Главные вкладки

    Гендерное воспитание в условиях детского сада в соответствии с требованиями ФГОС
    презентация на тему

    Колесниченко Людмила Викторовна

    Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается омужествление девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где  – слабый).

    Причины:
    1. Большой процент разводов в обществе;
    2.
    Преобладание неполных семей;

    3. Главенствующая роль матери в семье;
    4. Пассивное участие мужчин в воспитании детей;

    5. Отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек.
    6.
    Программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект;
    7.
    Низкий процент мужчин-педагогов;
    8.
    Преобладание в предметно-развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий;

    9. Построение педагогического процесса без учета гендерных особенностей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gendernoe_vospitanie.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ д/с «Золушка»

    Гендерное воспитание

    в условиях детского сада
    в соответствии с требованиями ФГОС

                                                       Подготовила: Воспитатель гр. №2 «Сказка»

                                                       Колесниченко Людмила Викторовна

                                                    г. Волгодонск 2014 г.

    Вводная часть. (2 слайд) 

    Тема гендера, гендерного воспитания очень актуальна в настоящее время. Из-за постоянных изменений в современном обществе, разругаются традиционные гендерные стереотипы. Между мужчиной и женщиной происходит «смазывание» ролей. Женщины стали жестче, а мужчины мягче. Поэтому очень важно строить здоровые взаимоотношения между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками.

    Социальное осознанное воспитание начинается с дошкольного учреждения. Ведь  пол ребёнок начинает различать в 3 года. И одним из важнейших условий эффективного формирования полоролевой идентичности у дошкольников - компетентность педагога. Поэтому возникает вопрос «Как воспитать настоящих мужчин и женщин?» Везде хороша «золотая середина», т.е. дифференцированный поход с учётом половых признаков. Итак, с чего же мы начнём? Чтобы правильно воспитывать и обучать, надо хорошо познать объект своих педагогических воздействий.

    Цель: Обогащение педагогического опыта методами и приемами гендерного подхода к воспитанию дошкольников.

    Задачи:

     - Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.

     - Повысить компетентность в вопросах гендерного воспитания детей.

    Теоретическая часть. Немного о терминах.  (3-4 слайд)

    ГЕНДЕР– социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и  включающий в себя психологические, социальные и культурные  отличия  между  мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

    Наряду с этим понятием часто звучат словосочетания половое воспитание, гендерное воспитание. В чем различие этих понятий?

    Половое воспитание – воспитание, основанное, прежде всего на знании физиологических особенностей полового развития ребенка.

    Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине, в школах.

    Половое воспитание является широким понятием, которое включает в себя несколько составляющих.

     1) знакомство ребенка со строением человеческого тела, анатомо-физиологическими различиями.

    2) подразумевает ознакомление ребенка с основами половой жизни.

    3) призвано прививать ребенку гигиенические навыки.

    Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике. Это формирование социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом в зависимости от биологического пола.

    (5 слайд) Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём-четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением взрослых. Под руководством взрослых, через подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье, где  многое определяют традиции.

    (6 слайд) Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

    Психологические отличия мальчиков и девочек:

    1.        Девочки более послушны, чем мальчики.

    В раннем детстве девочки действительно более послушны. Это запрограммировано природой. Женщины лучше приспосабливаются к окружающей среде, чем мужчины. Но в подростковом возрасте картина несколько меняется. И группа мальчиков более послушно следует указаниям старших, чем девочки.

    2.        Мальчики больше хотят отличиться.

    Это не столько желание, сколько констатация факта. Для природы особи женского пола более «ценны», поскольку именно они могут воспроизводить себе подобных. Они – главные хранительницы генотипа, а на мужских особях природа чаще экспериментирует. У мужчин больше отклонений, чем у женщин.

    3.        Мальчики более изобретательны, чем девочки.

    Так было задумано природой. Питерский нейрофизиолог В. Д. Еремеева говорит, что поисковое поведение природа предусмотрела для самцов в сложных ситуациях.

    Среди изобретателей мужчин существенно больше, чем женщин. Однако это совсем не означает, что мальчики более способны и одаренны, чем девочки. Исследования психологов показали, что одаренных девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам картина меняется, одаренных мальчиков становится больше. Девочки-«вундеркинды» по большей части превращаются в «таких, как все». Почему? Возможно, срабатывает некая генетическая программа, а может быть, виной та самая «приспосабливаемость и адаптивность», которая на этот раз сыграла отрицательную роль.

    4.        Девочки более работоспособны, чем мальчики

    Не совсем так. Просто работоспособность у мальчиков и девочек разная.

    Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются-то они по девочкам. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. Учитель сразу заметил это, т. к. контакт с девочками у него налажен хорошо - он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, урок переходит в другую фазу. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой для урока материал. Но самое важное уже дано, а они его пропустили или не поняли, т. к. в нужный момент уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные знания были низкими. Урок окончен. Но был ли он рассчитан на мальчиков, на особенности их физиологических и психологических функций? К сожалению, нет.

    5.        Мальчики занимают больше места

    Во-первых, это связано с поисковым поведением мальчиков, с необходимостью постоянно осваивать новое пространство. Во-вторых, девочки опираются на т. н. «ближнее зрение». Они любят маленькие уголки, уютные домики, где до всего можно дотянуться рукой. У девочек уже генетически заложено – она хранительница очага, создатель уюта в доме. Мальчики же, в основном, ориентируются на «дальнее зрение» – им нужно бегать друг за другом, бросать различные предметы.

    Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.

    6.        Мальчики не должны плакать

    7.        Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух.

    В общем, правда, хотя, конечно, существуют и индивидуальные особенности. Поэтому то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать в действии. Но и мальчикам, и девочкам очень важно не преподносить готовых решений, а побуждать их к самостоятельному поиску. При этом нужно учитывать, что мальчики в первую очередь видят целое, а только потом части; а девочки, наоборот, видят части, а потом объединяют их в целое.

    (8 слайд) И для того, чтобы личность ребенка развивалась правильно, используются следующие основные методы :

    - Игра (Сюжетно-ролевые, дидактические, полоролевые игры)

    - Беседы (Сказки, колыбельные песни, пословицы и др.)

    - Проблемные ситуации (Обсуждение рассказа, мультфильма и т.д.).

    (9 слайд) Образовательное пространство, в котором проводят время дети, - это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков. Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир.

    Поэтому при организации предметно-пространственной среды группы необходимо стараться сделать ее:

    • Оптимально насыщенной;
    • Целостной;
    • Многофункциональной;
    • Трансформируемой;

    Наряду с этим, при оформлении предметно-пространственной среды, можно использовать:

    Различную маркировку, подчёркивающую гендерную принадлежность. Чтобы каждый ребёнок имел возможность многократного подтверждения, что он - это мальчик, а она - это девочка.

    – дифференцировать спортивную форму и фартучки для труда (для мальчиков - синие футболки и фартучки, для девочек - розовые);

    – дифференцировать стульчики и кроватки (на спинке стула и кровати для мальчиков - синие треугольники, для девочек - красные);

    - в туалетной комнате на двери повесить таблички, полотенца разного цвета или маркировка.

    – внести схемы-действия, отражающие эталоны поведения представителей мужского и женского пола, способствующие усвоению соответствующих правил поведения;

    – оформить индивидуальные конверты для раздаточного материала (для мальчиков - жёлтые, для девочек - красные);

    – в каждом из уголков разместить сюжетные картинки с изображением ситуаций, демонстрирующих различные способы действия представителей мужского и женского пола (на кухне: папа точит нож, ремонтирует раковину, мама готовит обед, украшает пирожные; в уголке природы: мальчик копает землю лопатой, девочка поливает цветы; в уголке красоты поместили альбом с причёсками, как для девочек, так и для мальчиков и т. д.).

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

    Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы вли...

    Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС (Из опыта работы).

    Детство - этап подготовки к будущей жизни. Правильно организованная развивающая среда в группе позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности....

    Статья "Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС"

    СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИС ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...

    Создание условий в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС ДО

    В Организации должны быть созданы условия для:● повышения квалификации педагогических и руководящих работников (в том числе по их выбору) и их профессионального развития;● консультативной поддержки пе...

    Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

    Полноценная предметно-развивающая среда в группе является одним из важнейших условий развития детей в группе....

    «Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС»

    Полноценная предметно-развивающая среда в группе является одним из важнейших условий развития детей в группе....