила:

воспитатель ВКК

Азарова И.П.

Воронеж 2015

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас. педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Реализуя общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, можно обратить внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей – экспериментирование. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.

В 1990 годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.

Исследовательская деятельность помогает детям расширять свой кругозор,

развивать продуктивные формы мышления. Этот вид деятельности имеет принципиальное отличие от любого другого вида деятельности. И это отличие заключается в том,  что цели, определяющие эту деятельность, характеризуются неустойчивостью, неопределённостью и результат исследования детям не известен. Но в процессе экспериментирования результат уточняется, проясняется и наглядно виден детям. Всякий опыт - это активный процесс, система определённых действий, при помощи которых ребёнок получает ответы на стоящие перед ним вопросы. Таким образом, основой опыта является непосредственная деятельность детей, в ходе которой происходит активное развитие речи.

Проводя эксперименты, я уделяю  внимание артикуляции детей, развитию правильного речевого дыхания, фонематического слуха, развитию мелкой моторики руки, что оказывает положительное влияние на речевое развитие.

Основным видом детской деятельности является игра, в ходе которой ребёнок познаёт, знакомится, изучает окружающий его мир. А так же дети очень любят сказки, поэтому я в своей работе решила соединить сказку и игру, показывать опыты, знакомить детей с явлениями живой и неживой природы, рассказывая сказки.

Сказки есть  в  каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов, и дети их любят.

Сказки помогают детям получать множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки
позволяют малышу впервые узнать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.        Думаю, что это эффективный метод, так как детям очень близки сказки, а воспринимать, понимать и запоминать новую информацию, вплетённую в сюжет сказки намного легче. Можно использовать различные сказки: «Приключения Буратино», «Дюймовочка», «Снегурочка», «Чудеса на кухне» и т.д.

Для примера приведу русскую народную сказку «Снегурочка» с некоторыми опытами. Детям можно прочитать сказку или показать отрывок мультфильма.

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе – детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намела сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают.

  • А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.
  • Давай, - говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь - а у снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.

Обрадовались старики, привели её в избу. Глядят на неё, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то всё краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растёт дочка и умная, и смышлёная, и весёлая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоёт - заслушаешься.

Любознательная была Снегурочка, всё ей было интересно. Как-то увидела она на столе два стакана: с водой и молоком и решила опустить в них чайные ложечки. Что же она увидела?

Опыт 1 «Что это за вода?»

Цель: выявить основные свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес, занимает форму сосуда, в котором она налита.

Потом внимание Снегурочки привлёк аквариум, в котором были рыбки, они то погружались на дно, то снова всплывали к поверхности.

Снегурочке очень хотелось узнать, как рыбки это делают и почему так происходит.

Опыт 2 «Воздух работает»

Цель: дать детям представление о том, что воздух невидим, но он может двигать предметы и везде нас окружает.

Нужно   взять   стакан   свежей   газированной   воды  и   бросить   в  него виноградинку. Виноградина тяжелее воды, поэтому она сразу опустится на дно.  Но вскоре мы замечаем, что на виноградинку на дне начнут садиться пузырьки   газа, которые похожи на маленькие воздушные шарики. И что же происходит с виноградиной? Она всплывает на поверхность стакана, так как шариков газа

вокруг неё стало так много, что они смогли поднять виноградину. На поверхности шарики лопаются, и виноградина вновь падает на дно, так как виноградина тяжелее воды. Так будет продолжаться до тех пор, пока весь газ из воды не выдохнется.

У рыб есть плавательный пузырь, при помощи которого они плавают. Если рыбке нужно всплыть на поверхность, плавательный пузырь наполненный воздухом, увеличивается в объёме и рыба всплывает! При погружении объём воздуха в плавательном пузыре уменьшается за счёт мускул, которые его сдавливают, и рыбка опускается вниз.

Снегурочка увидела на столе мандарины и решила их съесть. Но она знала, что сначала их нужно помыть. Она взяла миску с водой и положила в неё 2 мандарина. Они будут плавать, и даже если очень постараться, утопить их не удастся.

Снегурочка взяла один мандарин, очистила его, нечаянно уронила и ей снова пришлось опустить его в миску с водой. Ну что? Снегурочка глазам своим не верит, мандарин утонул. Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает?

Вывод: в мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Главное достоинство экспериментов такого вида в том, что они позволяют ребёнку взглянуть на мир, окружающий его под другим углом, несколько с другой стороны. Увидеть новое в уже известном и ,возможно, поменять свою точку зрения. Это расширяет границы познавательной деятельности. Задача воспитателя состоит в том, чтобы придать нужное направление в поисковой деятельности детей. В процессе экспериментирования | такого вида идёт активное развитие речи, обогащение памяти, активация мыслительных процессов, т.к. постоянно идут процессы синтеза и анализа, классификации, сравнения и обобщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему «Развитие речи дошкольников посредством использования устного народного творчества».

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

Развитие речи и обогащение словаря дошкольников с помощью устного народного творчества

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в до...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Метод проектов, проектная деятельность в современной дошкольной педагогической науке занимают одно из центральных мест. Объясняется это тем, что при реализации проектов у педагогов  и  родит...

«Приобщение дошкольников группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи к истокам национальной культуры и развитие их речи посредством устного народного творчества»

В последние годы появилось огромное количество теоретических разработок педагогов, психологов и логопедов по вопросам использования  народного фольклора в работе с детьми. Но в логопедической раб...

«Развитие речи младших дошкольников, нравственности посредством устного народного творчества»

Особое место в  процессе развития речи  дошкольников отводится использованию художественных текстов: потешек, колы­бельных песен, сказок, детских стихов, посло­виц и поговорок и...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Метод проектов, проектная деятельность в современной дошкольной педагогической науке занимают одно из центральных мест. Объясняется это тем, что при реализации проектов у педагогов  и  родит...