Проекты: "Знакомим детей с творчеством Г.Тукая", Экологический проект: "Русская береза"
проект (старшая группа) по теме

Ахметова Лилия Шайхинуровна

Проекты и занятии, которые проводились с детьми старшей группы, увлекательные и интересные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_detskom_sadu_na_temu.docx21.97 КБ
Файл proekt_russkaya_bereza.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Знакомим детей с творчеством татарского поэта

Габдуллы Тукая»

Дошкольное детство-это важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.

Актуальность проекта: В нашем современном мире, благодаря средствам информации и связям все народы сближаются друг с другом. Всё больше и больше узнают о национальных традициях, культуре, как своего, так и других народов.

Одним из ярчайших представителей татарской литературы является великий татарский поэт Габдулла Тукай. В апреле 2011 года исполняется 125 лет со дня его рождения. С годами глубже осознаём мы значение творчества и величие личности Тукая.

Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались любовь и уважение к личности великого поэта. Габдулла Тукай - не просто великий поэт, а символ истории и судьбы всего татарского народа. Он и сегодня учит нас и наших детей понимать этот сложный мир со всеми его хлопотами и заботами. Учит жить и кричать, смеяться и плакать, ценить и беречь любовь к своим близким в повседневном хаосе сегодняшнего бытия. Чем больше эмоциональных, выразительных впечатлений ребёнок получит в детстве, через произведения поэта, тем более яркой, творческой личностью, обладающей высокими духовно- нравственными качествами станет он в будущем.

Таким образом, всё это ещё раз подчёркивает важность и необходимость изучения творчества Габдуллы Тукая.

Форма проведения: проект

Участники проекта:

- дети подготовительной к школе группы , родители воспитанников

- воспитатель: Ахметова Л.Ш

Длительность проекта: 3 недели

Тип проекта: Познавательный, творческий

 Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

Задачи:

 -познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая;

 -воспитывать   любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая;

 -формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость, любовь к Родине посредством произведений Габдуллы Тукая;

- учить понимать и чувствовать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая;

 -расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

Материалы и оборудования: книги, портрет писателя, консультация, атрибуты к празднику, памятки, маски

Ожидаемый результат:

1. Оснащение развивающей среды в группе:

 -Библиотека произведений Г.Тукая

 -Оформление  стенда,  выставки рисунков по произведениям Г.Тукая

2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.

3. Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.

5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.

6. Данный проект позволит получить знания о жизни и творчестве татарского поэта Габдуллы Тукая.

7. Возрастёт интерес у участников проекта к дальнейшему знакомству с произведениями поэта.

8. Популяризация семейного чтения.

Этапы проекта:

I. Подготовительный этап

Работа с педагогами

Работа с детьми

Работа с родителями

– Создание условий необходимых для реализации проекта:

-  Оформление родительского уголка: «Для Вас родители» размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта

-Подбор аудиозаписи сказок Г.Тукая

-Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий

- подбор детских книг Г.Тукая для смены в книжном уголке.

 -организовать в группе мобильную библиотеку «Все о Тукае»

- Создание проблемной ситуации для детей о проекте

-Провести беседу: «Какие книги любят слушать дети»;

- Подготовить портрет писателя;

Работа с родителями: 
Анкетирование родителей на тему: «Какими книгами вы знакомите своих детей»  

– Акция «Подари книгу детскому саду»

II.  Основной этап

Работа с педагогами

Работа с детьми

Работа с родителями

–Консультация для воспитателей:» Как знакомить детей с жизнью и творчеством  Г.Тукая»

–  Проведение занятия с детьми по ознакомлению с жизнью и творчеством Г. Тукая;

-Чтение произведений Габдуллы Тукая: «Родной язык», «Малыш и мотылек», «Озорной котенок», «Бедняга заяц», «Забавный ученик»

Вечерние громкие чтения «Путешествие в мир книг, полный чудес Г. Тукая»

-  Прослушивание музыкальных произведений на стихи  Г. Тукая:

Утренние 5-минутки «Рассказ о прочитанной книге Габдуллы Тукая»

Лепка по  полюбившийся герой произведения Г Тукая

-Выставка детских  рисунков по произведениям Тукая «Мой любимый герой» (совместно с родителями)

 

Консультации:

–«Как увлечь ребенка чтением книг Тукая»;


–Памятка «Как мы дружим с книгами»

 

-Акция «Читаем книги Габдуллы Тукая»

-Творческая работа с детьми, рисование понравившегося героя произведения:

- Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению атрибутов к празднику

III. Итоговый этап

Работа с педагогами

Работа с детьми

Работа с родителями

Организовать совместно с педагогом татарского языка и музыкальным руководителем праздник

-Выставка рисунков детей; Выставка; «Все о Габдулле Тукае»
–. Праздник, посвященный к творчеству Г.Тукая

«Путешествие по книгам Тукая»

-  Участие родителей в празднике, посвященному дню рождению поэта;

- Инсценировка совместно с детьми.

Список используемой литературы:

  1. Алябьева Е.А., тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. 2-е изд., доп. И испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 160 с.
  2. Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий.- Уфа: Китап, 2009. - С.609
  3. Веракса Н.Е., Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336 с.
  4. Нуруллин И. З. Тукай / Авториз. пер. с тат. Р. Фиша. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 240 с. с илл., портр. (Жизнь замечат. людей. Серия биографий. Вып. 5 (568))
  5. Электронный ресурс http://gabdullatukay.ru/rus/



Предварительный просмотр:

Экологический проект для дошкольников

Тема: «Русская береза»

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Длительность  проекта: краткосрочный ( сентябрь)

Предмет исследования: берёза на участке

По количеству участников: групповой (старшая группа)

Белая берёза косы распустила,

Белая берёза ветки опустила.

Желтые листочки косы украшают,

И на землю тихо, тихо опадают

А. Кулагина

Актуальность:

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое   образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми   ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Проблема:

1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в  Татарстане – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.

Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:  

1. Сформировать представления у детей о жизни берёзы, как живого существа, символ страны.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

1. Решить проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе Нижнекамск ? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в  Татарстане ( городе)?» Что значит акция «Зеленая волна» в нашем городе».

2.  Подготовлены учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»

3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр,  комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».

Основной этап:

Работа с детьми:

Образовательная область «Познавательное»:

1.  Рисование используя нетрадиционную технику  «Березовая роща» ( используя капустный лист) .

2. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом»

3. Выбор березки  на территории детского сада.

4. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.

5. Разгадывание  загадок.

6. Исследование бересты под лупой.

7. Оформление « Наша  береза»:  имя, возраст, высота, ширина, место нахождения, запах, семена, количество веток, рисунок коры и листьев, условия    окружающей среды…».

Образовательной область «Речевое»

1. Чтение: К.Паустовского «Подарок»»; Берёзка» Л.И. Горошкина; «Росла Берёзка у дороги на Силач…»  В.А. Злоказова; « Секреты горы Трех Братьев» В.А.Трусов; «Ода берёзе» Н.И. Птухина; «Берёзка голову склоня…» Л.М. Смирнова; «Песнь берёзе» Л.Н. Сурнина; «Три  Берёзки под окном» Г.Н. Рахимов и т.д.

2. Разучивание пословиц, поговорок.

3. Заучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза».

 Образовательной областью «Физическое»

1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».

2. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Кто быстрее соберет березовые почки».

 Образовательной областью «Художественно - эстетическое»:

1. Лепка: «Березовый пенек».

2. Создание панно «Березка» (из  обрывной  аппликации).

3. Рисование: «Белая береза» (использование различных   техник).

4. Аппликация «Красавица березка» (использование шерстяных ниток)

4. Оформление уголка «Береза – символ России».

Образовательная область « Социально-коммуникативное »:

1. Беседа: "Что я знаю о берёзе", "Берёза строить и жить помогает".

2. Проведение совместного праздника  «Русская березка» с детским садом № 60.

 Образовательной область « Художественно- эстетическое»

1. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.

2.Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Аи, да берёзка” музыка Т. Попатенко

3. Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”

Работа с родителями:

1. Изготовление буклетов «Сохраним русскую березку!»

2. Помощь в оформлении:

«Паспорта березы»,  альбома «Люблю русскую красавицу»;

2. Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке».

3. Оформление папки – передвижки для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство».

5. Выпуск бюллетеня “Береги Зелёного друга”.

Итоговый этап:

1. Организация конкурса рисунков с изображением березы в любой технике.  

3. Оформление фотоальбома «Люблю русскую красавицу».

4. Праздник русской березы ( совместно с музыкальными руководителями)

Выводы:

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.

По  выполненным  работам  было отмечено:

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение:

 Выполнение  данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Русская береза"

Экологический проект "Русская береза"Экологический проект для дошкольников «Русская береза»Тип проекта: познавательно-исследовательский.Продолжительность проекта: кратко - срочный (с 01.04.2...

Проект «Знакомим детей с творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая»

Габдулла Тукай великий татарский поэт. Очень важно у детей с раннего возраста накапливать любовь и уважение к поэту и его творчеству....

Проектная работа "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в приобщении детей к творчеству Габдуллы Тукая"

Проект направлен на приобщение дошкольников к творчеству Габдуллы Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэт...

Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Проект «Русская красавица - береза» (младшая группа)

 Важное, значение в развитии ребенка имеет экологическое образование, которое необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения. Проект позволит нам больше узнать ...