Дидактические игры для средней группы
картотека (средняя группа) на тему

Белогрудова Ольга Владимировна

Дидактические игры для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dlya_sredney_gruppy.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Дом – домик – домишко – домище»

Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов

-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.

Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)

Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».

Дидактическая игра «Дерево родственных слов»

Цель: учить образовывать однокоренные слова.

Материал: карточка с изображением дерева (или веточка дерева), листочки на липучках (на ниточках).

Ход: «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.

Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.»

После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

Дидактическая игра «Найди звук в слове»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Описание: Вариант 1: В начале игры определяется звук, который дети будут искать в словах. Взрослый называет слово с нужным звуком, ребёнок ищет его место в слове (в начале, середине, конце слова).

Вариант 2: Можно усложнить задание (если ребёнок легко справляется с первым вариантом игры), и предложить ребенку называть, который звук по счёту. Например, ищется звук «Ш». Шшшум – первый; маршшш – четвёртый; нашшш – третий и т. д.

Дидактическая игра «Цепочка слов»

Цель: Упражнять детей в придумывании слов на заданный звук.

Описание: Вариант 1: Первый игрок называет любое слово. Следующий игрок придумывает слово на звук, каким заканчивалось слово первого игрока. И т. д. (коТ – торТ – танК – кастрюлЯ – яблокО – овЦы – цыплёноК и т. д.) Взрослый следит за правильностью называния слов.

Вариант 2: В эту игру можно играть, записывая своё слово. Первый игрок (или ведущий – взрослый) записывает слово на листе бумаги и передаёт лист следующему по очереди. Тот игрок записывает своё слово на звук, каким закончилось предыдущее слово и передаёт лист бумаги следующему. Продолжительность игры 15 – 20 минут (в зависимости от усидчивости детей). Взрослый следит за правильностью написания слов и выполнением  правила игры (называть слова на последний звук предыдущего слова).

Дидактическая игра «Найди звук в слове»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Описание: Вариант 1: В начале игры определяется звук, который дети будут искать в словах. Взрослый называет слово с нужным звуком, ребёнок ищет его место в слове (в начале, середине, конце слова).

Вариант 2: Можно усложнить задание (если ребёнок легко справляется с первым вариантом игры), и предложить ребенку называть, который звук по счёту. Например, ищется звук «Ш». Шшшум – первый; маршшш – четвёртый; нашшш – третий и т. д.

Дидактическая игра «Разбери слова на слоги»

Цель: Упражнять детей в разделении слов на слоги. Закрепить знание правила: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Описание: Вариант 1: Взрослый называет слово, ребёнок на слух делит его на слоги, произнося слово по частям. (Машина – ма-ши-на, кукла – кук-ла и т. д.)

Вариант 2: Взрослый пишет 6 – 8 слов на листе бумаги и предлагает ребёнку разобрать слова на слоги. Сначала читается всё слово. Определяется количество гласных звуков в слове. Слово произносится по слогам, разделяя слоги вертикальной чертой и подчёркивая каждый слог, произнося его.

МАШИНА  КУКЛА

Вариант 3: Дети выкладывают слово из набора букв и делят его на слоги, раздвигая слово.

Дидактическая игра «Зоопарк»

Цель: развитие связной речи.

Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Дидактическая игра "Назови части предмета"

Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части.

Описание: Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

I вариант: дети по очереди называют части предметов.

      II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

Дидактическая игра «Загадки Карлсона»

Цель: 1. Развитие умения соотносить предмет и его признак.

          2. Упражнять детей в постановке вопросов какой? какая? какое?

          3. Закреплять согласование в числе прил. с сущ.

          4. Развивать внимание, наблюдательность.

Материал: картинки с изображением Карлсона, картинки с изображением  предметов: арбуза, клоуна, мяча, ежа, озера, лисы, иглы, рукавичек.

Ход игры: картинка, изображающая Карлсона, наклеена на центр магнитной доски, рядом лежат предметные картинки и картинки символы качеств. Карлсон обращается к детям: Вы сумеете, ребятки,

                                              Отгадать мои загадки?

                                              Если слушаешь внимательно,

                                              Угадаешь обязательно!

Рядом с Карлсоном наклеиваются картинки символы качеств: круглые, твердый, тяжелый, сладкий. Детям предлагается назвать качества и угадать о каком предмете загадка. Ребенок отыскивает нужную картинку и называет: «Арбуз – какой? Арбуз – круглый, сладкий, твердый, тяжелый и тд.

Дидактическая словесная игра «Кто как охотится и убегает от врага»

Цель: уточнить названия действий, связанных с животными (зверь, птица, насекомое), подбирать близкие по смыслу слова (синонимы).

Материал: мяч

Ход игры: дети встают в круг, воспитатель бросает мяч, задает вопрос, дети отвечают.

          кошка – (как передвигается?) - крадется

          собака – догоняет, прыгает, ловит

          кузнечик – прыгает

          заяц – скачет, прыгает и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для средней группы по теме "Найди лишнюю птичку"

Дидактическая игра для средней группы по теме "Найди лишнюю птичку"...

Дидактические игры для средней группы.

Дидактические игры для средней группы....

Музыкально-дидактические игры для средней группы

Игры могу рекомендовать и для работы воспитателям...

Дидактическая игра "Семья" средняя группа

Конспект дидактической игры "Семья" для детей среднего возраста....

Дидактическая игра в средней группе с математическим содержанием "Найди свою пару"

Конспект дидактической игры в средней группе с математическим содержанием "Найди свою пару"...

Сюжетно-дидактическая игра в средней группе Тема: «Магазин подарков»

Конспект сюжетно-дидактической игры в средней группе  по теме :"Магазин подарков"...

Сенсорное воспитание через дидактические игры в средней группе детского сада

Сенсорное воспитание через дидактические игры в средней группе детского сада  Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет ...