План по самообразованию педагога-психолога «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием арт-терапевтических методов»
материал

Бубнова Светлана Юрьевна

План самообразования по теме «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием  арт-терапевтических методов».  Педагог-психолог организует свою работу в образовательном учреждении  в трёх направлениях: работа с детьми, с педагогами и родителями. Повышение уровня профессиональной компетенции в реализация коррекционно-развивающего направления работы в ДОУ посредством современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС ДО. На 2020-2025 годы была выбрана тема по самообразованию, изучение методического материала работы по арт-терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей № 75» Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан

План самообразования

 на тему «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием  арт-терапевтических методов»

педагога-психолога

г.Нижнекамск

Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием  арт-терапевтических методов».

Цель: Повышение уровня профессиональной компетенции в реализация коррекционно-развивающего направления работы в ДОУ посредством современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи: 

  1. Овладение новыми методами арт-терапии в работе с детьми через обучение на курсах, тренингах, изучение литературы, интернет ресурсов, изучение передового опыта других педагогов и т.д.
  2. Активное внедрение методов арт-терапии в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ с учетом ФГОС ДО.
  3. Развитие эмоционально-волевой и социально-личностной сферы дошкольников через творчество, искусство.
  4. Создание условий для самореализации и самовыражения детей дошкольного возраста, уделяя особое внимание детям группы риска.
  5. Обобщение и распространение полученного опыта по теме самообразования через консультации, мастер-классы, участие в конкурсах, публикации в СМИ и т.д.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.

Повышать квалификацию на курсах для педагогов.

Методическое

Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов, выступления с докладами на педсоветах, медико-педсоветах, конференциях, семинарах.

Информационно-технологические технологии

Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru).

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии.

Этапы самообразования:

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

Организационно - диагностический

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Практический

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса.

Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС.

Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах.

Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

Консультативная помощь воспитанникам и родителям.

Ведение профессионального портфолио.

Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку.

Реализация данной темы рассчитана на пять лет

(2020 – 2025 учебные года)

2020-2021 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Проанализировать свои профессиональные затруднения.

Сентябрь

2.

Составление плана работы по самообразованию.

Сентябрь

3.

Изучение ФГОС дошкольного образования.

Сентябрь

4.

Посещение занятий опытных педагогов, занимающихся данной проблемой.

В течение года

5.

Изучение работы педагогов региона через публикации в периодической печати, сайты.

В течение года

6.

Сбор банка данных по теме «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием  арт-терапевтических методов»: презентации, статьи.

В течение года

7.

Пройти обучение на тренингах для педагогов-психологов ДОУ НМР на базе ДОУ №34  на тему «Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми».

В течение года

8.

Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию.

Сентябрь-октябрь

9.

Систематизация накопленного и последующего материала по теме ««Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием  арт-терапевтических методов».

В течение года

10.

Разработка перспективных планов занятий по теме с учетом ФГОС ДО.

В течение года

11.

 Изучение литературы из приведенного перечня  (приложение «Литература»).

Январь

12.

Открытое занятие для учителей начальных классов и студентов ИЭУП с применением методов арт-терапии.

Февраль

13.

Итоговое занятие для родителей по социально-эмоциональному развитию детей подготовительной к школе группы с  применением методов арт-терапии

Май

14.

Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования

По плану старшего воспитателя

2021-2022 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь  

2.

Обучение на тренингах для педагогов-психологов ДОУ НМР на базе ДОУ №34 на тему «Мандала в работе с детьми и взрослыми»

В течение года

3.

Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

По плану старшего воспитателя

4.

Составление картотеки коррекционно-развивающих сказок в решении детских проблем.

В течение года

5.

Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций.

В течение года

6.

Пополнение и изучение литературы по теме самообразования.

В течение года

7.

Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми группы риска.

Выявление динамики развития эмоционально-волевой сферы детей группы риска.

В течение года

Конец года

8.

Пополнение  базы  диагностических методик.

Сентябрь-октябрь

9.

Обобщение опыта работы по теме «Арт-терапия в работе с детьми группы риска»

Январь  

10.

Участие в ММО «Познание мира детьми дошкольного возраста по средствам музыки и изобразительного искусства с учетом ФГОС» с вышеуказанным материалом

Январь

11.

Подготовка  воспитанников к участию в конкурсах и выставках творческих работ.

В течение года

12.

Подготовка консультации для родителей по теме самообразования.

В течение года

2022-2023 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Изучение опыта работы педагогов региона через публикации в периодической печати, сайты.

В течение года

3.

Обучение на тренингах для педагогов-психологов ДОУ НМР по теме самообразования

В течение года

4.

Разработка проектов по теме самообразования

В течение года

5.

Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

В течение года

6.

Открытое занятие для педагогов ДОУ по работе с детьми группы риска

Октябрь

7.

Пополнение профессиональной библиотеки и изучение периодической печати в ДОУ

Ноябрь

8.

Проведение релаксационных пауз и тренингов для профилактики эмоционального выгорания с применением методов арт-терапии

В течение года

9.

Оформление выставки творческих работ воспитанников, выполненные в рамках занятий по арт-терапии

Январь

10.

Анкетирование родителей и проведение круглого стола отцов с тренингом детско-родительских отношений

Февраль

11.

Прохождение курсов повышения квалификации по профилю.

2-е полугодие уч. года

12.

Подготовка папки-копилки с различными видами и вариантами мандал для детей и взрослых.

В течение года

13.

Итоговое занятие по социально-эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста с применением методов арт-терапии.

Март

14.

Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ.

Май

2023-2024 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Подготовка статей для публикации в электронном издании дошкольного образования НМР (для родителей и педагогов).

В течение года

3.

Обучение на тренингах для педагогов-психологов ДОУ НМР.

В течение года

4.

Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

В течение года

5.

Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

В течение года

6.

Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских.

В течение года

7.

Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме.

Январь

8.

Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

В течение года

9.

Активное участие в работе педсовета, медикопедсовета в ДОУ.

В течение года

10.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

В течение года

11.

Повышение знаний в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

В течение года

12.

Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за годы реализации.

Май

2024-2025 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения и для студентов педагогического колледжа.

декабрь

3.

Продолжение работы над выбранной методической темой.

В течение года

4.

Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы.

Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации»

Сентябрь - январь

5.

Изучение опыта работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года»  через Интернет.

В течение года

6.

Знакомство с новыми формами, методами и приемами в воспитании, обучении детей  дошкольного возраста в соответствии с методической темой.

В течение года

7.

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей).

Ноябрь, март

8.

Разработка пособий, дидактических игр по теме самообразования.

В течение года

9.

Распространение педагогического опыта работы через организацию и проведение регионального семинара на базе МБДОУ

По плану образовательного учреждения

10.

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме  самообразования: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием  арт-терапевтических методов».

По плану старшего воспитателя.

                                                                   

    Литература:

1. Андреенко Т.А Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. 2018-128 с

2. Вологодина Н.В. Сказкотерапия или как стать победителем. 2006.- 256 с.

3. Воронова А.А Арт-терапия для дошкольников. Учебно-методическое пособие..– М; ТЦ Сфера, 2018.- 128 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д Игра с песком. Практикум по песочной терапии/.- СПб: Речь 2015.-256 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Проективная диагностика в сказкотерапии. Сбп Речь. 2003 – 208 с.

6. Киселева.  М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми– СПб: Речь, 2014 .-160 с.

7. Копытин А.И.Диагностика в Арт-терапии: метод «Мандала». М-Психотерапия, 2 Копытин А.И. Психодиагностика в арт –терапии. СПб. Речь.2014. 288 с.

8. Капская А.Ю., Т.Л.Мирончик Подарки Фей. Развивающая сказкотерапия для детей. СБП, Речь. 2008 – 123 с.

014.-144 с.

9. Кутовая М.С. Сказки от слез – СПб: Речь, 2014. – 96 с.

10. Панфилова М.А Игротерапия общения. ТОО ИнтелТех,Москва 1995-156 с

Татаринцева А.Ю.,Куклотерапия в работе, педагога и логопеда, СБП. Речь.-СБП. 2007.-102

11. Погосова Н.М.Цветовой игротренинг 2007 – 152с.

12. Хухлаева О.В.,О.Е.Хухлаев Лабиринт души: терапевтические сказки..2014.-175 с.

13. Федосеева М.А. Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет.– Сфера. 2018 – 122 с.

14. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. СБп. Речь 2004 .-  168


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение ИКТ педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе с детьми в группах ОНР»

Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современнойкультуры, в том числе, и в сфере образования. Использование ИКТорганично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога ...

Использование цветного песка педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...

Рабочая программа педагога – психолога по коррекционно – развивающей работе с детьми 2 – 7 лет.

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы психолого – педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой, и программы ...

Изменения и дополнения к рабочей программе педагога – психолога по коррекционно – развивающей работе с детьми 2 – 7 лет.

Основания для вносимых изменений:Зачисление в логопедическую группу ребенка с РАС с УО.Характер (содержание) вносимых изменений: 1. Добавить в содержательный раздел пункт 2.10.Основные направления кор...

Программа самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий педагогом – психологом в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Информатизация в настоящее время рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, ...

План по самообразованию педагога-психолога "Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"

Песок – это удивительный природный материал, который действует на детей как магнит. Дети с огромным удовольствием играют с песком, оставляя на нём отпечатки своих рук, чертят линии, создают замк...

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...