Мастер-класс по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».
материал на тему

Добрый день, уважаемые коллеги!

  

         СЛАЙД №1.                              

Меня зовут Конова Анна Александровна. Я работаю воспитателем в Детском саду №48 комбинированного вида Советского района г.Казани.

 Представляю вам мастер-класс по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей».

 

СЛАЙД №2.

Цель мастер-класса - представить педагогам опыт работы  по развитию связной речи детей в рамках  сюжетно-ролевой игры в детском саду.

Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по использованию сюжетно-ролевой игры для развития связной речи детей дошкольного возраста.

 

1. Теоретическая часть.

 

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме.

 

СЛАЙД №3.

Как педагогу детского сада решить поставленные задачи? Какой путь выбрать?  

         А помогает мне  в этом старое, проверенное годами средство - сюжетно-ролевая игра. Именно она объединяет все представленные формы в единое целое.

                           

СЛАЙД №4.

Анализ моей педагогической деятельности показывает, что дети стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры, их выбор сюжетов ограничен, игровые умения недостаточно развиты.

Игра - это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, дети накапливают знания, осваивают язык, общаются, развивают мышление и воображение. Джанни Родари утверждает, что именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребенка. В работе с детьми я стараюсь не поучать и обучать, а играть с ними, фантазировать, сочинять, придумывать. От уровня развития игры зависит развитие мышления, воображения и речи.

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Стараюсь направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

 

СЛАЙД №5.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны.

При этом использую косвенные и прямые приемы.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). Стремлюсь оказывать влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогаю детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

 

СЛАЙД №6.

Я считаю, что развитие и успех сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовательной учреждении во многом зависит от:

- профессиональной компетенции;

- мастерства педагога;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- правильного руководства и четкой организации игры.

 

 

 

2. Практическая часть.

 

СЛАЙД №7.

Так, например, моим воспитанникам очень нравится сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Цель игры: развить речь, навык чтения простых слов, расширить представления о животном мире, научить составлять простые рассказы.

Оборудование: игрушки (животные: лиса, заяц, волк, медведь, коза), карточки с надписями названий животных, предметные картинки с изображением еды для животных, клетки, билеты.

Описание игры: Воспитатель выбирает себе игрушку, надпись к ней и карточку с изображением еды животного, кладет карточки рядом с животным и говорит: «Давайте поиграем в зоопарк. Посмотрите, у меня здесь клетка с лисой. Вы будете посетителями зоопарка, а я экскурсоводом, отвечающим за эту клетку. Видите, я подобрала ей надпись «Лиса» и положила еду, которую она ест. А теперь послушайте, что я могу рассказать об этом звере: «Лиса – это дикое животное. Она живет в лесу. Семья лисы: мама - лиса, папа - лис и детишки – лисята. Лиса – хищник, поэтому я положила ей в клетку мясо. Лиса хитрая, рыжая и пушистая. Есть много сказок про лису: «Лиса и петух», «Колобок», «Теремок» и другие.

А теперь вы берите себе животное, нужные карточки и давайте играть в «Зоопарк».

После этого каждый ребенок должен взять игрушку-животное, найти карточку с названием животного и «еду», затем сделать клетку и составить рассказ. Дети превращаются в посетителей зоопарка, получают билеты. На входе ставится «контролер», который будет проверять билеты.

Во время экскурсии по зоопарку ребенок, к клетке которого все подошли, должен изображать экскурсовода, рассказывая о своем животном. Если ребенок затрудняется, воспитатель должен помочь наводящими вопросами.

 

А сейчас я приглашаю коллег для участия в сюжетно-ролевой игре «Зоопарк».

(проводится игра с педагогами)

 

 

Из опыта работы вижу, что сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, но и накапливает знания, развивает мышление и память. Посредством сюжетно-ролевой игры воспитывается творческое воображение ребенка, происходит ознакомление с современной социальной действительностью. Я ставлю перед собой задачу – помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, которые послужат сюжетом хорошей игры через использование разнообразных форм и методов работы по расширению представлений детей об окружающем мире (в ходе подготовки педагогов к игре).

 

3. Рефлексия.

 

Уважаемые коллеги! Наша экскурсия по зоопарку закончилась. Прошу вас на предложенных шаблонах нарисовать эмоцию, которую вы испытали во время нашей экскурсии:

- «улыбка» - мне понравилось;

- «равнодушие»   - понравилось, но не очень;

- «грусть» - не понравилось.

 

СЛАЙД №8. Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

  

         СЛАЙД №1.                              

Меня зовут Конова Анна Александровна. Я работаю воспитателем в Детском саду №48 комбинированного вида Советского района г.Казани.

 Представляю вам мастер-класс по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей». 

СЛАЙД №2.

Цель мастер-класса - представить педагогам опыт работы  по развитию связной речи детей в рамках  сюжетно-ролевой игры в детском саду.

Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по использованию сюжетно-ролевой игры для развития связной речи детей дошкольного возраста.

1. Теоретическая часть.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме.

СЛАЙД №3.

Как педагогу детского сада решить поставленные задачи? Какой путь выбрать?  

             А помогает мне  в этом старое, проверенное годами средство - сюжетно-ролевая игра. Именно она объединяет все представленные формы в единое целое.

                           

СЛАЙД №4.

Анализ моей педагогической деятельности показывает, что дети стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры, их выбор сюжетов ограничен, игровые умения недостаточно развиты.

Игра - это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, дети накапливают знания, осваивают язык, общаются, развивают мышление и воображение. Джанни Родари утверждает, что именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребенка. В работе с детьми я стараюсь не поучать и обучать, а играть с ними, фантазировать, сочинять, придумывать. От уровня развития игры зависит развитие мышления, воображения и речи.

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Стараюсь направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

СЛАЙД №5.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны.

При этом использую косвенные и прямые приемы.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). Стремлюсь оказывать влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогаю детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

СЛАЙД №6.

Я считаю, что развитие и успех сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовательной учреждении во многом зависит от:

- профессиональной компетенции;

- мастерства педагога;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- правильного руководства и четкой организации игры.

2. Практическая часть.

СЛАЙД №7.

Так, например, моим воспитанникам очень нравится сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Цель игры: развить речь, навык чтения простых слов, расширить представления о животном мире, научить составлять простые рассказы.

Оборудование: игрушки (животные: лиса, заяц, волк, медведь, коза), карточки с надписями названий животных, предметные картинки с изображением еды для животных, клетки, билеты.

Описание игры: Воспитатель выбирает себе игрушку, надпись к ней и карточку с изображением еды животного, кладет карточки рядом с животным и говорит: «Давайте поиграем в зоопарк. Посмотрите, у меня здесь клетка с лисой. Вы будете посетителями зоопарка, а я экскурсоводом, отвечающим за эту клетку. Видите, я подобрала ей надпись «Лиса» и положила еду, которую она ест. А теперь послушайте, что я могу рассказать об этом звере: «Лиса – это дикое животное. Она живет в лесу. Семья лисы: мама - лиса, папа - лис и детишки – лисята. Лиса – хищник, поэтому я положила ей в клетку мясо. Лиса хитрая, рыжая и пушистая. Есть много сказок про лису: «Лиса и петух», «Колобок», «Теремок» и другие.

А теперь вы берите себе животное, нужные карточки и давайте играть в «Зоопарк».

После этого каждый ребенок должен взять игрушку-животное, найти карточку с названием животного и «еду», затем сделать клетку и составить рассказ. Дети превращаются в посетителей зоопарка, получают билеты. На входе ставится «контролер», который будет проверять билеты.

Во время экскурсии по зоопарку ребенок, к клетке которого все подошли, должен изображать экскурсовода, рассказывая о своем животном. Если ребенок затрудняется, воспитатель должен помочь наводящими вопросами.

А сейчас я приглашаю коллег для участия в сюжетно-ролевой игре «Зоопарк».

(проводится игра с педагогами)

Из опыта работы вижу, что сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, но и накапливает знания, развивает мышление и память. Посредством сюжетно-ролевой игры воспитывается творческое воображение ребенка, происходит ознакомление с современной социальной действительностью. Я ставлю перед собой задачу – помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, которые послужат сюжетом хорошей игры через использование разнообразных форм и методов работы по расширению представлений детей об окружающем мире (в ходе подготовки педагогов к игре).

3. Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Наша экскурсия по зоопарку закончилась. Прошу вас на предложенных шаблонах нарисовать эмоцию, которую вы испытали во время нашей экскурсии:

- «улыбка» - мне понравилось;

- «равнодушие»   - понравилось, но не очень;

- «грусть» - не понравилось.

СЛАЙД №8. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей."Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. У детей старшегодошко...

Игры для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Подборка игр и упражнений для развития связной речи...

Консультация для родителей «Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей "Современные дидактические игры по рпзвитию связной речи детей стпршего дошкольного возраста"...

Конспект квест игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста "По сказочным тропинкам"

Использование квест игр в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.Игра является ф...