Консультация для воспитателей "Театрализованная игра с детьми раннего возраста"
консультация по теме

Уланова Людмила Викторовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная игра с детьми раннего возраста

       Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является её разновидностью.
         Сюжетно-ролевая игра появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет.
         Ребенок в своем взрослении проходит ряд этапов, и так же постепенно развивается его игра: от экспериментирования с предметами; затем появляются первые сюжеты, потом прибавляется вхождение в роль и, наконец, драматизация сюжетов.
Театрализованная игра появляется в определенный период и словно вырастает из сюжетно-ролевой игры. Это происходит в более старшем возрасте, когда дети стремятся не только воспроизводить сюжеты реальных взаимоотношений взрослых, но им становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней свои        чувства.
          Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют общую структуру (строение).
Они включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила.
Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят все, что видят вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески передает замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители        в        игре.
         Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.
Даже детям раннего возраста интересны игры с куклами, небольшие инсценировки. Маленьким детям нравится выражать свои эмоции в образно-двигательных импровизациях под музыку. Яркие впечатления, оставленные сюжетной игрой взрослого с ребенком, будут той первоосновой, на которой впоследствии разовьются начальные игровые умения, дальнейшие творческие качества детей.
Оба вида игры, сюжетно-ролевая и театрализованная, относятся к творческим играм.
В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием        «игра-драматизация».
           Театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, по мнению Л.С.Фурминой,        принимаетдве        формы:

    - когда действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы);

     - когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль.
          Первые игры (предметные) – это различные виды кукольного театра; вторые – это игры–драматизации.

             Другой подход описан в работах Л.В.Артемьевой. Театрализованные игры в этом случае        делятся        на        две        основные         группы:

       *режиссерские        игры;

       *игры-драматизации.
            К режиссерским относится настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. В этих играх ребенок или взрослый действует за всех персонажей.
В настольном театре традиционно используется театр игрушек, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды настольного театра: баночный театр, вязаный театр, театр коробочек,        кружек        и        др.
             К стендовым видам театра относятся: стенд-книжка, театр на фланелеграфе,        теневой        театр.
           К играм – драматизациям Л.С.Артемьева относит игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого и ребенка), который при этом может использовать надетые на руки куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.
Игра-драматизация – это игра, которая обычно не требует специальной подготовки играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя. Мотив такой игры лежит в самом её процессе, а не в результате.                                         В игре-драматизации литературный сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть действовать творчески, по-своему. По утверждению ученых, в любой игре есть возможность        драматизации.
             Вместе с тем, игра-драматизация, при соответствующем оформлении, легко может перерасти в драматический театр, в театральную постановку. При этом игра «для себя» превращается в «спектакль для других», что диктует совершенно разные методические подходы к педагогическому руководству театрализованной игрой.
В первом случае педагог заостряет внимание на поддержание интереса к игровому процессу; во втором – мотив деятельности переключается с процесса на результат.   Появляется        спектакль,        поставленный        силами        детей.
             Развитие творческой активности и игровых умений детей происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого воспитатель использует этюды, тренинги и упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой        деятельности.
             Этюды – это эмоционально-игровые ситуации, в которых ребенок по предложенной взрослым теме создает определенные художественные образы («Расцветает цветок», «Котята просыпаются»). Такие этюды можно назвать играми – этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая.
Упражнения служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план. Так, для тренировки движений рук воспитатель использует образные сравнения: «Маши руками, как бабочка крылышками; еще мягче, легче».
            В ходе этюдов и упражнений подбирается музыка, соответствующая определенному движению. Слушая музыку, дети могут сами фантазировать «увиденные» при помощи воображения образы.
            В процессе игр, этюдов, упражнений воспитатель заботится о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он использует игровой материал. Всякое обращение к ребенку должно иметь эмоционально выраженный подтекст, который говорит о том, что хочет сказать своим обращением воспитатель. Ребенок постепенно учится «считывать» информацию и овладевает выразительными средствами. Упражнения могут иметь специально ориентированный характер: на жест («прошу садиться», «подойди ко мне» и др.). В этюдах воспитатель также может создать эмоционально – игровые ситуации: «Котенок радостно бежит», «Грустный утенок гуляет по лужам».
              Воспитатель использует диалоги для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого взрослый берет стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь. В играх воспитатель может использовать сюжеты, близкие к сюжетно-ролевой игре («В парикмахерской», «В магазине», «У доктора» и др.).
          Для работы над продолжительным действием берут, обычно, народные сказки.              Оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель (от трех до пяти). В этот период сказка легко запоминается детьми, не требует специального разучивания текста, так как он запоминается непроизвольно. В этот период воспитатели обеих рабочих смен читают сказку, фрагментарно обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях. Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминают роли героев, поэтому проблема замены отсутствующего ребенка в день премьеры решается сама собой: любой может сыграть за товарища. Постепенно знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки, ее образном строе. Детей будет интересовать игра по сказке довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то читать текст, то обыгрывать эпизоды, то проводить этюды и упражнения на тему сказки, то работать над оформлением (музыкальным, живописным).
          В группе раннего возраста театрализованная деятельность представляет собой игру с куклой (игрушкой), знакомство с первыми сюжетами, участие в первых несложных импровизациях. В этом возрасте, считают психологи, происходит сдвиг в развитии игровой деятельности. Появляются первые представления о роли. Ребенок осваивает действия, связанные с сюжетом и ролью, - мамы, пациента, врача. Наиболее важным представляется сюжетно-игровое действие с предметом. Для насыщения ребенка художественными впечатлениями необходимо чаще показывать игровые сюжеты: инсценировки с участием двух-трех персонажей настольного театра, театра мягкой игрушки, на фланелеграфе.
Педагогическое руководство игрой в данном возрасте заключается в предоставлении большого выбора предметов, образцов сюжетных действий с ними,        самих        сюжетов.
         Применение в работе фольклорного материала позволяет стимулировать эмоциональные проявления детей, расширять их диапазон и силу. Произведения малых фольклорных форм таят в каждой строчке особое настроение, сюжет. Требующие от педагога владения техникой ролевого воплащения при помощи движения, интонации, мимики. Образное слово, повторы, привлекательные персонажи, доступные сюжеты помогают детям адекватно реагировать на подобные        произведения.
          Знакомство с миром театра в данном возрасте начинается именно с кукольного, как наиболее близкого детям. Показывая мини-пьески в театре кукол, воспитатель передает палитру переживаний через интонацию и, по возможности, через внешние действия героя. Воспитатель должен обращать внимание на четкость дикции, на не слишком быстрый темп действий и речи при показе инсценировок, с тем чтобы дети могли следить за действием.
Уже с первых игр надо учить ребека создавать элементарную предметно-пространственную среду: готовить необходимый игровой материал. В действительности, место игры оборудует взрослый, но так, чтобы ребенок принимал в этом непосредственное посильное участие.
             Для развития театрально-игровой деятельности детей данного возраста необходимо расширять детские впечатления. Помимо театрализованных игр-занятий, нужно рассказывать о животных, читать сказки, рассматривать иллюстрации, проводить экскурсии по детскому саду, по его территории.
Театрализованная игра позволяет малышам вступить с миром в такие взаимоотношения, в которые он не может вступить сам из-за ограниченности возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период. Консультация для молодых воспитателей групп раннего возраста.

Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложныйдля малыша. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 «Алёнушка» городского округа город Выкса Узяковой Анны Ивановны.

14.12.2017г. Заседание РМО №2.Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ»  воспитателя МБДОУ №25 &laq...

Консультация для родителей «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период»

Уважаемые родители, в вашей жизни и в жизни вашего ребенка наступил очень ответственный период: поступление в детский сад - новое для него место с незнакомыми детьми, взрослыми. Почти каждая мама, при...