Главные вкладки

    Развитие связной речи дошкольников как залог успешного обучения в школе
    статья (подготовительная группа) на тему

    Шатаева Наталия Владимировна

    О важности развития связной реи детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx16.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие связной речи у дошкольников  как залог успешного обучения в школе.

    Воспитатель Шатаева Н.В.

    Г.Бийск МБДОУ «Детский сад № 62»

      Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. По мере взросления ребенка родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи. Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли. Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи.

    Что такое связная речь?

    Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.

    Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей. Но и пополнению его словарного запаса. Основными средствами развития связной речи являются:

    • сказки;
    • дидактические игры;
    • театрализованные игры.

    Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком является необходимым компонентом образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого развития дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, для развития которой необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе и сказки.

    С развитием массового телевидения и электронных носителей читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или компьютера, чем с книгой.

    Для ребенка хорошая связная речь – это залог успешного обучения в школе. 

    У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность: ребенок не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого, но и охотно, и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.

    Сознательно овладеть культурой связной речи – значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с различными нормами речевого общения.

    Речь считается связной, если для нее характерны:

    • содержательность (хорошие знания предмета, о котором говорится);
    • точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих по данному содержанию);
    • логичность (последовательное изложение мыслей);
    • ясность (понятность для окружающих);
    • правильность, чистота, богатство (разнообразие).

    Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом воздействие педагога зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. При этом педагогу надо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием эффективных приемов, способствующих развитию интереса к данному виду речевой деятельности.

    Существует две разновидности связной речи – диалог и монолог, со своими особенностями. Несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом.

    На характер связного высказывания также влияют настроение, эмоциональное состояние и самочувствие ребенка.

    На связную речь дошкольников влияют и русские народные сказки, которые раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

    Главное -  обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию правил данной деятельности. Ребенку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, при обучении в школе, если он обучается этому в интересной форме под руководством взрослого.

    Список литературы:

    1.Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.; Просвещение, 2001

    2.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.; - 2001.

    3.Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред.Л.П.  Федоренко и др. - М.: Просвещение, 2004.

    4.Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников./ под ред. А.М. Шахнаровича, - М., 2003.

    5.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольников.- М., 2009.

    6.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. воспитание и обучение. - М.: Гном и Д.2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

    Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

    Родительское собрание"Грамотная речь-залог успешного обучения в школе"

    Материал предназначен для учителей-логопедов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Основная цель родительского собрания: дать родителям необходимые  теоретические и практичес...

    Презентация к родительскому собранию, тема: "Хорошая речь ребенка-дошкольника - залог успешного обучения в школе"

    Презентация к родительскому собранию, тема: "Хорошая речь ребенка-дошкольника - залог успешного  обучения в школе"...

    Родительское собрание: " Уровень познавательного и личностного развития к концу учебного года залог успешного обучения в школе"

    Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей. Задачи: рассмотреть в...

    Преодоление затруднений в развитии связной речи дошкольников, как залог успешного обучения в школе.

    В материале раскрывается предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста....