Создание игровой мотивации у детей дошкольного возраста.Правила составления и подачи инструкции игры с детьми.
учебно-методический материал на тему

Вира Нина Игоревна

Правила составления и подачи инструкции игры. Игровая мотивация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вира Н.И.  педагог-психолог МБДОУ «Детский сад№23 «Василек»»

Игровая мотивация

Рассмотрим особенности работы по созданию игровой мотивации в зависимости от возраста детей.

В младшем возрасте можно использовать следующие типы игровых мотиваций:

1. Вы рассказываете, что у персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса, пациентов доктора Айболита) что-то случилось (сломалось, грозит опасность или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им нужна помощь (например, те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить). Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том, что в этой группе очень добрые и умелые дети.

2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие, и дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сами сказали о своей готовности помочь.

3. Вы предлагаете детям научить их делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что Ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.

4. Желательно, чтобы во время работы каждый ребёнок имел своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается наличие в группе достаточного количества мелких игрушек. Эти игрушки используются вами и для оценки работ детей, которая даётся от лица игрушек, как бы с их позиции.

6. По окончании работы детям необходимо предложить поиграть со своими подопечными, используя, насколько возможно, полученный продукт.

Целесообразно, чтобы в рассказах педагога-психолога или воспитателя в основном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к их жизни и происходящими с ними событиями.

В среднем дошкольном возрасте можно начинать применять такой тип мотивации, когда дети принимают на себя определённую роль и действуют в ней.

Для этого детям вначале предлагается поиграть. После того как они согласятся, педагог-психолог или воспитатель принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи, и интересуется, кем бы дети хотели быть в этой игре. Обычно дети принимают роль детёнышей-зайчат, но может случиться так, что мальчики захотят быть папами, дядями и т. д. Ведущий специалист должен согласиться со всеми предложениями и по ходу занятия обращаться к детям только в соответствии с принятыми ими ролями.

В течение 1–2 минут можно организовать действия детей в роли (зайчата лакомятся вкусными веточками, прыгают, гуляют по лесу и т. п.). Затем перед детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (мама-зайчиха, опасаясь за жизнь зайчат, предлагает сделать щиты с изображением деревьев, за которыми можно спрятаться от волка), а затем учебная (« Я могу научить вас делать щиты и рисовать деревья»).

Потребность в создании игровой мотивации сохраняется и в старшем дошкольном возрасте.

Особое значение игровая мотивация имеет при формировании у старших дошкольников способности к взаимодействию друг с другом.

Ребёнку сложно понять ряд преимуществ коллективной работы, например, что, благодаря участию всех детей, можно быстрее создать изображение и выполнить большой объём работы. Для того чтобы наглядно убедить детей в этом, игровая мотивация строится на основе сюжетосложения.



Предварительный просмотр:

Вира Н.И.  педагог-психолог МБДОУ «Детский сад№23 «Василек»»

Правила составления и подачи инструкции игры.

1. Готовя инструкцию, необходимо соблюдать адресность. 

Обязательное соотношение игры с конкретными участниками. Для одной и той же игры, проводимой с разновозрастными («возрастной адрес») и разностатусными («статусный адрес») группами людей (например, дошкольники, старшие подростки, и т. п.), необходим свой вариант инструкции, более близкий и лучше понятный именно данной группе.

В адресности нужно учитывать также, сколько у вас мальчиков  и девочек будет в группе, потому что есть игры, в которых количество разнополых участников имеет принципиальное значение. Неэффективно и некорректно, если девчонки будут изображать лиц мужского пола и наоборот.

2. Продумывая и транслируя инструкцию, мы должны суметь настроить участников на игровую деятельность, следовательно, здесь очень важно, чтобы уровень эмоционального состояния был адекватным. Соответственно, вся инструкция должна быть эмоционально окрашена, поскольку без этого просто невозможно добиться желаемого результата. Инструкцию следует проговаривать играющим четко, динамично, делая акценты на особенно важных моментах игры.

3. Проговаривая инструкцию, необходимо грамотно расставить акценты на содержании игры, чтобы участникам было понятно, что и как делать, какие существуют правила, как этих правил придерживаться, как действовать в сложных (спорных) вариантах.

Конечно же, мы понимаем, что в игре есть несколько этапов: начало игры, ее основной период и финал. И вот здесь нам необходимо предусмотреть, чтобы в самом начале основного периода игры у нас была возможность еще раз обратиться к инструкции. Ведь участники могут забыть какие-то детали. Мы специально делаем еще раз акцент на правилах игры, чтобы добиться, с одной стороны, еще большей ее эффективности, а с другой стороны, отрегулировать темп игрового взаимодействия, сконцентрировать внимание на происходящем.

Ближе к окончанию игры мы обязательно даем финальную инструкцию, которая позволяет нам поставить «эмоциональную точку», зафиксировать результат.

В каждой игре обязательно должна присутствовать эмоциональная точка.

Эта «точка» должна быть осязаема и понятна участникам игрового взаимодействия. Она отвечает каждому участнику на вопрос: «а зачем мы играли?» своей законченностью, четкостью и конкретностью.

Вот здесь для нашей фантазии возникает очень большой выбор вариантов: мы можем всех поблагодарить за участие и поаплодировать друг другу, придумать шуточную концовку, раздать всем (или победителям, если это игра-соревнование) призы и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение для детей дошкольного возраста "Правила дорожные детям знать положено.

Спортивное развлечение с участием детей разновозрастной группы, основан на литературном материале.  Развлечение направлено на совершенствование знаний детей об элементарных навыках поведения на п...

Игровое занятие для детей старшего возраста "Правила движения вызывают уважение"

Материал способствует обобщению знаний по правилам дорожного движения....

Уголок правового воспитания детей дошкольного возраста «Права детей»

При подготовке к проекту обратила внимание на создание среды в старшей  группе. Был проведен  подбор методических пособий по воспитанию у детей культуры поведения, на формирование семей...

Создание игрового материала для детей дошкольного возраста "Умные шторки"

Вопрос организации развивающей предметно-игровой среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольн...

СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИ для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

Не секрет, что маленького ребенка трудно привлечь  от собственной игры  к организованным видам деятельности.  Особенно трудно сделать так, что бы ему стало интересно. Часто воспитатели ...

Создание игрового материала для детей дошкольного возраста "Умные шторки"

Вопрос организации развивающей предметно-игровой среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольн...

Наглядно-игровое пособие для детей дошкольного возраста «Правила дорожного движения»

Все стороны жизни человека связаны с его безопасностью. Именно в детском саду все дети могут и должны получать систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые н...