Главные вкладки

    Экспресс- диагностика по методике Савенкова "Карта одарённости"
    методическая разработка на тему

    Акимова Елена Степановна

    Экспресс- диагностика по методике  Савенкова "Карта одарённости"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                                         

                                                                                                              Обшая характеристика

          Эта методика создана Савенковым на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для упрощения методики обработки результатов было выброшено несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

    Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

    • Первая и основная функция - диагностическая.

    С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только данному ребенку "портрет" развития его дарований.

    • Вторая функция - развивающая.

    Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

    Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

    Инструкция

    Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

    (++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

    {+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

    (0) - оцениеаемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

    (-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

    Оценки ставьте на листе ответов.

    Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

    Обработка результатов

       

    Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Количество плюсов (минусов) свидетельствует о степени выраженности склонности. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

    группа___________________________

    учебный год______________________

    воспитатели______________________________________

            

    Параметры

    одаренности

            Интеллектуальная одаренность

    Фамилия, имя ребенка

    1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать

    абстрактными понятиями.

    1. Проявляет большой интерес и исключителыные способности к

    классификации.

    1. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между

     причиной и следствием.

    4. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

    5. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

    6. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

    7. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

    Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

    группа___________________________

    учебный год______________________

    воспитатели______________________________________

            

    Параметры

    одаренности

            Творческая одаренность

    Фамилия, имя ребенка

          1.  Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

    2. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

    3.  3Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

    4. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.

    5. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

                6. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

                 7. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

    8. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

            Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали

              (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-)

    группа___________________________

    учебный год______________________

    воспитатели______________________________________        

    Параметры

    одаренности

            Академическая (научная) одаренность

    Фамилия, имя ребенка

            1. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".

    2. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтонужно запомнить.

    3. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

    4. 4. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

    5. Проявляет ярковыраженную, разностороннюю любознательность.

              6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

     7.          7. Умеет делать выводы и обобщеня.

             8.  В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

            Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и  минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под  каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку с     тепени ени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

    группа___________________________

    учебный год______________________

    воспитатели______________________________________

    Параметры

    одаренности

    Художественно-изобразительная одаренность

    Фамилия, имя ребенка

    1.  В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

    2.     Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

    3. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

    4. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

    5. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

    6.         Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

    7        7.    Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

    8. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

              Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс

            и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите вниз под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

    группа___________________________

    учебный год______________________

    воспитатели______________________________________

            

    Параметры

    одаренности

            Музыкальная одаренность

    Фамилия, имя ребенка

                        1. Проявляет большой интерес к музыкальиым занятиям.

    2. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

    3. Хорошо поет.

    4. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

    5. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

    6. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

                 7. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

    8. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

                 Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по

    вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы

          баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

    группа___________________________

    учебный год______________________

    воспитатели______________________________________

    Параметры

    одаренности

            Литературная одаренность

    Фамилия, имя ребенка

    1. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

    2.  Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

    3      Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

    4     4. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

    5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

    6.    Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

    7. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

    8. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

         Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали

    (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите

    внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

    группа___________________________

    учебный год______________________

    воспитатели______________________________________

    Параметры

    одаренности

            Артистическая одаренность

    Фамилия, имя ребенка

    1.    Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

    2.  Интересуется актерской игрой

    3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

    4.   Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

    5. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

    6.   Стремится вызывать эмоционалыные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

    7.      С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

    8. Любит игры-драматизации.

             Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали

          (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

    группа___________________________

    учебный год______________________

    воспитатели______________________________________

            

    Параметры

    одаренности

            Техническая одаренность

    Фамилия, имя ребенка

    1.  Интересуется механизмами и машинами.

    2    2.Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

    3. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск",

    4. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

        5. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

             6. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

    7. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

    8. Быстро и легко осваивает компьютер.

          Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали    

    (      (  плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

    группа___________________________

    учебный год______________________

    воспитатели______________________________________

    Параметры

    одаренности

            Лидерская одаренность

    Фамилия, имя ребенка

                        1.  Инициативен в общении со сверстниками.

    2. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

    3. Легко общается с детьми и взрослыми.

    4. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

    5. Часто руководит играми и занятиями других детей.

    6. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

             7. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

    8. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

             Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали

           (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).

    группа___________________________

    учебный год______________________

    воспитатели______________________________________

            

    Параметры

    одаренности

            Спортивная одаренность

    Фамилия, имя ребенка

              1. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

    2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

    3. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

    4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

    5. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

    6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

          7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

    8. Физически выносливее сверстников.

            Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали

                (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов        характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Первичную экспресс- диагностику дошкольников можно осуществить с помощью педагогов.

    Первичную экспресс- диагностику дошкольников можно осуществить с помощью педагогов, непосредственно работающих с детьми. Эта диагностика позволяет педагогу-психологу увидеть группу глазами воспи...

    Экспресс-диагностика А.В.Савенкова по выявлению способностей у детей

    С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех де...

    Экспресс - диагностика по методике Александра Савенкова.

    С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех де...

    Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

    Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...