Главные вкладки

    Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста.
    консультация (старшая группа) на тему

     В данной статье рассматривается использование современных методов и технологий в работе педагога-психолога. Эти методы разработаны отечественными нейропсихологами (А. В. Семенович, Л. С. Цветковой и др.) и опираются на закономерности развития мозговых механизмов психической деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл korrektsiya.docx49.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нейропсихологическая коррекция в работе с детьми

    с нарушениями в развитии

    Аннотация: в данной статье рассматривается использование современных методов и технологий в работе педагога-психолога. Эти методы разработаны отечественными нейропсихологами (А. В. Семенович, Л. С. Цветковой и др.) и опираются на закономерности развития мозговых механизмов психической деятельности.

    Ключевые слова: нейропсихологическая коррекция, метод замещающего онтогенеза, сенсомоторная коррекция, восстановительное обучение, дети с нарушением онтогенеза, дети с трудностями в обучении.

    В психологии на сегодняшний день существует много различных направлений и подходов коррекции и реабилитации процессов развития, но, несмотря на это проблема эффективности психологической помощи детям остаётся очень актуальной.

    Десять-пятнадцать лет назад коррекционные программы чаще всего представляли собой набор упражнений, направленных на тренировку слабой функции. Например, если у ребёнка страдала память – в заданиях предлагалось запомнить и воспроизвести различные стимулы, если у ребёнка были трудности произношения – нужно было многократно повторять звуки слова по образцу логопеда. Т. е. и без того слабое звено в психической деятельности ребёнка получало дополнительную нагрузку без исследования причин его недостаточности.

    В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получило наиболее эффективное направление – нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. Этот подход дал возможность создать ряд высокоэффективных технологийкоррекционной работы, в основе которых лежит системный подход к коррекции развития ребёнка.

    Нами на базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции применяются следующие нейропсихологические системы:

    - комплексная методика сенсомоторной коррекции, созданная группой психологов под руководством А. В. Семенович;

    - методы восстановительного обучения, разработанные Цветковой Л. С.

    В рамках нейропсихологической коррекции по Семенович А. В. реализуется принцип замещающего онтогенеза, предполагающий развитие мозгового обеспечения психических функций.

    Метод замещающего онтогенеза (МЗО) заключается в соотнесении актуального статуса ребёнка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. Проще говоря, основной принцип коррекции – прохождение непройденных этапов. Коррекционная работа ведётся по двум направлениям:

    - с использованием методов двигательной коррекции;

    - с использованием собственно когнитивных методов.

    Первой и основной коррекционно-абилитационной целью МЗО является формирование у ребёнка сенсомоторных взаимодействий. Здесь максимально используется психомоторная коррекция. Формируемое на этом уровне сенсомоторное обеспечение всех психических функций активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус. Комплекс этих технологий ориентирован на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока мозга (таблица 1).

    Постепенно в этот процесс интегрируется нейропсихологическое сопровождение развития специальных когнитивных функций, а именно речи, письма, пространственных представлений, памяти и т. д. Коррекция познавательных процессов связано с воздействием на 2-ой функциональный блок мозга.

    Последний этап направлен на повышение уровня саморегуляции и произвольного контроля (оптимизация структур 3-го функционального блока).

    Таблица 1. Трёхуровневая система методики

    Уровни

    Коррекционные методы направлены

    на элиминацию дефекта и

    функциональную активацию:

    Уровень стабилизации, активации иэнергоснабжения психических процессов

    подкорковых и стволовых образований головного мозга

    Уровень операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов

    задних и премоторных отделов правого и левого полушарий мозга и их взаимодействия

    Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психических процессов

    передних (префронтальных) отделов мозга

    Для осуществления коррекционного воздействия используются двигательные упражнения:

    l  упражнения, повышающие уровень активации больших полушарий мозга (массаж кистей рук, стоп ног, ушных раковин; пальчиковая гимнастика; дыхательные упражнения);

    l  упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, нормализацию мышечного тонуса («Яйцо», прокатки, растяжки);

    l  упражнения для развития базовых сенсомоторных взаимодействий, крупной моторики, пространственных представлений (глазодвигательные упражнения, параллельные и перекрёстные движения, различные виды ползания, игры с мячом, графические упражнения);

    l  упражнения, направленные на формирование произвольности и внимания (стоп-игры, игры с правилами, формулировка вопросов, «объяснялки», развитие коммуникативных навыков

    ПРИМЕР ПРОГРАММЫ

    «Мытье головы» – кончиками пальцев массировать голову в направлении: ото лба к макушке; ото лба до затылка; от ушей к шее.

    «Паучки» – пальцы плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

    «Обезьяна расчесывается» – правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно; затем левая рука – от правого виска к левой части затылка.

    «Ушки» – уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются 3 раза сверху вниз и 3 раза оттягиваются в стороны.

    «Глазки отдыхают» – закрыть глаза, межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

    «Веселые носики» – потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. После этого проделать 3-5 поглаживающих движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон.

    «Рыбки» – рот немного приоткрыт, взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой – нижнюю; выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево.

    «Расслабленное лицо» – руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.

    «Гибкая шея» – массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения.

    «Теплые ручки» – растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно. Имитация « силового мытья», растирания и пожатия рук.

    «Домик» – сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.

    «Потягивания» – потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки, постепенно напрягая все тело, как «струнку». Осуществлять потягивания поочередно каждой рукой вправо, влево, вверх, вниз, вперед, назад.

    «Тянемся к солнышку» – стать у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. На вдохе поднять руки вверх, задержать дыхание и потянуться еще выше « к солнышку», не отрывая пяток от пола.

    «Шаги» – шагать в медленном темпе попеременно, касаясь то правой, то левой рукой противоположенного колена (12 раз), затем продолжить упражнение, касаясь одноименного колена (12 раз), далее сзади дотронуться правой рукой до правой пятки, аналогично с левой рукой (по 12 раз), завершить касанием сзади каждой рукой противоположенной пятки (12 раз).

    «Буратино» – одновременно поднимать одноименную руку и ногу, сгибая их в локтевом или коленном суставе ( походка Буратино), то же упражнение выполняется, сгибая правую руку и левую ногу и наоборот.

    Литература

    1.  Корнеева В. А. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития у детей младшего школьного возраста / Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С.) // Лечение детей с психосоматическими расстройствами. - С-Пб., 2002

    2.  Султанова А. С. Программа сенсомоторной коррекции при психосоматических расстройствах в детском возрасте / Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков // Под ред. Ю. С. Шевченко. - С-Пб, 2003

    3.  Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2008

    4.  Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2002

    5.  Цветкова Л. С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. Москва – Воронеж, 2005

    6.  Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Учимся видеть и называть. Методика развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет. М., 2008

    7.  Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. «Школа внимания». Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 2004

    8.  Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003

    9.  Семаго Н. Я., Семаго М. М. Психологические особенности проблемных детей. М., 2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте

    Предложенные программы, средства и методы развития ребенка могут быть использованы как трамплин для приобретения нашего индивидуального профессионального почерка; как образцы создания психо...

    Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

      Первая продуктивная деятельность ребенка - это изобразительная деятельность. В нашем детском саду этому виду деятельности уделяется большое внимание. Однако,  для правильного планир...

    Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"

    Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста  с задержкой психического развития"...

    Нейропсихологический аспект развития лексической стороны речи у детей дошкольного возраста в условиях сада комбинированного вида.

    Обращение к нейропсихологии – едва ли не единственный сегодня эффективный путь развития дефектологии, и в частности, логопедии. Изучение нейропсихологии помогает получить представление не только о вне...

    Рабочая программа педагога–психолога «Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста» на 2018 – 2019 учебный год.

    Что мешает некоторым детям благополучно освоить программу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и учебную программу начальной школы? Особое место среди причин стойкой неуспеваемости...

    Пути коррекции детей дошкольного возраста с эхолалией.

    Одной из  необходимых для созревания центра речи ступеней считается эхолалия – явление, когда человек повторяет услышанную чужую речь.Эхолалия – это не самостоятельный диагноз, а симп...