Педагогическая культура
консультация на тему

Бороздина Татьяна Александровна

Консультация для педагогов "Педагогическая культура" и памятка для педагогов "Педагогическая культура". На педагога возложена ответственная миссия: не только  обучать  (развивать интеллектуальные способности, закладывать  определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного  педагога, на мой взгляд, является его духовно-нравственная культура и этика. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая культура.

На педагога возложена ответственная миссия: не только  обучать  (развивать интеллектуальные способности, закладывать  определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного  педагога, на мой взгляд, является его духовно-нравственная культура и этика.

Важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы является профессиональная культура педагога. Педагог - это ключевая фигура системы образования. Уровнем развития его профессионализма и нравственной культуры определяются любые успехи, как в этой сфере, так и в развитии общества в целом. Поэтому необходим высокий уровень профессиональной культуры педагога.

В педагогической науке понятие Педагогическая культура определяется как динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя, в качестве компонентов которой выделяются:

а)педагогическая позиция и личностные качества;

б)профессиональные знания и культура педагогического мышления;

в)профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности;

г)саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога.

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики.

Педагог должен обладать:

1. Педагогическим авторитетом - это его моральный статус в коллективе воспитанников и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.  Педагогический авторитет основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого.

Не желая работать над собой, некоторые педагоги стремятся завоевать авторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного авторитета.

Авторитет подавления. Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства педагога в своих правах и возможности держать воспитанников в страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ. Грубый окрик, неуважение личности  ребенка свойственны такому педагогу.

Авторитет педантизма.  У такого педагога существует система мелочных, никому не нужных условностей. Систематические придирки педагога к воспитанникам не согласуются со здравым смыслом.  Воспитанники теряют уверенность в своих силах, могут грубо нарушать дисциплину.

Авторитет резонёрства. Педагог, пытаясь завоевать авторитет у воспитанников, выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая, что это единственная возможность воспитать детей. На красноречие такого педагога воспитанники быстро перестают обращать внимание.

Авторитет мнимой доброты. Проявляется чаще у начинающих педагогов в силу отсутствия педагогического опыта.  Попустительство,  всепрощение приводят к игнорированию всех указаний педагога,  над его просьбами воспитанники чаще всего посмеиваются.

2. Педагогическим тактом - уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям.

Основными элементами педагогического такта являются:

– требовательность и уважительность к воспитаннику;

– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

– деловой тон общения;

– внимательность, чуткость педагога.

Педагогический такт проявляется:

– во внешнем облике педагога;

– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к воспитанникам;

– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

– в самокритичной оценке своего труда.

Педагогический такт – важнейшая профессиональная черта воспитателя. Порой взрослые бывают нетактичны по отношению к детям, чем наносят вред их воспитанию. Причиной отсутствия педагогического такта у некоторых работников детских учреждений является низкая педагогическая подготовка, незнание психики детей. Такие воспитатели не могут правильно оценить последствия применяемого ими приема.

Пример: детям старшей группы сказали, чтобы родители купили белые носки для выступления на празднике. Проверяя выполнено ли ее распоряжение, воспитательница встретила Иру вопросом: «Ты принесла носки?»  - Нет.

- Тогда мы тебя не возьмем на праздник». Воспитательницу поддержала няня: «Твоя мама, Ира, не могла купить тебе носки за 30 рублей!»

Воспитатель не остановила няню и вообще махнула рукой в сторону девочки, подчеркивая, что та забыла сказанное и весело играет с детьми. Вечером, когда за Ирой пришла мама, девочка, обычно ласковая, выбежала навстречу ей из групповой комнаты, грубо толкнула ее и сказала «Пожалела купить носки мне за 30 рублей?»

Результат бестактности взрослых не замедлил сказаться на поведении детей.

Бестактность педагога может быть постоянной чертой, а может быть временной, вызванной раздражением.

Бестактными бывают воспитатели, которые любят детей и свою работу, но не умеют владеть своим настроением, не способны к самообладанию. Частая смена их настроения ведет к необдуманному выбору мер воздействия на детей, резкому переходу от близости к неожиданному отчуждению. У таких воспитателей нет определенной линии поведения. Все зависит от настроения. Ясно, это как дезорганизует детей и отрицательно на них сказывается.

«Воспитатель сам должен быть воспитан» (К.Маркс) - это известное изречение Маркса подчеркивает огромную ответственность педагога перед самим собой.

Он всегда эталон для детей, всегда образец для подражания. К нему, как ни к кому другому имеет отношение высказывание А.П.Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо и одежда, и душа и мысли».

Воспитывать собственной воспитанностью! Вот девиз требовательного к себе педагога.

Определить, как воспитателю поступать во всех конкретных случаях, невозможно: ведь характеры детей, с которыми приходиться работать, различны. Педагогический такт зависит от личности педагога. Истинный такт может проявлять только всесторонне подготовленный воспитатель.

Воспитатель обязан в любом случае владеть собой, быть достаточно сдержанным и всегда помнить, что главное для него в любой ситуации – это дети, их самочувствие, восприятие, воспитание.

День ребенка в детсаду наполнен разнообразными делами и заботами, интересными и веселыми затеями, занятиями и посильным трудом, на смену будням приходят праздники. Утром детей встречает воспитатель с приветливой улыбкой, а тех, кто болезненно переносит расставания с мамой, постарается отвлечь интересной игрушкой. Сегодня в руках у воспитателя веселый Буратино, а завтра – мохнатый медвежонок. Игрушки здороваются с малышами, рассказывают им смешные истории. Одного они расспрашивают о его нехитрых, но значительных делах, обращают внимание на красивое платье другого.

Найти ключ к сердцу каждого ребенка! Это всегда не просто, ведь ребенок – неповторимая индивидуальность.

Вы – педагоги. Как вы организуете жизнь детей, чтобы каждый день приносил им радость. Детям нужен воспитатель, который «все знает, все умеет, все объяснит и поможет, покажет. Играет с ними «взаправду, а не понарошку». В такого воспитателя дети верят, любят его. В разговорах и спорах дети, то и дело ссылаются на авторитет этого воспитателя: «А Вера Петровна сказала…»

Воспитатель, уважающий себя, свою профессию, непременно уважает и своих воспитанников, видит в каждом из них человека и потому ищет в подходе к ним самые гуманные способы, обращения.

Такой педагог всегда старается смотреть на себя и свои действия как бы со стороны, глазами другого человека – очень  требовательного и критически мыслящего.

Относитесь к каждому воспитаннику так, как бы хотел ты, чтобы относились к твоему ребенку – вот главная заповедь, которой руководствуется педагог в своей деятельности.

Такой педагог умеет контролировать каждое свое слово, жест, поступок. Ведь от того, как он выглядит в глазах детей, зависит очень многое: станут ли они верить в него, в его авторитет, будут ли податливы педагогическим влияниям, возникнет ли в них стремление быть похожими на своего наставника, желание стать лучше. Вот поэтому и появляются любимые и нелюбимые воспитатели.

Знание педагога обязывает ко многому. Без постоянного роста, творческого вдохновения, любви к детям, нет педагога.

«Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце. Он должен быть для ребенка таким же дорогим и родным человеком как мать».  (В.А.Сухомлинский.)

Если воспитатель умеет видеть себя глазами детей, то многие «секреты» педагогики раскрываются перед ним, так как он понимает детскую душу.

Обычные будни детского сада таят в себе великое множество ситуаций, которые он использует в воспитательных целях. И важно как воспитатель поведет себя в них.

Важное качество воспитателя – любовь к детям и знание их индивидуальных особенностей.



Предварительный просмотр:

Девять правил, выполнение которых позволит воздействовать на людей, не оскорбляя и не обижая их

Правило 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.

Правило 2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

Правило 3. Сначала вспомните и поговорите о собственных ошибках, а затем критикуйте собеседника.

Правило 4. Вместо того чтобы что-то приказывать, задавайте собеседнику вопросы.

Правило 5. Предоставляйте людям возможность спасти свой престиж.

Правило 6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи, отмечайте каждый их успех, будьте "чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу".

Правило 7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они обязательно будут стараться оправдать.

Правило 8. Чаще прибегайте к поощрению, создавайте впечатление, что ошибка, которую вы заметили, легко исправима. Делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

Правило 9. Добивайтесь, чтобы люди с радостью делали то, что вы предлагаете.

Педагогическая культура.

«Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце. Он должен быть для ребенка таким же дорогим и родным человеком как мать». (В.А.Сухомлинский.)

«Воспитатель сам должен быть воспитан» (К.Маркс)

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо и одежда, и душа и мысли». (А.П. Чехов)

Найти ключ к сердцу каждого ребенка! Это всегда не просто, ведь ребенок – неповторимая индивидуальность.

Воспитатель обязан в любом случае владеть собой, быть достаточно сдержанным и всегда помнить, что главное для него в любой ситуации – это дети, их самочувствие, восприятие, воспитание.

Этика делового общения «по горизонтали»

(между  рядовыми членами коллектива). Общий этический принцип данной формы общения:  «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Некоторые принципы общения «по горизонтали» приведены ниже:

• не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого,

• попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы,

• не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить,

• рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей,

• не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,

• не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у дошкольников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.

4. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

5. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: устрашать, воодушевлять, увлекать, успокаивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дошкольного образовательного учреждения в повышении педагогической культуры семьи (методическое пособие для воспитателей ДОУ)

Успех сотрудничества между родителями и воспитателями во многом зависит от взаимных установок семьи и ДОУ. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленно...

Консультация для воспитателей.Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию педагогической культуры родителей

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Использование различных мет...

Формирование педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ как психолого-педагогическая проблема

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Гл...

Педагогические средства формирования педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ.

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Гл...

Цикл психологических занятий для родителей «Психолого-педагогическое сопровождение формирования педагогической культуры родителей как условие эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Психологические игры по формированию коммуникативной компетентности; психогигиенические игры по преодолению семейных конфликтов; аутотренинги по овладению навыками быстрого устранения агрессивного пов...

Семинар-тренинг для педагогов ДОУ «Психолого-педагогическая культура как основной фактор педагогического мастерства»

Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками....

Семинар-тренинг для педагогов ДОУ «Психолого-педагогическая культура как основной фактор педагогического мастерства»

научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками....