Почитай мне мама сказку
материал (средняя группа) на тему

Круглый стол для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_dlya_roditeley.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей «Почитай мне мама сказку».

«Сказка - это зернышко, из которого

прорастает эмоциональная оценка

ребенком жизненных явлений.»

В. А. Сухомлинский

Проблема: Недостаточная осведомленность родителей о значении сказки в развитии и воспитании дошкольника.

Оборудование: Мультимедийная установка, презентация «Классификация сказок», подборка пословиц и поговорок, анкеты по количеству присутствующих, атрибуты и музыкальное сопровождение для кукольного театра.

План – конспект:
1.
Теоретическая часть.

1.1 Выступление « Роль сказки в развитии ребенка».
1.2 Презентация « Классификация сказок».

2.Практическая часть.

2.1 Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

2.2 Дискуссия «Сказка в жизни вашего ребенка»

2.3 Диспут "Как разобраться в том, чему учит конкретная сказка?".

2.4 Кукольный театр по мотивам сказки «Колобок»

2.5 Выставка книг «Прочитайте детям».

Заключение.

Форма проведения: круглый стол

Место проведения: ГБОУ СОШ 2105 «Веденские горы 1 территория 452»

Цель:  Способствовать созданию единого развивающего пространства «Детский сад – семья».

Задачи: Содействовать повышению педагогической культуры родителей в области воспитания и развития детей по средствам художественного слова.
Приобщать родителей к жизнедеятельности ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества.

Ход мероприятия.

1.Теоретическая часть.

1.1 Выступление « Роль сказки в развитии ребенка».

«Сказка» — это несложная игра, предназначенная для группы детей. Если вместе собирается несколько ребят, то можно предложить им это развлечение — оно окажется и веселым, и интересным, и полезным для них. Детские сказки расширяют словарный запас детей, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка.

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Как правило, сказки несут в себе многовековую народную мудрость. Они очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Читая сказки, родители формируют у ребенка основы общения и поведения. У него развивается воображение, и повышаются творческие возможности. Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли. 

 Хочется обратить внимание на то, что сказку нужно не читать, а рассказывать. Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. Чтобы первое знакомство не только заинтересовало детей, но и нашло отражение в их чувствах и эмоциях, нужно выразительно преподнести текст. Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи вообще. Особенно доступна им выразительность интонации. После рассказывания сказки необходимо рассмотреть вместе с детьми иллюстрации, провести беседу, которая поможет ребятам лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды сказочной истории. Желательно задавать вопросы, помогающие формированию лексико-грамматических представлений детей, а также побуждающие их анализировать, рассуждать, делать выводы. Одни вопросы помогают выяснить, насколько дети поняли сюжет, другие помогают точнее охарактеризовать героев сказки, третьи - обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею произведения.
 Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность.

1.2  Презентация «Классификация сказок».

Какие бывают сказки? Именно на эти вопросы попробуем ответить далее. Согласно научному определению в литературе, сказка – "эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка".

У сказок, как и у любых других произведений литературного жанра, также имеется своя классификация, причем даже не одна. Сказки могут делиться на несколько групп, во-первых, по содержанию, во-вторых, по авторству. Кроме того, существует еще и классификация сказок по национальному признаку, которая прозрачна и понятна всем. Например, «русские народные сказки», «немецкие сказки» и т.п. Сказать, какие бывают сказки по авторству, также не так сложно. Всем известно, что есть сказки народные, а есть — авторские, написанные конкретным человеком. К этому мы еще вернемся, но сначала поговорим о более сложной классификации сказок — по содержанию.

Виды сказок по содержанию

По содержанию литературоведы обычно выделяют 3 вида сказок:

  • бытовые
  • волшебные
  • сказки о животных

Каждый из этих типов делится еще на несколько, о которых мы поговорим в соответствующих главах. А начнем мы со сказок бытовых.

Бытовые сказки

Как следует из названия, к бытовым сказкам относят такие, в которых описывается жизнь и быт того или иного народа. Однако надо отметить, что в такого рода сказках обычное описание встречается редко, а чаще всего оно дополняется различными юмористическими и сатирическими описаниями. Например, высмеиваются какие-либо качества того или иного класса общества или сословия. Среди бытовых сказок выделяют следующие виды сказок (перечислим их с примерами):

  • социально-бытовые («Шемякин суд», «Делёж гуся», «Болтливая старуха»)
  • сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и плотник», «Барин и мужик», «Как поп работницу нанимал»)
  • волшебно-бытовые (с элементами из волшебных сказок, яркие примеры тому: «Морозко», «Золушка»)

Вообще, нужно отметить, что классификация эта выведена литературоведами достаточно условно, поскольку далеко не всегда можно однозначно сказать, к какой категории принадлежит та или иная сказка. Многие можно отнести и к социально-бытовым, и к сатирико-бытовым, а, например, во всем известной сказке «Морозко» к этим двум особенностям добавляется еще и известная доля волшебства, поэтому она и бытовая, и сатирическая, и волшебная одновременно. И так обстоит дело со многими сказками — обязательно при классификации учитывайте этот момент.

Волшебные сказки

Волшебную сказку можно узнать, прежде всего, по окружению, которое, как правило, мало соответствует явленной нам в жизни действительности. Герои существуют в своем фантастическом мире. Часто такие сказки начинаются словами «В некотором царстве...». Волшебные сказки можно также условно разделить на несколько типов:

  • героические сказки (с победой над различными мифическими существами или с приключениями, в которые герой отправляется с целью найти какой-то волшебный предмет). Из примеров: «Молодильные яблоки», «Василиса Прекрасная»;
  • архаические сказки (рассказывают об обездоленных и одиноких людях и о тех, кого выгнали или они ушли из семьи по какой-то причине и об их приключениях). Из примеров: «Двенадцать месяцев», «Дети у людоеда»;
  • сказки о людях, наделенных волшебными способностями. Например: «Марья-искусница», «Елена Премудрая».

Сказки о животных

Давайте посмотрим, какие есть сказки о животных:

  • сказки об обычных животных (диких и домашних). Например: «Лиса и заяц», «Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят»;
  • сказки о волшебных животных. Например: «Золотая рыбка», «Конёк-горбунок», «Емеля» («По щучьему веленью»).

Кроме того, сказки бывают и такие:

  • кумулятивные (в которых имеется повторяющийся сюжет). К примеру: «Рукавичка», «Колобок», «Репка»;
  • басни. В качестве примера приведем всем известные басни «Ворона и лисица», «Мартышка и очки». Маленькое замечание: не все литературоведы относят басню к сказочному жанру, выделяя для нее отдельное место среди литературных жанров, однако для полноты картины я решил включить сюда и басни тоже.

Как вы, наверное, знаете, эти басни — не народное творчество, они имеют авторов. Таким образом, сказки можно разделить на народные и авторские. «Лиса и заяц» - русская народная сказка, а «Конёк-горбунок» - авторская, поскольку написана она П.П.Ершовым. Ну вот мы рассмотрели, пожалуй, все основные виды сказок как по содержанию, так и по авторской и национальной принадлежности.

2.Практическая часть.

2.1 Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

Анкета « Сказка в жизни вашего ребенка».

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам?

7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?

11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

СПАСИБО!

2.2 Дискуссия «Сказка в жизни вашего ребенка»

2.3  Диспут «Как разобраться в том, чему учит конкретная сказка?»

«Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что так или иначе доброго человечеству . Самая устойчивость сказочного предания доказывает, что сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое.»

Е. Н. Трубецкой

С детства нам хорошо памятны пушкинские слова о том, что сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок. Да вот незадача - немногие взрослые могут похвастаться сегодня ясным пониманием того, на что намекает та или иная сказка. Как не ошибиться?

О том, что, прочитав сказку, мы восприняли ее "намеки" правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, пестушках, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.

Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить итог такого размышления русской пословицей. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Итак, попробуем вместе:

"Колобок"

  • "Чем хвалимся, на том и провалимся"
  • "На языке медок, да на сердце - ледок" 

"Теремок"

  • "Не бравши топор, жилья не срубишь"
  • "Легко взято, легко и потеряно" 

"Репка"

  • "Из многих малых одно большое выходит"
  • "Капля по капле и камень долбит" 

"Лиса и журавль"

  • "Как аукнется, так и откликнется"
  • "Каков привет, таков и ответ" 

         "Лисичка со скалочкой"

  • "Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить" 

"Лёгкий хлеб"

  • "Хлеб горбом достают"
  • "Без труда не выловить и рыбки из пруда" 

"Крошечка-Хаврошечка"

  • "Кто правдой живёт, тот добро наживёт"
  • "Кто добро творит, того Бог благословит" 

"Морозко"

  • "Работай - сыт будешь, молись - спасешься, терпи - взмилуются"
  • "Без смиренья нет спасенья" 

"Маша и медведь"

  • "Горе горюй, да руками воюй"

"Зимовье зверей"

  • "Согласного стада волк не берет"

"Заюшкина избушка"

  • "На чужой каравай рот не разевай"
  • "И на силу найдётся пересилок"

 

Попробуйте теперь самостоятельно продолжить этот список…

Будем помнить о том, что предварительные размышления взрослого над текстом сказки помогут впоследствии верно расставить смысловые акценты в речи "сказителя". Тогда слово сказки действительно станет благодатным и понесет слушателю уроки народной мудрости.

2.4 Кукольный театр по мотивам сказки «Колобок»

Ход совместной игровой деятельности:

(Звучит мелодия «В гостях у сказки»)

Ведущий (бабушка сказительница) : Сказок я немало знаю!

Все сказать не обещаю,

А поведаю пока

Про весельчака Колобка… .

Жили- были дед и баба, ели кашу с молоком. И однажды дед задумал угоститься колобком.

Дед. Испеки мне колобок, чтобы был румяный бок.

Бабка. Из чего же мне испечь? Да к тому ж погасла печь! Помоги ты мне чуток, испеку я колобок.

(Звучит фоновая музыка)

Ведущий. Дедка бабке помог, и испекся Колобок.

Бабка. Сейчас я его остужу на окошко положу.

(Звучит фоновая музыка)

Колобок. Надоело мне лежать, поучусь-ка я читать (берет сказки, читает). Надоело мне читать, лучше я пойду гулять.

Ведущий. Покатился колобок, колобок- румяный бок. Кого встретил, угадай-ка: Летом серый, зимой белый?. Ну, конечно, Зайку.

(Звучит мелодия для зайца)

Заяц. Эй, румяный колобок, ущипну тебя за бок.

Колобок. Ты Зайчишка, не спеши. Я спою, а ты спляши.

  (Колобок поет)

Я веселый колобок, у меня румяный бок. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, обмануть я всех смогу – от тебя я убегу!

Ведущий. Покатился колобок, колобок – румяный бок. Кого встретил колобок, может, ты поймешь? Кто с колючками в спине? …. Ну, конечно, ёж!

(Звучит мелодия для ежа)

Ёж. Эй, румяный колобочек, отщипну тебя кусочек! Колобок. Ты, колючий, не спеши, я спою, а ты спляши!

 (Колобок поет)

Я веселый колобок, у меня румяный бок. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел. Обмануть я всех могу – от тебя я убегу!

Ведущий. Покатился колобок, колобок – румяный бок. А кого он встретил, а кого приметил? Кто зимой холодной, бродит злой, голодный? Ты в загадках знаешь толк. Догадался? … .Это волк.

(Звучит мелодия для волка)

Волк. Колобок, я есть хочу и тебя вмиг проглочу!

Колобок. Ты, волчище не спеши, я спою, а ты спляши!

(Колобок поет)

Я веселый колобок, у меня румяный бок. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, обмануть я всех смогу – от тебя я убегу!

Ведущий. Покатился колобок, колобок- румяный бок А кого теперь он встретил, кто его там заприметил? Кто ужасно косолапый, любит мед, сосет он лапу? Поскорее мне ответь Это был большой медведь!

(Звучит мелодия для медведя)

Медведь. Колобочек, колобок, у тебя румяный бок, до чего же ты хорош, от меня ты не уйдешь!

Колобок. Дядя Миша, не спеши, я спою, ты попляши!

 (Колобок поет)

Я веселый колобок, у меня румяный бок, я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, обмануть я всех смогу – от тебя я убегу!

Ведущий. Покатился колобок, колобок –румяный бок, а навстречу вот краса идет рыжая …. кто? Лиса!

(Звучит мелодия для лисы)

Лиса. Колобочек, колобок, у тебя румяный бок. И куда ты держишь путь? А не хочешь отдохнуть?

Колобок. Ты, лисичка, не спеши, я спою, а ты спляши!

(Колобок поет)

Я веселый колобок, у меня румяный бок. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел. Обмануть я всех смогу – от тебя я убегу!

Лиса. Что –то стала я стара, мне на пенсию пора. Сядь ко мне на носок и пропой еще разок.

Ведущий. Колобок расправил грудь и состроил глазки.

Колобок. Прежде чем пуститься в путь прочитал я сказки. Старой хитростью живешь, но меня не проведешь!

ВОТ КАК ВАЖНО БУКВЫ ЗНАТЬ, СКАЗКИ ВОВРЕМЯ ЧИТАТЬ!

Ведущий. Вот и сказке конец, а кто слушал и смотрел – молодец!

2.5 Выставка книг «Прочитайте детям».

Заключение.

 Сбор фотоматериала, для создания презентации «Моя любимая сказка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почитай мне, мама, сказку

Консультация для родителей...

Консультация "Почитай мне мама сказку"

Чтение сказок для детей – это не только интересно и полезно, но и приятное времяпровождение для родителей и детей. Это развитие речи и памяти. Благодаря сказкам, ребенок начи...

Консультация для родителей "Почитай мне, мама, сказку!"

Консультация для родителей"Почитай мне, мама, сказку!"...

Консультация для родителей «Почитай мне, мама, сказку!»

В наше время трудно оторвать детей от планшета и компьютера. Родители редко читают детям книги. А дети порой и не желают слушать, не проявляют любознательность.К сожалению, в ритме современной жизни м...

Консультация для родителей "Почитай мне, мама сказку! "

Чтение сказок для детей – это не только интересно и полезно, но и приятное времяпровождение для родителей и детей. Это развитие речи и памяти. Благодаря сказкам, ребенок начинает знакомиться с о...

Консультации для родителей. Почитай мне мама сказку, Влияние русского народного творчества на обогащение словаря детей 4-5 лет.

Как знакомить ребёнка с миром художественной литературы.Какое вличние народное творсчество имеет на обогащение словаря детей 4-5 лет....