Главные вкладки

    Статья по теме: "Использование ИКТ-технологий в работе с детьми по ФЭМП".
    статья на тему

    Безручкина Татьяна Витальевна

    Данная статья может быть полезна воспитателям и методистам дошкольной организации, студентам ВУЗов. Важное значение оказывает использование ИКТ – технологий в обучении детей математике (другими словами при формировании у дошкольников элементарных математических представлений).. Возможности использования компьютера с его периферийными устройствами в непосредственной образовательной деятельности – огромные. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx22.67 КБ

    Предварительный просмотр:

                Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий.   Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Процесс информатизации в дошкольных образовательных учреждениях обусловлен требованием современного развивающегося общества. Информационные технологии вносят значительные изменения в содержание образования, способствуют повышению его качества, оптимизации методов обучения, позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для педагога, так и для детей. В сегодняшних условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу, ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому встаёт задача  о необходимости заранее готовить ребенка к постоянному взаимодействию с информационными технологиями и в разработке системы содержательной работы с программным обеспечением, так как дошкольное воспитание является первым звеном образования.

    Такие специалисты в области дошкольного образования как, Комарова Т.С., Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. высказывают свою позицию «за» и «против» в использовании ИКТ в работе с дошкольниками.

            Работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.) подтверждают целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников. Учеными отмечается развивающая роль компьютерно-игрового комплекса в детском саду в работе с детьми, начиная с пяти лет. В нашей стране, начиная с 1987 г. ведется работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой. В 2008 г. разрабатываются теоретические основы применения ИКТ в воспитательно - образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников.

         Прежде всего, необходимо определить, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы. Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

    «Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

    Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация ребенка к жизни в информационном обществе.

    Надо понимать, что ИКТ это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Здесь подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.                                                            Современное развитие информационных технологий и уровень распространения вычислительной техники в образовательных учреждениях позволяют воспитателю сегодня использовать компьютер как повседневное средство обучения дошкольников. 

    Важное значение оказывает использование ИКТ – технологий в обучении детей математике (другими словами при формировании у дошкольников элементарных математических представлений).. Возможности использования компьютера с его периферийными устройствами в непосредственной образовательной деятельности – огромные. Самые несложные презентации созданные в приложении Microsoft  Office Power Point  выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание ребёнка, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы воспитателя. Использование мультимедийных пособий при проведении НОД по ФЭМП является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации педагогической деятельности, развития творческих способностей дошкольников и создание благополучного эмоционального фона.

    В некоторых детских садах имеются компьютерные классы. Для формирования элементарных математических представлений педагоги используют развивающие компьютерные игры. Многие дети уже свободно владеют компьютером, но компьютер для них это только игра, жизнь в виртуальном мире. Это для них забавно и интересно. Необходимо помочь понять ребенку, что компьютер может стать для них другом и помощником в усвоении знаний. Решая подобные задачи во время НОД с использованием компьютера, они убеждаются в этом.  НОД с детьми  с использованием компьютера не изолирована от педагогического процесса. Она предлагается в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и образовательную деятельность, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Существует много компьютерных программ предназначенных для развития элементарных математических представлений детей 4-7 летнего возраста.

    1. Программы для обучения счету и обозначению множества цифрой.

    2. Закрепление знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами (плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.) :

    3. Ориентировка в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год).

    4. Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов. В компьютерных программах этой серии дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете, учатся решать задачи на сложение и вычитание, определять состав числа (в пределах 10) ». Они внимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах. При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания.

    Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха.

    Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно.

    Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.   Грамотное использование компьютера в ДОУ ставит ребёнка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя, его возможности, ребёнок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира.

    Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой и формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, активность, инициативность и в то же время усидчивость, внимательность, сосредоточенность.

    НОД по ФЭМП  с использованием компьютера помогает решить следующие дидактические задачи:

    • усвоить базовые знания по предмету;
    • систематизировать усвоенные знания;
    • сформировать навыки самоконтроля;
    • сформировать мотивацию к учению;
    • оказать   учебно-методическую   помощь   детям   в самостоятельной   работе   над учебным материалом.

    Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели НОД:

    Образовательный аспект: восприятие детьми учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

    Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у дошкольников, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности детей.

             Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

    В соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.1.1249-03  образовательная деятельность с использованием компьютера проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 1 раза в неделю продолжительность работы ребёнка за компьютером 8 - 10 минут и общая продолжительность 25 минут. Занимаются дети подготовительных и старших групп по подгруппами по 6-8 человек.

            С целью предупреждения возникновения утомления глаз после работы за дисплеем монитора в заключительной части работы на компьютере обязательно проводятся гимнастики для глаз, калейдоскопы, гимнастики для улучшения мозгового кровообращения. Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения мы используем обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, «рубка дров»…)

            А так же применения компьютера в детском саду позволяет  выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ.
    Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывают у детей огромный интерес к деятельности с ним.
    Во-вторых, компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
    В - третьих, это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, являются стимулом познавательной активности детей.
    В - четвертых, компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
    В - пятых, компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, другие неожиданности и необычные эффекты).
    В-шестых, компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

    Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы выходим на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Требования к использованию ИКТ технологий в работе с детьми с нарушением зрения".

    Современное образование и Требования ФГОС ДО  ставит перед воспитателями задачу стать первыми  для ребенка проводниками в мир новых технологий, наставниками в выборе компьютерных игр, помога...

    Опыт работы по теме: "Использование интерактивных технологий в работе с детьми"

    Данный материал посвящен особенностям использования ИКТ в работе с детьми...

    Публикация статьи на сайте: «Использование ИКТ-технологий в работе с детьми ОВЗ»

    У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей с ОВЗ является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюс...

    Статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми подготовительной группы"

    В статье описан опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе, так как дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического...

    Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшей группы»

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет ребёнок проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...