Главные вкладки

    Социально-психологическая профилактика эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста (опыт работы)
    материал по теме

    Бортникова Анастасия Сергеевна

    Представленный опыт  описывает комплекс мероприятий, объединенных одной целью: социально-психологическая профилактика эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста через создание единого позитивно развивающегося эмоционального фона в детском саду и семье, и снижение рисков социальной    дезадаптации.    

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

        Социально-психологическая профилактика эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста

             Детство-счастливая пора. Усилия всех взрослых должны быть сориентированы на проживание ребенком положительного направленного опыта.   Но при этом сколько слез проливается в детстве? Никакой другой период развития не пропитан так горечью переживаний и слез как дошкольное детство. Из-за разлуки с мамой, не поделенной с другом игрушки, не купленной папой конфеты, не получившегося задания...

        Когда разговариваешь с родителями и педагогами о детях, очень часто слышишь: он все умеет (читает-считает), замечательно рисует, занял первое место в творческом конкурсе…Но на вопрос психолога «Что вы делаете для эмоционального развития ребенка?», «Насколько эмоционален ребенок?», «Понимает ли ребенок настроение окружающих?». Ответ, как правило, сформулировать затруднительно. А ведь эмоциональная сфера ребенка рассматривается, как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка (А. В. Запорожец), как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Еще один фактор, заставляющий сегодня более внимательно отнестись к эмоциональной сфере всех компетентных в этой области специалистов, - фактор многочисленных эмоциональных нарушений (или расстройств) в поведении детей.

            При анализе состояния эмоционального мира детей, посещающих детский сад «Полянка», определился целый спектр проблем, на решение которых отведено всего 18 практических часов в циклограмме рабочего времени психолога. Передо мной встала задача: подобрать наиболее результативные способы взаимодействия с участниками образовательной деятельности, максимально продуктивные способы воздействия на эмоциональное развитие ребенка. Вывод: развивать ребенка лучше, чем корректировать уже имеющиеся проблемы. Таким образом, приоритетным направлением выступила организация психопрофилактической деятельности в нашем детском саду.

             Показав педагогам и родителям, важность и значимость эмоционального развития ребенка-приобрела «союзников». Данные категории неоднородны. Педагоги имеют базовую психологическую культуру (полученную посредствам профессионального образования), но долгое время были ориентированы на развитие когнитивной сферы ребенка.  Нуждаются в практических советах, наглядных примерах решения проблемных педагогических ситуаций, связанных с эмоциональным развитием. Родители имеют опыт детского-родительских отношений, в котором полагаются на свой жизненный опыт и семейные традиции. И здесь, важно, чтобы родители желали делиться своим опытом и могли принимать позитивный опыт других семей.  

                 Выстроив личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка, обеспечим ребенку психологическую защищенность, учим его доверию к миру, радости существования; развиваем личность ребенка и его индивидуальность.

              Опыт многолетней психопрофилактической работы нашел отражение в представляемой   мною комплексной программе «Детство - счастливая пора».

              Программа описывает комплекс мероприятий, объединенных одной целью: социально-психологическая профилактика эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста через создание единого позитивно развивающегося эмоционального фона в ДОО и семье, и снижение рисков социальной    дезадаптации.      Программа     рассчитана    на   3   года.

    Адресат: дети 4-7 лет, педагоги, родители. 

            Главное отличие программы от ныне существующих в создании единого позитивно развивающегося эмоционального фона в ДОО и семье и, в возможности работы на снижение рисков социальной дезадаптации.

              Цель программы: социально-психологическая профилактика эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста через создание единого позитивно развивающегося эмоционального фона в ДОО и семье, и снижение рисков социальной дезадаптации.

              Задачи программы:

    - способствовать самопознанию ребенка через понимание своей индивидуальности и своего внутреннего мира;

    - формировать знания, умения, навыки позитивного эмоционального взаимодействия как средства полноценного развития личности;

    -  формировать у родителей субъектную позицию к участию в создании эмоционально-комфортной и безопасной среды для детей;

    - повышать компетентность и социально-психологическую грамотность педагогов в вопросах создания эмоционально-комфортной среды.

              Программа содержит два блока:

    • блок I «Развивающая работа с детьми 4 – 7 лет» 
    • блок II «Профилактическая работа с педагогами и родителями»

          Программные задачи, на решение которых направлены содержания 72 занятий, составляющих годовой курс дифференцированы в зависимости от возраста детей.

    Программные задачи курса занятий

    Средняя группа (4-5 лет)

    Старшая группа (5-6 лет)

    Подготовительная группа

    (6-7 лет)

    1)  формировать представление о базовых эмоциях;

    1) развивать   знания о базовых эмоциях;

    1) закреплять, обобщать знания об эмоциях и умение их распознавать;

    2) учить пониманию эмоциональных состояний, чувств окружающих.

    2) формировать позитивное отношение к сверстникам;

    2) формировать позитивное отношение к своему «Я»;

    Средняя группа (4-5 лет)

    Старшая группа (5-6 лет)

    Подготовительная группа

    (6-7 лет)

    3)  учить детей ценить хорошие отношения, получать радость от общения со своими близкими и предлагать им посильную помощь.

    3) гармонизировать потребность ребенка в социальном признании.

    3) учить детей устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать несмотря на разницу желаний и возможностей, находить компромиссные решения.

             

        Параллельно занятиям с детьми ведется следующая работа с родителями и педагогами:

    • ознакомление с ходом развивающих занятий, достижений ребенка;
    • посещение занятий в качестве активного участника;
    • выполнение творческих заданий по темам занятий;
    • работа в группе по заданиям в тетради-взаимосвязи.

          Следует отметить, что реализация программы не будет максимально продуктивной без поддержания эмоционально комфортного фона вне занятий.

         Организация взаимодействия с педагогами и родителями имеет ключевое значение для достижения максимальной результативности внедрения программы.      

      Блок II «Профилактическая работа с педагогами и родителями» включает мероприятия для повышения компетентности, социально- психологической грамотности педагогов и родителей в вопросах развития эмоциональной сферы ребенка и создания эмоционально-комфортной и безопасной среды для детей.

            В работе с педагогами и родителями реализованы следующие формы взаимодействия, позволяющие вовлечь в процесс обучения, развития и познания:

    - организация и деятельность Клуба общения;

    - организация и проведение дискуссий в форме «Круглого стола»;

    - проблемно–ориентированные семинары-практикумы, в ходе которых эффективно использовать элементы тренинга, для аккумуляции умений и желания применять полученные знания в общении с ребенком;

    - проведение консультаций (тематических и стендовых);

    - консультации по запросу и по итогам диагностики и взаимодействия.

            Профилактическая работа по блоку II способствовала созданию социально–психологических условий для эмоционального развития детей, что соответствует основным положениям Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, процессам гуманизации и демократизации образования. 

            При условии успешной реализации комплексной программы социально- психологической профилактики эмоциональных нарушений ожидаются следующие    результаты освоения программы:

    Критерий

    Дети

    Родители

    Педагоги

    Мотивационный

    желание проявлять положительное отношение к миру, к себе, окружающим взрослым и сверстникам

    желание занимать активную позицию в организации позитивно развивающегося эмоционального фона в семье

    желание создавать условия для самореализации детей,

    поддерживать эмоциональный комфорт у детей

    Когнитивный

    знания основных эмоций детьми, своей индивидуальности,

    понимание себя как ценности

    знание особенностей эмоциональной, коммуникативной, поведенческой сфер детей дошкольного возраста

    расширение знаний об особенностях эмоционального мира, и связи с развитием личности в целом

    Инструментально – деятельностный

    умение управлять детьми своими эмоциями,

    умение

    адекватно эмоционально

    реагировать, умение

    контактировать с другими людьми, включая сверстников и взрослых.

     умение поддерживать устойчиво-положительное, комфортно- эмоциональное состояние ребенка,

    активизация на самостоятельную психологическую

    работу с ребенком

    умение оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения

            Данная программа апробировалась 3 года в МАДОУ «ДСКВ №9 «Полянка». Мониторинг   реализации программы показал позитивную динамику.  Так, на май 2012 года: мотивационный критерий был сформирован у 53% педагогов, родителей и детей; когнитивный критерий- у 60%; инструментально-деятельностный критерий- 46%. По состоянию на май 2015 года в процентном выражении: мотивационный критерий сформирован у 92% адресатов программы, когнитивный критерий- у 96% и инструментально-деятельностный – у 92% детей, родителей и педагогов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    Профилактика речевых нарушений у детей...

    Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений у детей дошкольного возраста

    Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и бо...

    Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    Статистика говорит об увеличении количества детей с нарушениями речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по предуп...

    “проблема эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста ”

    Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, ...

    Конкурс образовательных инициатив Мастер - класс для педагогов ДОУ "Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт - педагогических техник".

    "Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использованиеарт-педагогических техник".(в рамках региональной научно – практической конференции «Итоги и перспективы введени...

    Консультация для родителей «Организация работы в семье по профилактике зрительных нарушений у детей дошкольного возраста»

    Наше учреждение особенное :его посещают дети с нарушением зрения.  И наша заадча - вести просветительскую работу среди родителей по прифилактике и коррекции зрения детей....

    «Организация работы в семье по профилактике зрительных нарушений у детей дошкольного возраста»

    Родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения, следует учитывать некоторые рекомендации  по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в  воспитании и обучен...